У нас в гостях были выдающийся музыкант, мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян и солист фонда "Бельканто", дудукист Хосров Манукян.
Мы говорили о творческом пути Дживана Гаспаряна, о популяризации народного армянского инструмента дудука и о проектах фонда "Бельканто", в которых используется этот инструмент.
В. Емельянов
— Здравствуйте! Это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов…
А. Пичугин
— Алексей Пичугин. Здравствуйте!
В. Емельянов
— У нас сегодня удивительные гости: выдающийся армянский музыкант, я бы даже сказал, хранитель традиционной армянской музыки Дживан Гаспарян. Здравствуйте, Дживан!
Д. Гаспарян
— Здравствуйте!
В. Емельянов
— И его коллега — музыкант, солист фонда «Бельканто», тоже дудукист Хосров Манукян. Здравствуйте!
Х. Манукян
— Здравствуйте!
В. Емельянов
— Мы сегодня будем говорить и про Армению, и про дудук, про музыку, про вашу насыщенную, очень интересную жизнь. Но начать, наверное, стоит с того, что, слава Богу, вы долетели до Москвы. Я знаю, что вы только что с самолета, из Казахстана прилетели. Как прошли ваши гастроли в Казахстане?
Д. Гаспарян
— Очень хорошо. Народ нас очень хорошо принимал, там концертный зал очень хороший, уютный.
А. Пичугин
— У вас очень насыщенный гастрольный график. Я так понимаю, что Казахстан был перед Москвой, а до этого вы несколько месяцев просто провели в самолете.
Д. Гаспарян
— Я был в Америке. Там снимается фильм «Конец мира», я в этом фильме играю уже четвертый год, съемки еще не закончились.
А. Пичугин
— Это сериал?
Д. Гаспарян
— Нет, не сериал. Это очень серьезный фильм, там играют мирового масштаба артисты. Потом я полетел в Лондон, там играл, после Лондона были Гамбург, Париж, из Парижа в Ереван. В прошлую ночь я прилетел в Москву, из Москвы в Казахстан, из Казахстана обратно в Москву, а послезавтра в Ереван поеду.
В. Емельянов
— Мы встречаемся незадолго до вашего концерта в Московском доме молодежи, это известная площадка. Тем, кто интересуется — 19-го мая состоится концерт Дживана Гаспаряна. Немножко можно подробнее именно о концерте?
Д. Гаспарян
— Да, конечно.
В. Емельянов
— 19-мая что там будет? Это ваш сольный концерт, но кто еще из музыкантов с вами будет выступать?
Д. Гаспарян
— Я еще не решил, я должен поговорить с музыкантами. Но будет хороший оркестр, и мы все вместе будем играть.
А. Пичугин
— Кто не захочет сыграть с Дживаном Гаспаряном? (Смеются.) Главное, чтобы Дживан Гаспарян захотел с ними сыграть.
В. Емельянов
— Расскажите, пожалуйста, о вашем товарище, который сегодня вас сопровождает — это Хосров Манукян, солист фонда «Бельканто».
А. Пичугин
— Это друзья наши — фонд «Бельканто».
В. Емельянов
— Да, у нас Елена Ланская не так давно была. Мы дружим очень с фондом «Бельканто».
Д. Гаспарян
— Хосров хороший человек, хороший музыкант. Он недавно начал играть на дудуке, он профессиональный пианист, но на дудуке тоже хорошо играет.
А. Пичугин
— А как вы пришли к дудуку от фортепиано?
Х. Манукян
— Я записи делал для другого дудукиста, для его альбома — у меня дома студия. И я слушал дудук — и вот так влюбился в этот инструмент.
Д. Гаспарян
— Он очень хорошо играет.
А. Пичугин
— Вы в свое время сказали в одном из интервью, Дживан Арамаисович, что дудук печальный инструмент. Вас даже кто-то из писателей спрашивал в 50-е годы — вы приводили этот пример — что дудук в 99 из 100 случаев плачет, а один раз смеется. На что вы сказали, что это как и история вашего народа.
Д. Гаспарян
— Тогда в России не очень хорошо знали, что такое дудук. Когда в 56-м году я играл на фестивале в Москве (я участвовал во Всемирном фестивале), тогда один русский спросил у меня: «Ты на чем играешь?» — «На дудуке». — «Дудук? Это тот инструмент, который 99 раз плачет, один раз смеется». (Смеется.) Так это и осталась в памяти.
В. Емельянов
— Но по-армянски ведь дудук звучит не как дудук, а как…
Д. Гаспарян
— Циранапох.
А. Пичугин
— Ваш внук приходил к нам несколько месяцев назад и рассказывал как раз про историю, про…
В. Емельянов
— Дух абрикосового дерева. А вот почему не звучит дудук из сливы, почему не звучит из орехового дерева, из тутового дерева? Почему только абрикос?
Д. Гаспарян
— Во-первых, дудук — это настоящий армянский инструмент, старинный инструмент, до нашей эры на нем играли. Каждый инструмент изготовляется из разных деревьев. Я очень много разных деревьев попробовал — не так звучит. И африканские деревья, из которых делают кларнеты, гобой, другие духовые инструменты. А когда я беру абрикосовое дерево — совсем другое дело. Например, тар изготовляют из тутового дерева. Орех — это другой инструмент. А дудук — только абрикосовое дерево. Если хочешь иметь хороший инструмент, то это абрикосовое дерево. И надо его обработать, и надо знать, из какой части дерева изготовить дудук. Те инструменты, которые на базаре продают — это просто игрушки, сувенир. А настоящий дудук — должен быть хороший мастер, который его делает, и притом музыкант должен его изготовить, чтобы звук был точный.
В. Емельянов
— Вы сами себе делаете инструмент?
Д. Гаспарян
— Да, мой инструмент я делаю сам. Я даю размеры, на токарном станке мне делают заготовку. А потом я обрабатываю, каждую ноту строю, чтобы каждая нота хорошо звучала. Очень много работы надо, чтобы получить настоящий инструмент.
В. Емельянов
— Я слышал, что вы дарите эти инструменты… То есть вы не жадничаете. (Смеются.) Мне сейчас на память не приходит какой-то пример… Был же прекрасный автор, американский писатель армянского происхождения Уильям Сароян, у него ваши инструменты были.
Д. Гаспарян
— Да. Он мне сказал: «Дживан, твоя игра — это молитва. Это не игра, а молитва». Когда он первый раз меня слушал (у меня в Америке концерт был), он пришел на мой концерт и услышал в первый раз дудук. Он армянин, но не знал, что такое дудук, потому что он жил в Америке. И ему очень понравилось. Потом, когда он приехал в Армению, он попросил: «Пожалуйста, найдите Дживана — я хочу его слышать». Когда я для него играл, он мне сказал: «Дживан, ты продай мне этот инструмент». Я говорю: «Я не продаю. Но я могу подарить вам тот инструмент, на котором я играю». И так и подарил ему дудук. И он потом из Америки написал: «Я каждое утро смотрю на дудук, дудук смотрит на меня, и не можем разговаривать, вспоминаю только: из Армении этот дудук».
А. Пичугин
— Но он сам не пытался научиться играть?
Д. Гаспарян
— Нет. (Смеется)
А. Пичугин
— А то бы разговаривал.
Д. Гаспарян
— Еще мой дудук я подарил Хосрову. Когда он приехал в Ереван, мы у меня дома сидели, разговаривали. И потом я свой дудук подарил. У меня почти 100 дудуков, которые я сделал. Они все, как мои дети — я про каждый знаю, какой у него звук, как он звучит. И я завтра Хосрову еще подарю дудук, я ему обещал вчера, что подарю ему тот дудук, на котором я играл.
А. Пичугин
— А в Армении много мастеров, которые могут изготовить настоящий хороший дудук? Или только вы?
Д. Гаспарян
— Нет, не только я. Каждый по-своему делает. Мой характер такой, я так понимаю инструмент — и я так изготовляю. А другие, может быть, по-другому, я не знаю. Разные дудуки есть. Но когда мне говорят: «Дживан, возьми этот дудук и играй», — и я не беру даже в руки, потому что я знаю, что на этом невозможно играть. Зачем испортить имя дудука?
А. Пичугин
— Давайте слушать дудук. Мы уже больше 10 минут о нем говорим, давайте теперь послушаем — послушаем, как звучит дудук великого Дживана Гаспаряна в его же исполнении.
(Звучит музыка.)
В. Емельянов
— Итак, мы продолжаем наш «Светлый вечер». Напоминаем, что наши сегодняшние гости это выдающийся армянский музыкант, мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян, и его коллега Хосров Манукян — музыкант, солист фонда «Бельканто», тоже дудукист. Хосров, к вам тогда такой вопрос. Недавно вы начали, после фортепиано, осваивать дудук, играете на нем уже какое-то время. Это сложно?
Х. Манукян
— Для меня сложно было, потому что меня никто не учил.
В. Емельянов
— Но Дживан тоже самоучка.
Х. Манукян
— Да, я начал сам заниматься, очень много занимался.
А. Пичугин
— Действительно можно научиться играть самому? Просто это кропотливая, долгая работа. Сколько вы уже играете?
Х. Манукян
— Уже четыре года.
А. Пичугин
— Дживан Арамаисович, а вы действительно учились сами, у вас не было учителей? Вокруг вас не было людей, которые играли на дудуке?
Д. Гаспарян
— Вокруг были музыканты-дудукисты. Тогда в кино шел немой фильм, мы сидели в первом ряду и слушали дудукистов. В первый раз я там услышал дудук. Я пришел домой и начал учиться играть. Через год я пришел к мастеру, спрашиваю: «Я умею играть или нет?» Он меня слушал, и у него слезы пошли. Его звали Маркар Маркарян, в то время это был самый лучший дудукист.
А. Пичугин
— А вам было 6 лет?
Д. Гаспарян
— 8 лет. И вот я так продолжал играть. Зависит от способностей — если у него музыкальный талант есть хороший и если он занимается — значит, конечно, будет играть хорошо. Самое главное, что желание есть, и время тратить на это — играть, репетировать, репетировать и репетировать. Я 9-10 часов репетировал. Вы представляете, как мы тогда жили? Плохо жили, питания не было. А я играл и играл всем соседям.
А. Пичугин
— Они просили: «Сыграй еще!»
Д. Гаспарян
— Да. Так что не имеет значения, сколько времени играть — 5 лет, 10 лет… Если способный, то может играть.
В. Емельянов
— Вопрос, где взять хороший инструмент? Наверное, за ним нужно ехать в Армению.
Д. Гаспарян
— Да, главное, чтобы у музыканта желание было играть.
В. Емельянов
— Кстати, об Армении — а как сегодня живет Армения? Мы в Москве не очень-то знаем. Для тех, кому посчастливилось побывать в Армении…
А. Пичугин
— Как Владимиру.
В. Емельянов
— Я вспоминаю с превеликим удовольствием мою поездку в Армению. Страна не очень большая, и удалось много довольно посмотреть. Конечно, хотелось бы там пожить недели две, но есть работа, и никто не отпустит на месяц. Мне очень понравился Ереван, мне очень понравились деревни вокруг Севана, мне очень понравился Эчмиадзин. Очень много разных достопримечательностей, сейчас сразу и не вспомнишь. Но больше всего мне понравились придорожные деревни: когда можно выйти из машины, сесть к какой-нибудь старушке на лавочке и, как со своей собственной бабушкой, с ней поговорить за жизнь и еще послушать, как она тебя поругает за что-нибудь. Потом она тут же тебя угостит хлебом, кофе, свой домашний сыр еще даст в дорогу. В общем, друзья, если вы не были в Армении, мне кажется, что это невосполнимая потеря…
А. Пичугин
— Сейчас это стало совсем просто.
