Духовная нищета — это удивление. Неожиданно такая мысль очень многое поставила на место, когда в очередной раз прочитывал евангельские заповеди блаженств…
Священники часто объясняют эту духовную нищету как постоянное упование на Бога. Как преодоление заблуждения, будто мои свершения достигаются мной и только мной с опорой на свои и только свои силы. Как память, что в моей жизни действует в первую очередь Бог — а я призван быть его помощником. И в этом нет уничижения человека, но есть — напротив — его возвышение. Потому что человек оказывается причастен наивысшему. Духовно нищий, уповающий на Бога помощник — своего рода ближайший подчиненный генерального директора самой крупной на свете компании… Человек понимает, что без Бога не может ничего. Зато с Богом — может всё. Писатель Клайв Стейплз Льюис в схожей ситуации приводил пример соли. Соль, имея свой собственный вкус, дает проявиться вкусу всех остальных блюд. Так и вера в Бога и упование на Него служат залогом успеха любых дел и начинаний. И кстати, эта метафора — еще и намек тем, кто привык упование на Бога считать бездействием, пассивностью. Упование на Бога — это личное творческое усилие. И более того, по-настоящему результативное усилие. У меня нет преувеличенного мнения о себе: я буду делать все от себя зависящее, но буду делать это с Богом.
И если задумываешься об этом, если видишь, что в жизни действует в первую очередь Бог, то как много неожиданного и радостного может с тобой произойти… Как можно во всем увидеть чудо в христианском смысле слова — увидеть живое движение Божьей руки в твоей жизни… Любой поворот дела при таком подходе — повод для радости, потому что он от Бога. У Гилберта Честертона встречается такая мысль. Часто говорят: «Блажен, кто ничего не ждет, ибо он не разочаруется». Но правильнее было бы сказать: «Блажен, кто ничего не ждет, ибо он обрадуется всему». В этом, возможно, и проявится нищета духовная, упование не на собственные планы, а на Бога — в готовности удивиться и обрадоваться всему, что с тобой происходит. В том, чтобы не расстроиться из-за того, что случившееся не совпало с ожидаемым, от чего психологически происходит большинство наших огорчений. В том, чтобы сказать самому себе: «Надо же как — кто бы мог подумать, что у Господа именно такой план… Как интересно…» Может, и такой посыл можно услышать в словах Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»?
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема