Духовная нищета — это удивление. Неожиданно такая мысль очень многое поставила на место, когда в очередной раз прочитывал евангельские заповеди блаженств…
Священники часто объясняют эту духовную нищету как постоянное упование на Бога. Как преодоление заблуждения, будто мои свершения достигаются мной и только мной с опорой на свои и только свои силы. Как память, что в моей жизни действует в первую очередь Бог — а я призван быть его помощником. И в этом нет уничижения человека, но есть — напротив — его возвышение. Потому что человек оказывается причастен наивысшему. Духовно нищий, уповающий на Бога помощник — своего рода ближайший подчиненный генерального директора самой крупной на свете компании… Человек понимает, что без Бога не может ничего. Зато с Богом — может всё. Писатель Клайв Стейплз Льюис в схожей ситуации приводил пример соли. Соль, имея свой собственный вкус, дает проявиться вкусу всех остальных блюд. Так и вера в Бога и упование на Него служат залогом успеха любых дел и начинаний. И кстати, эта метафора — еще и намек тем, кто привык упование на Бога считать бездействием, пассивностью. Упование на Бога — это личное творческое усилие. И более того, по-настоящему результативное усилие. У меня нет преувеличенного мнения о себе: я буду делать все от себя зависящее, но буду делать это с Богом.
И если задумываешься об этом, если видишь, что в жизни действует в первую очередь Бог, то как много неожиданного и радостного может с тобой произойти… Как можно во всем увидеть чудо в христианском смысле слова — увидеть живое движение Божьей руки в твоей жизни… Любой поворот дела при таком подходе — повод для радости, потому что он от Бога. У Гилберта Честертона встречается такая мысль. Часто говорят: «Блажен, кто ничего не ждет, ибо он не разочаруется». Но правильнее было бы сказать: «Блажен, кто ничего не ждет, ибо он обрадуется всему». В этом, возможно, и проявится нищета духовная, упование не на собственные планы, а на Бога — в готовности удивиться и обрадоваться всему, что с тобой происходит. В том, чтобы не расстроиться из-за того, что случившееся не совпало с ожидаемым, от чего психологически происходит большинство наших огорчений. В том, чтобы сказать самому себе: «Надо же как — кто бы мог подумать, что у Господа именно такой план… Как интересно…» Может, и такой посыл можно услышать в словах Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»?
21 мая. О Боге как Свете

В 1-й главе 1-го Послания апостола Иоанна есть слова: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
О Боге как Свете — священник Алексий Долгов.
Эти слова святые апостолы слышали от самого Христа, который себя самого называл светом. Ученикам Христа, вышедшим на проповедь Евангелия, нужно было объяснить людям, кто такой Бог, которого они проповедуют, и кто такой Христос, распятый и воскресший. Бог сам о себе открыл, что Он есть свет.
Светом святые отцы называют всё доброе, справедливое и святое. Бог является всей истиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи.
Христос говорил и показал своей жизнью, что поскольку Бог есть бесспорный, безусловный свет, то в Нём нет ни следа тьмы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что Бог, будучи истинно по существу светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нём путём добродетелей. Поэтому святые — это свет по причастию. Они через любовь к Богу оказываются в свете.
Собственно, противоположное состояние и есть настоящая тьма, зло и грех. Преподобный Иустин Попович говорит, что Бог есть свет, а дьявол есть тьма. Бог есть жизнь, а дьявол есть смерть. Бог есть истина, а дьявол есть ложь.
Только из-за врага рода человеческого люди не могут увидеть смысл этого мира и настоящую цель жизни — прийти к свету. Своей тьмой дьявол делает людей слепыми, мешая им видеть, что мир есть такой на самом деле и что есть настоящая жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О наставлениях преподобного Арсения Великого

Сегодня 21 мая. День памяти преподобного Арсения Великого, жившего в пятом веке.
О его наставлениях — протоиерей Александр Щербашин.
Преподобный Арсений Великий давал такое наставление: «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу — и вы победите внешние страсти». Внешнее занятие — это понятно, это наше действие во внешнем мире, наши поступки. Что значит внутреннее занятие? Внутреннее занятие — это «умная» деятельность, то есть то, что происходит в наших мыслях, в нашей голове.
И преподобный Арсений говорит о том, чтобы наше внутреннее делание, наши мысли настолько, насколько возможно, были согласны с Божьей волей, с Божьими заповедями. И только тогда мы сможем победить внешние страсти.
Борьба с внешними страстями без внутреннего делания совершенно бессмысленна. Наши действия не рождаются спонтанно. Каждое действие начинается с помыслов, с мыслей, роящихся в нашей голове. Если мы не научимся контролировать наши мысли, если не научимся следить за нашими помыслами, то не сумеем победить ни одной страсти.
Очень непросто научиться контролировать свои мысли, но этому необходимо учиться. И если приложим усилия и запасёмся терпением, то обязательно победим с Божьей помощью. Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед, победа над собой.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 мая. О трудах евангелиста Иоанна Богослова

Сегодня 21 мая. День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
О его трудах — священник Августин Соколовски.
Как нам, православным христианам, надлежащим образом почтить память святого апостола? Помолиться за богослужением, причаститься святых Христовых Тайн, вспомнить его труды и подвиги и, главное, перечитать книги Нового Завета, оставленные Иоанном Церкви. Это само Евангелие, три Соборных Послания и Откровение, по-гречески «Апокалипсис».
Полное название этой книги, указанное в самом её начале, — Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. По причине особенной любви и почтения святой Церкви к личности святого апостола, в предании утвердилось название «Откровение Иоанна Богослова».
Книга «Апокалипсис» состоит из 22 глав и, по мнению толкователей, представляет собой собрание поучений, пророчеств, славословий и предостережений, которые передавались по первохристианским общинам и прочитывались за богослужением.
Пожалуй, главное, о чём следует помнить нам, православным христианам, — книги «Апокалипсис» не должно бояться, ведь её содержание представляет собой последовательное раскрытие Пасхальной тайны. Это написанное особым пророческим языком предсказание и указание на то, чему надлежит быть вскоре. Именно в Апокалипсисе Господь Иисус четко, ясно, окончательно и бесповоротно говорит о Себе как Бог, воскресший Мессия, грядущий Судья и Спаситель мира.
«Верую в Господа Иисуса, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых», — говорится в Символе веры. «Книга Откровения — это благая весть, радость Святой Православной Церкви о грядущем Царстве Божьем, которое вскоре наступит во Втором Пришествии Христовом».
Все выпуски программы Актуальная тема