6 декабря 1890 года у Тихвинской часовни, что неподалёку от Александро-Невской Лавры, остановился экипаж. Из него вышла молодая женщина; с большим трудом, при помощи извозчика, она на руках вынесла из экипажа мальчика-подростка. Это был её брат. Ребёнка трясло, конечности его неестественно дёргались. Было видно, что он очень болен. В часовне начинался молебен иконе Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»; на лавку перед нею женщина и уложила больного.
Когда священник стал читать Евангелие, судороги у ребёнка вдруг прекратились. Он открыл глаза. Какой-то мужчина, стоявший рядом, поднял мальчика, чтобы тот приложился к иконе. И вместо того, чтобы положить ребёнка обратно на лавку, поставил его на ноги. Женщина в испуге бросилась к больному, и вдруг услышала голос брата: «Не бойся, Катя, я теперь могу ходить!»
На следующий день о чуде знал уже весь город. «Петербургский листок» писал о чудесном исцелении Николая Грачёва, отрока, страдавшего неизлечимым нервным недугом.
Действительно, после того памятного молебна Коля совершенно выздоровел: мог ходить, разумно говорить, припадков больше не было. В благодарность Господу за исцеление Николай принял монашеский постриг в петербургской Троице-Сергиевой пустыни. А сестра его, Екатерина Константиновна Грачёва, решила посвятить себя заботе о таких же, каким прежде был и её брат Коля, больных детях. По благословению и при поддержке архимандрита Игнатия Малышева, настоятеля Троице-Сергиевой Пустыни, Екатерина у себя в доме открыла «Церковный приют для детей-идиотов и припадочных». Первые же месяцы работы приюта показали, что в воспитанниках недостатка не будет. Постепенно Екатерина сделала к дому основательную пристройку; так приют смог вместить гораздо большее количество детей. К Екатерина Константиновне приводили страдающих нервными тиками, имеющими умственные отклонения, задержку в развитии. Она всех встречала как родных, ухаживала за несчастными — некоторых из них приходилось буквально кормить с ложечки. Но всё же Грачёву не отпускала мысль: это не всё, что можно сделать для детей. Екатерина Константиновна мечтала открыть для воспитанников своего приюта... школу!
Доктора пытались охладить её пыл, уверяя, что обучение умственно отсталых невозможно. Но Екатерина, в жизни которой уже произошло одно чудо, знала — невозможное людям возможно Богу. И поступила так, как подсказывало ей сердце. С помощью методик собственной разработки, развивающих игр и нехитрых пособий, Грачёвой удалось выучить читать, считать, а главное, самостоятельно заботиться о себе в быту даже глубоко отсталых ребятишек. В мае 1889 года Екатерина Константиновна организовала перед чиновниками и врачами показательный экзамен, на котором её воспитанники продемонстрировали достигнутые результаты. А уже в августе приют во имя Царицы Небесной был официально признан школой. Жители приюта стали получать ещё и образование.
Монахиня Амвросия Оберучева, в прошлом известный врач, посетила школу Екатерины Константиновны и в своих мемуарах оставила яркое свидетельство той самоотверженности и любви, с которой здесь относились к больным детям: «Сюда принимают и калек, и совершенных идиотов, их учат даже отличать правую руку от левой. Но главное — духовная сторона: по рисункам, которые развешены по стенам, им постепенно разъясняют Священное Писание. Сколько любви, веры и христианского терпения надо иметь посвятившим себя этому делу! Воистину это подвижницы!» — писала она.
Именно со школы Приюта во имя Царицы Небесной, основанной Екатериной Константиновной, началось в России развитие педагогической работы с умственно отсталыми детьми, которой Грачёва посвятила всю свою жизнь. И всю жизнь благодарила она Матерь Божью за то, что Та своим чудом указала ей путь.
Зачем любить деревья? Светлана Чехова
Каждый день в летний период я рано утром выхожу на пробежку в парк. Признаюсь, что порой сложно заставить себя подняться с тёплой постели, но как оживают душа и тело от сочетания движения и ощущения близости природы.
Пока бегу по дороге слушаю в наушниках лекцию, а зайдя в зелёные аллеи, все выключаю и начинаю настраивать слух на звуки природы. Это — и щебетание птиц, и шелест листвы, и мягкий плеск воды в озере. Вдыхаю воздух. Он так свеж и чист, что не напиться им. Бегу.
