
В рижском особняке дворян Мансуровых царило радостное настроение. Глава семейства, Борис Павлович, вместе с супругой Марией Николаевной и старшей дочерью Екатериной собирались в храм на торжественный благодарственный молебен, который они заказали по случаю долгожданного выздоровления от тяжёлой болезни своей младшей дочери — Натальи. Много месяцев провели Мансуровы в тревогах и неизвестности. В 1886-м году, по рекомендации докторов, они переехали из Москвы, где прежде постоянно проживали, в Ригу — врачи советовали Наташе перемену климата. И вот, усилиями медиков и горячими молитвами родных совершилось чудо — девушка твёрдо пошла на поправку! Однако для выездов из дома Наталья была пока ещё слишком слаба и по настоянию врачей пока ещё лежала в постели. Поэтому, хотя и очень хотела, всё же не могла сопровождать родителей с сестрою. Перед самым выходом из дома Мария Николаевна зашла в комнату к выздоравливающей. Увидев мать, Наталья привстала в подушках и взволнованно сказала:
— Мама, мне бы хотелось в благодарность Богу сделать что-нибудь нужное для людей, помочь. Помнишь, как в Москве?..
Мария Николаевна обрадовалась желанию дочери. Супруги Мансуровы была щедрыми благотворителями и дочерей, Екатерину с Натальей, учили по-христиански помогать ближним. Ещё живя в Москве, они все вместе участвовали в деятельности церковно-приходского попечительства Пименовской церкви. Обходили дома бедных прихожан, расспрашивали об их нуждах и каждому старались помочь. Мария Николаевна ласково погладила дочь по щеке и заверила её, что здесь, в Риге, они обязательно продолжат заниматься делами милосердия.
22 января 1889 года на средства Мансуровых в Риге была открыта бесплатная Воскресная школа для женщин и девочек из неимущих семей. Основные хлопоты по её устроению взяли на себя Наталья и Екатерина, а мать, Мария Николаевна, с готовностью во всём им помогала. «Нельзя не радоваться тому, что стараниями юных энтузиасток в Риге имеет место столь благое дело», — писала по поводу открытия школы газета «Рижский вестник».
А между тем в планах у «юных энтузиасток» было ещё немало добрых дел! Спустя два года, в 1891-м, девицы Мансуровы открыли в Риге приют для девочек-сирот. На его содержание выделили крупную сумму из личных средств, а также вдохновили на щедрые пожертвования многих богатых и знатных горожан. Денег оказалось достаточно, чтобы в том же году открыть ещё и женскую богадельню. Помимо этого, Екатерина и Наталья вместе со своей матерью постоянно опекали заключённых Рижской женской следственной тюрьмы и приняли активное участие в открытии приюта для арестантских детей.
Но самым заветным желанием сестёр Мансуровых было устроение женского монастыря. В 1892 году они получили от Святейшего Синода разрешение на объединение открытых ими школы, приюта и богадельни в православную Свято-Троицкую женскую общину. В сентябре того же года состоялась закладка храма общины во имя преподобного Сергия Радонежского. Резной дубовый иконостас для него пожертвовал сам отец Иоанн Кронштадтский; он же благословил Екатерину и Наталью на монашество. Они приняли постриг в 1901-м, а спустя год получили распоряжение о преобразовании Свято-Троицкой общины в монастырь.
Свято-Троицкий монастырь в Риге сохранился до наших дней и лучше всяких биографов свидетельствует о жизни сестёр Мансуровых, их бескорыстной доброте и жажде служения людям.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема