Недавно я наблюдала такую печальную картину. Мама с двумя детьми рядом со мной ожидали посадку на задержавшийся рейс в аэропорту. Все они явно очень устали, были голодны и хотели спать. Старший ребенок, которому было не больше 5 лет, захныкал и начал проситься домой. Мама сначала спокойно попросила его замолчать, потом повысила тон, в итоге, поскольку ребенок никак не унимался, начала кричать на него. В пылу гнева женщина начала обзывать малыша и унижать его. Ребенок зарыдал, младший братишка, глядя на него, подхватил плач. В дело вмешались люди, сидящие рядом — много всего услышала о себе эта мама.
Думаю, что почти каждый из нас бывал в такой ситуации: иногда в роли свидетеля, а иногда — и в роли родителя. На улице, в магазине нередко можно встретить мать или отца, кричащего на своего ребенка, обзывающего его... Почему это происходит? Почему родители не справляются со своими негативными эмоциями? Почему срывают свой гнев на ребенке?
Я могу сказать лишь о себе. К сожалению, я тоже иногда срываюсь на своих сыновей и кричу, а потом мне стыдно об этом вспоминать и я мучаюсь угрызениями совести. При этом чаще всего это бывает, когда копятся маленькие раздражения — одно за другим, чаша терпения переполняется... И тут ребенок со своим поведением становится последней каплей. Чаще всего в последнее время это происходит при подготовке домашнего задания с младшим сыном.
Я не очень люблю делать с ним уроки. Поэтому приходится каждый раз заставлять себя и его. Я даже хотела в моменты моих гневных вспышек записывать себя на видео, чтобы потом посмотреть со стороны на себя и научиться держать себя в руках. Но каждый раз, как я вспоминаю об этом своем желании, бывает уже поздно: скандал уже произошел.
Знаете, что я делаю теперь? У меня не всегда получается, но я очень стараюсь — захватить тот момент, когда все внутри закипает, когда мне кажется, что ребенок ничего не понимает и не хочет понимать, специально меня доводит и делает все назло. В этот миг нужно сделать глубокий вздох. А лучше два. Если не помогло — выйти в другую комнату, посмотреть в окно, выпить стакан воды. Главное — переключиться со своих негативных эмоций. И тогда уже не кажется все таким страшным и непреодолимым. Когда переключаешься со своего раздражения, становишься способной видеть всю ситуацию со стороны. Ребенок нуждается в моей помощи: ему трудно, у него не получается, он не понимает. А я отталкиваю его и наказываю своим раздражением и равнодушием к его проблемам. В такой ситуации плохо всем, и источник этого зла — во мне самой.
Еще очень помогает — в самый напряженный момент увидеть смешную сторону происходящего. Ну, правда же забавно: из-за такой ничтожности, как домашнее задание по русскому языку, ссорюсь с ребенком, расстраиваюсь так, как будто оно имеет какое-то значение!
Но главное, что надо мне запомнить: нельзя грубо разговаривать с ребенком — это должно быть табу. Нельзя называть его всякими злыми словами. Если я хочу сохранить с ним близкие, доверительные отношения. Если я хочу, чтобы он чувствовал себя счастливым и любимым.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица