
Фото: Hari Nandakumar/Unsplash
Как-то мне удалось побывать в Бухаресте, столице Румынии. Гуляя по городу в сопровождении местного священника, я обратил внимание, что в Бухаресте сохранилось довольно много православных храмов. И это при том, что город имеет явные черты советской архитектуры.
Например, в самом центре Бухареста располагается знаменитый Дворец советов — огромное здание, построенное в 80-х годах 20 века по приказу диктатора Николае Чаушеску. Дворец действительно огромен. Его площадь составляет около 350 тысяч квадратных метров. Своими размерами дворец уступает только Пентагону.
Говорят, что идея построить Дворец пришла Чаушеску во время посещения им Северной Кореи, известной своими гигантскими партийными объектами. Ко Дворцу советов в Бухаресте ведет красивая улица «Бульвар единения» — румынская вариация на тему Елисейских полей Парижа. Со всех сторон этот бульвар окружен высокими постройками также эпохи Чаушеску.
Для того, чтобы Дворец и бульвар появились, нужно было освободить под них место. Так как стройка должна была идти в самом центре, все имеющиеся здания, в том числе и храмы, нужно было снести. Чаушеску был готов пойти на это. Тем более, что раньше ни древность, ни красота храмов его не останавливали. И множество церковных зданий по его приказу были в Румынии снесены.
Слава Богу, что проект по созданию Дворца советов и ведущего к нему бульвара осуществлялся архитекторами или верующими, или ценящими историческое наследие Румынии. Они и предложили Чаушеску не сносить храмы, а передвинуть их так, чтобы они не мешали стройке.
Свои доводы они подкрепили словами, которые напугали Чаушеску — заявили, что из-за своего отношения к храмам заграницей он прослывет варваром. Румынский диктатор заботился о своей репутации, и потому согласился на смелое предложение.
Начался потрясающий воображение процесс передвижения древних построек и он увенчался успехом. Например, был сохранен в целости древний монастырь Антим. Основанный в 18 веке, он является настоящим символом румынской церковной истории.
Своему названию эта обитель обязана святому Антиму или Анфиму Иверийскому, создателю румынского книгопечатания и богослужения. Благодаря ему, Румынская Церковь перешла со славянского языка, который был мало понятен ее членам, на язык национальный.
Символом монастыря святого Антима является улитка. Изображение улитки, обрамленной лавровым венком, находится над входом в обитель. Форму улитки имеет и ключ от главного храма монастыря. Улитка была личным гербом святого Антима, а затем перешла его монастырю.
Улитка — символ терпения и смирения. Как улитка, медленно, но верно стремится к своей цели, так и монастырь Антим устоял перед лицом атеистической власти и подобно улитке при помощи техники медленно переполз в новое для себя место, где и стоит теперь. Пример монастыря Антим не является единичным. Точно также были спасены от Чаушеску и иные храмы румынской столицы.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер