
— Вы в это верите?
— Во что, сэр?
— В то, что тени так же важны, как свет.
— Я думаю, что все мы несовершенны, и каждому есть, что скрывать.
— Вы не чисты от природы так же, как и я от природы не порочен. Когда-то и я был полон нежных чувств, но я немало натерпелся от жизни. Теперь я крепок и твёрд, как эти мячики из индийской резины. Для меня ещё есть надежда?
— Надежда на что?
— На превращение из резинового мячика в человека.
Герой фильма режиссёра Франко Дзефирелли «Джейн Эйр», разочарованный в жизни аристократ Эдвард Рочестер, увлечён откровенным разговором с юной Джейн, новой гувернанткой его приёмной дочери. С первых минут знакомства он интуитивно чувствует, что эта невзрачная на первый взгляд девушка может сделать его счастливым и пробудить свет в его душе. Уже много лет Рочестер живёт в настоящем кошмаре. Когда-то старый приятель обманом уговорил его жениться на своей душевнобольной сестре Берте. Теперь несчастная женщина заперта в одной из дальних комнат особняка, и об её присутствии кроме хозяина дома знают только некоторые из слуг. Гувернантка Джейн часто слышит по ночам чей-то странный смех, но пока не догадывается, что именно скрывает от неё Рочестер. Да это и не так важно. Самое главное — её глубокое чувство к Эдварду и желание во всём помогать любимому человеку, даже если им не суждено быть вместе.
Сюжет романа британской писательницы Шарлотты Бронте, по которому снят фильм, уже второе столетие волнует читателей по всему миру. Главная героиня стала для многих девушек образцом любящей, преданной и сильной женщины, в любой ситуации верной своим принципам. Узнав, что Рочестер обвенчан с Бертой, Джейн твёрдо отказывается от своего шанса — хотя мужчина уговаривает её остаться с ним. И поступает она так не потому, что боится осуждения общества. Девушка сердцем чувствует, что жизнь во грехе не принесёт счастья ни ей, ни Эдварду. Она считает, что отказаться от незаконных отношений и просто сохранить чувство в своём сердце — это и есть высшее проявление любви и уважения к дорогому человеку.
— Я люблю тебя. Скажи, что любишь меня.
— Я люблю вас больше, чем когда-либо. Но я больше не произнесу этих слов. Я должна уехать.
Экранизация 1996 года — пожалуй, самая эмоциональная, светлая и жизнеутверждающая из многочисленных киноверсий романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Атмосфера особняка Рочестеров не так мрачна, как в книге, а живописные английские пейзажи озарены ласковым солнцем. Видно, как режиссёр любуется миром — прекрасным и зимой и летом, и в горе, и в радости. И, наконец, сама Джейн в исполнении французской актрисы Шарлотты Гейнсбур получилась в первую очередь горячо любящей и полной сострадания женщиной, а не упрямой защитницей своих прав. Уильяму Хёрту в роли Рочестера блестяще удалось передать всю глубину чувства немолодого и почти сломленного человека. Живые и выразительные лица обоих актёров, возможно, не соответствуют эталонам красоты. Но ведь сама писательница в своём романе специально сделала героев некрасивыми — чтобы показать, как настоящая любовь преображает каждого человека. Героиня влюбляется в Эдварда не за внешность или физическую силу. И когда в финале Рочестер теряет зрение из-за устроенного Бертой пожара (сама несчастная при этом погибает), его увечье нисколько не пугает Джейн.
— Ты останешься со мной? Но как?
— Я буду вашим другом, вашей сиделкой, вашей компаньонкой. Пока я жива, вы не будете одиноки.
— Я подобен старому дереву, мёртвому и разбитому молнией.
— Вы сильны и полны жизни. Вокруг вас будут расти и виться цветы, которым вы послужите опорой.
Фильм Франко Дзефирелли «Джейн Эйр» рассказывает о том, что истинное чувство — одновременно тяжёлое испытание и великая радость. Он учит в любых обстоятельствах хранить веру и жить по справедливости.
Подарим Платону возможность двигаться свободно

Пятилетний Платон не может самостоятельно ходить, поэтому родители возят его на коляске. Но его особенности не мешают ему быть общительным и любознательным. Мальчик с радостью посещает детский сад при помощи близких. Там у него друзья, разные занятия и прогулки. Платон любит петь, легко запоминает тексты и с удовольствием участвует в спектаклях. «Весной в детском саду Платону доверили главную роль», — рассказывает мама.
Дома он тоже не скучает. Учит слоги и каждый день просит читать ему книги. Потом пересказывает услышанное и придумывает свои увлекательные истории.
При всей его активности Платону не хватает самостоятельности и свободы передвижения. Мальчику так хочется самому перемещаться по дому, резвиться с детьми на улице и в целом меньше зависеть от помощи взрослых. Для этого ему необходима активная инвалидная коляска, лёгкая и удобная, созданная по индивидуальным параметрам. Он сможет управлять этой техникой сам.
Благотворительный фонд «Игра», который специализируется на помощи детям с двигательными нарушениями, открыл сбор на активную коляску для пятилетнего Платона из Санкт-Петербурга. Поддержать его и подарить мальчику свободу передвижения можно, сделав любой перевод на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Почему в мире существует зло?» Александр Михайловский
У нас в студии был доцент школы философии и культурологии Высшей школы экономики, доктор философских наук Александр Михайловский.
Разговор шел о том, почему в мире существуют зло и страдания, если Бог благ, и как на этот вопрос искали ответы богословы и философы в разные века.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных пяти так называемым «вечным» или «проклятым» вопросам: о Боге, о душе, о существовании зла, о свободе и о всеобщем спасении.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена христианскому пониманию Бога и можно ли доказать существование Творца (эфир 10.11.2025)
Вторая беседа с протоиереем Вадимом Леоновым была посвящена тому, что такое душа (эфир 11.11.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Кризисы и вера». Священник Александр Сатомский
У нас в гостях был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Мы говорили о кризисах в жизни человека, как они влияют на веру и религиозность, а также о том, как кризисы присутствовали и преодолевались в Библейской и церковной истории.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







