
В мемуарах знаменитого врача Николая Ивановича Пирогова есть весьма любопытный эпизод. Когда будущему доктору ещё не исполнилось десяти лет, заболел его старший брат. Беднягу мучили приступы ревматизма. Пятеро медиков по очереди осматривали его, назначали лечение, но так и не смогли ничем помочь. И тогда к больному пригласили Ефрема Осиповича Мухина. Доктор медицины, профессор Медико-хирургической академии, главный врач московской Голицынской больницы, в конце 18 — середине 19 века он был светилом отечественной медицины. Однако званиями и учёными степенями не кичился. Он откликался на зов каждого, кто к нему обращался. Неважно, откуда этот зов исходил — из роскошного дворца или бедной лачуги. Вот и к старшему сыну мелкого чиновника Пирогова он поспешил тотчас. С больным был внимателен и чуток. Осматривая, старался подбодрить и успокоить. А уходя, ласково потрепал по голове младшего Пирогова — Николая. На мальчика произвело сильнейшее впечатление даже не то, что после визита Мухина брату быстро полегчало. А то, как участливо и неравнодушно держал себя доктор. Его искренняя доброта и желание помочь. «Всё постороннее исчезало для него, оставался только больной с его жалобами и страданиями», — вспоминал Пирогов. Именно тогда Николай решил, что обязательно станет врачом — таким же, как Ефрем Осипович.
Мухин сам с детства мечтал лечить людей. Но там, где он родился — в маленьком селе Зарожное Чугуевского уезда Харьковской губернии, на докторов, конечно, не учили. В Харьковском коллегиуме — гимназии с пансионом — Ефрем изучал естественные науки. А первой медицинской школой для него стала Русско-Турецкая война 1787-1789 годов. На фронте Мухин был санитаром. Отличился, самоотверженно спасая раненых при штурме Очакова, и был награждён медалью «За храбрость». И только в 1795-м, уже тридцатилетний Ефрем Осипович стал вольнослушателем Московского университета. Опыт и знания, приобретённые на войне, оказались настолько солидными, что очень скоро со студенческой скамьи Мухин переместился на кафедру. Он экстерном сдал экзамены за полный курс обучения. Преподавал, вёл научную работу и при этом имел весьма обширную практику. У Мухина лечились первые люди империи — такие, как граф Алексей Орлов-Чесменский или грузинская царица Мария Георгиевна. И в то же время его пациентом мог стать крестьянин или рабочий. Совершенно бесплатно. К примеру, первую в истории отечественной медицины успешную нейрохирургическую операцию Ефрем Осипович провёл строителю, которого привезли к нему из Донского монастыря. Штукатурщику по имени Григорий упал на голову тяжёлый кирпич и проломил череп. Товарищи уже готовились хоронить бедолагу. А Мухин всего за полчаса извлёк из глубокой раны осколки раздробленной кости. В тот же день больной пришёл в себя, а уже через неделю поднялся на ноги.
Ефрем Осипович был пионером вакцинации от оспы. В 1801 году он сделал пациенту первую прививку от этой болезни. А спустя 15 лет Мухин стал автором первого учебника по анатомии, написанного на русском языке. Доктор хотел, чтобы российская медицина не слепо равнялась на запад, а развивалась самостоятельно. Именно Мухин придумал русскую медицинскую терминологию.
А ещё он остался в истории как щедрый благотворитель. Открыл аптеку для бедных. Опекал детей, осиротевших после войны 1812 года. Содержал на свои средства бедных талантливых студентов. В 1831 году Ефрем Мухин построил Троицкий храм в селе под Вязьмой, на Смоленщине, где приобрёл имение. Там он поселился, выйдя на пенсию. На последней своей лекции перед студентами Московского университета, Ефрем Осипович напутствовал их трудиться на благо людей и во славу Отечества. Как всю жизнь делал он сам.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема