Недавно я наблюдала такую печальную картину. Мама с двумя детьми рядом со мной ожидали посадку на задержавшийся рейс в аэропорту. Все они явно очень устали, были голодны и хотели спать. Старший ребенок, которому было не больше 5 лет, захныкал и начал проситься домой. Мама сначала спокойно попросила его замолчать, потом повысила тон, в итоге, поскольку ребенок никак не унимался, начала кричать на него. В пылу гнева женщина начала обзывать малыша и унижать его. Ребенок зарыдал, младший братишка, глядя на него, подхватил плач. В дело вмешались люди, сидящие рядом — много всего услышала о себе эта мама.
Думаю, что почти каждый из нас бывал в такой ситуации: иногда в роли свидетеля, а иногда — и в роли родителя. На улице, в магазине нередко можно встретить мать или отца, кричащего на своего ребенка, обзывающего его... Почему это происходит? Почему родители не справляются со своими негативными эмоциями? Почему срывают свой гнев на ребенке?
Я могу сказать лишь о себе. К сожалению, я тоже иногда срываюсь на своих сыновей и кричу, а потом мне стыдно об этом вспоминать и я мучаюсь угрызениями совести. При этом чаще всего это бывает, когда копятся маленькие раздражения — одно за другим, чаша терпения переполняется... И тут ребенок со своим поведением становится последней каплей. Чаще всего в последнее время это происходит при подготовке домашнего задания с младшим сыном.
Я не очень люблю делать с ним уроки. Поэтому приходится каждый раз заставлять себя и его. Я даже хотела в моменты моих гневных вспышек записывать себя на видео, чтобы потом посмотреть со стороны на себя и научиться держать себя в руках. Но каждый раз, как я вспоминаю об этом своем желании, бывает уже поздно: скандал уже произошел.
Знаете, что я делаю теперь? У меня не всегда получается, но я очень стараюсь — захватить тот момент, когда все внутри закипает, когда мне кажется, что ребенок ничего не понимает и не хочет понимать, специально меня доводит и делает все назло. В этот миг нужно сделать глубокий вздох. А лучше два. Если не помогло — выйти в другую комнату, посмотреть в окно, выпить стакан воды. Главное — переключиться со своих негативных эмоций. И тогда уже не кажется все таким страшным и непреодолимым. Когда переключаешься со своего раздражения, становишься способной видеть всю ситуацию со стороны. Ребенок нуждается в моей помощи: ему трудно, у него не получается, он не понимает. А я отталкиваю его и наказываю своим раздражением и равнодушием к его проблемам. В такой ситуации плохо всем, и источник этого зла — во мне самой.
Еще очень помогает — в самый напряженный момент увидеть смешную сторону происходящего. Ну, правда же забавно: из-за такой ничтожности, как домашнее задание по русскому языку, ссорюсь с ребенком, расстраиваюсь так, как будто оно имеет какое-то значение!
Но главное, что надо мне запомнить: нельзя грубо разговаривать с ребенком — это должно быть табу. Нельзя называть его всякими злыми словами. Если я хочу сохранить с ним близкие, доверительные отношения. Если я хочу, чтобы он чувствовал себя счастливым и любимым.
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Давиденко

У нас в гостях был клирик храма Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Москве, тюремный священник при СИЗО № 7 протоиерей Алексей Давиденко.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и священническому служению, почему в начале 2000-х годов он оставил свою мирскую профессию и пошел учиться в семинарию, а также разговор шел об особенностях тюремного служения священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Проводники помощи». Екатерина Титова, Валентина Федькив
Гостьями программы «Делатели» были сестры милосердия, кураторы социальной деятельности в центральном федеральном округе от Синодального отдела по благотворительности Екатерина Титова и Валентина Федькив.
Наши гостьи поделились своими необычными историями прихода в сферу социального служения. Разговор шел о том, в какой помощи зачастую нуждаются люди, почему многие боятся попросить о самом необходимом, а также каким образом Церковь участвует в благотворительных инициативах.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».