Дорожки для бега идут серпантином. Окружают их и просторные равнины, и пологие холмы, и густые рощи, и гладкие озера. Но моё внимание неслучайно привлекают деревья. Совсем недавно читала заметки святого Космы Этолийского, где он пишет, что люди станут бедными, потому что не будут любить деревья. И, действительно, как бедна душа, которая погрязла в заботах о материальном и не видит красоту природы, не любит её. А Бог нам все уже дал для радости прямо сейчас. И солнце, и ветер, и деревья, и чистое небо над головой. Ведь мы сами делаем себя несчастными, больными, удаляясь от природы.
Когда я, будучи волонтёром, ухаживала за онкобольными с четвертой стадией рака, заметила, что многие на протяжении последних вообще не бывали на природе. А некоторые категорично говорили о том, что её не любят, им нравится быть только в городе. Конечно, не закономерность, но мне кажется, есть над чем задуматься... Я навсегда запомнила слова моей бабушки, что чем ближе человек к природе, тем больше в нем здоровья.
Благотворное воздействие природы на человека замечено давно. Издревле многие иноки селились в отдалённых уголках, в горах, лесах, в дикой природе. Там молились, трудились и испытывали, в том числе, духовную радость от соприкосновения с красотой сотворенного Богом мира.
Я увидела это своими глазами, когда летом приехала на остров Валаам. Глядя на отвесные скалы, хвойные деревья и зеркальную гладь Ладоги, так и хотелось повторять слова из 26-го псалма Царя Давида: «Одного просил я у Господа: созерцать красоту Господню во все дни жизни моей!».
Природа — свидетельство о Боге. Второе Евангелие. В ней все гармонично и идеально. Созерцая ее, мы приходим к понимаю величия Творца, Его мудрости во всем. Об этом написано в Евангелие от Матфея: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут, ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!».
Все для человека! Вся эта красота для нас. Она умиротворяет, побуждает в человеке благоговейное желание прославления Бога и высокие эстетические ощущения.
И вот, пробегая рядом с раскидистыми ивами, могучими дубами, кучерявыми берёзами и зелеными липами, которые стоят неподвижно уже: 20, 30, 60, 100 лет, я не мчусь мимо. Я вижу. Я люблю. Я благодарю Бога за красоту. И также понимаю, что задача человека в отношении к природе — не просто пользоваться, питаться ею и ставить себе на службу, а заботиться и хранить.
Поэтому раз в год с детьми, мы обязательно выбираемся на посадку деревьев. А также участвуем в субботниках, облагораживании территорий в городе. Сажаем растения и у себя в саду. Преподобный Амфилохий Макрис говорил: «Кто растит дерево, растит надежду, растит мир, растит любовь и получит благословение от Господа». Беречь. Любить. Охранять нашу природу. Нашу Родину. И тогда мы будем и здоровее, и счастливее и через красоту мира приблизимся к вратам Царствия Божия.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
7 декабря. О подлинной радости христианина
В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».
О подлинной радости христианина — священник Николай Дубинин.
Очевидно, что апостолам очень понравилось, что они получили власть над нечистыми духами. И эту радость Христос заметил. И Он им сделал миролюбивое, но все же замечание. Не о том радуйтесь, что вам духи повинуются. Вы не для этого апостолами стали. Вы должны радоваться о другом, о том, что вы в Царстве Божьем, что вас Господь в Царство Божье зовет. И мы с вами, христиане, тоже должны вот эту главную радость в своей жизни не забывать.
Мы не тому радуемся, что, может быть, там после исповеди вышел, и у тебя грехи простились. Или ты с батюшкой знаком. Или квартиру тебе освятили, и ты такой вот счастливый. Эта радость больше душевная. Но духовная радость подлинная, она в том, что мы для Бога родные. Что Бог нас любит. И что у нас есть возможность быть с Ним всегда. Так и нам, христианам, не какого-то внешнего эффекта от нашей веры нужно ждать и радоваться. А от главного, что мы с Богом. И мы для Бога родные.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О ревности Божьей и человеческой
В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Я ревную о вас ревностью Божиею».
О ревности Божьей и человеческой — протоиерей Максим Горожанкин.
Что такое ревность Божия и ревность человеческая? Господь любит нас и ревнует в хорошем смысле слова о нашем спасении. То есть его ревность — это забота и усердие о том, чтобы мы спаслись. Спаслись в свободе и любви.
Когда же ревнует человек, то его ревность может застилать все другие чувства. Именно ревность делает этот шаг от любви к ненависти. Мы же должны ревновать, то есть заботиться о том, чтобы нам быть с Богом в мире и любви, и с людьми быть тоже в мире и любви.
Все выпуски программы Актуальная тема