В. Емельянов
— Не нужны никакие визы, билет, если покупать заранее, стоит дешево. И мой вам совет — побывайте. У меня не было с собой вашего компактного диска, он у меня дома был. Когда мы приехали на Севан, мои пошли куда-то гулять дальше, а я сел на берегу. Ресторан «Якорь» там, по-моему, еще с советских времен…
Д. Гаспарян
— Самый лучший ресторан там «Ахтамар».
В. Емельянов
— Я сел на природе, мне принесли кофе, воды. И у меня ваша музыка была в ушах — передо мной Севан, надо мной облака, никого народа… Конечно, это просто потрясающее ощущение. И вот именно я вспоминал вот этот диск, кстати.
Д. Гаспарян
— Жалко, что меня не было тогда в Ереване, я бы вам еще показал самое лучшее место… Я не хочу хвалить, я хочу, чтобы вы меня поняли. Армяне гостеприимный народ, они любят гостей, народ хороший.
В. Емельянов
— Очень хороший, очень теплый, очень душевный. Начиная от маленьких детей и заканчивая глубокими стариками.
А. Пичугин
— Я это точно знаю по тому, что у меня рядом с домом есть кафе, которое держит, — мне кажется, пол-Москвы ее знают, — армянка Сусанна Христофоровна. К ней приходит пол-Москвы пообедать за совершенно небольшие деньги и за удовольствие посидеть и поговорить с ней, удивиться гостеприимству, как она всех встречает.
Д. Гаспарян
— Да, и в России есть, и в Армении, во всем мире. Где нет армян?
А. Пичугин
— Мне очень стыдно, что я не был никогда в Армении. Мы сидели как раз у Сусанны Христофоровны с хорошим другом нашей радиостанции Жаном-Франсуа Тири, бельгийцем, у него культурный центр «Покровские ворота», довольно известный. И вот он мне рассказывал о том, какая прекрасная Армения, и как он ее всю объездил. А я слушал и понимал, что я никогда там не был, и плохо себе представляю то, о чем человек, который родился и прожил всю жизнь в Бельгии, мне рассказывает.
В. Емельянов
— Почему такая грусть в армянских глазах, когда они проезжают по дороге, а слева у них виден Арарат?
Д. Гаспарян
— Очень просто. Каждые 50 лет, 40, 60 лет что-то плохо становится в Армении. Больше половины нашей земли в Турции находится. Не хочу сейчас на эти темы говорить. Много людей есть, которые хорошо объясняют, а я, может, не могу так хорошо объяснить, как они объясняют…
В. Емельянов
— Речь идет о чудовищной трагедии 1915-го года, о геноциде.
Д. Гаспарян
— У нас есть песни и танцы — мужские, женские, есть веселые песни, на свадьбах люди гуляют, веселятся... Дудук это такой инструмент… Спиваков мне говорил: «Дживан, дудук — это печальный инструмент. Но для человека это тоже нужно». Он на моем 80-летии так говорил, хорошие слова мне говорил. Дудук — камерный инструмент, лирический инструмент больше. Но можно на нем играть и танцевальную, веселую музыку тоже. Но люди, когда первый раз слышат, думают, что это печальный инструмент.
А. Пичугин
— Печальный, наверное, каждый может оценить по своему настроению. Если ему хорошо, то у него и от дудука будет замечательное настроение.
Д. Гаспарян
— Например, когда я слышу дудук, я не слышу плач — я слышу музыку. Это молитва больше, как Уильям Сароян сказал. Хороший инструмент, он всем нравится. В Японии я играл концерт: играю, играю — заканчиваю первый номер, второй номер, третий номер… Сорок минут играл, никакого внимания нет. Может быть, я плохо играю? Или не понимают меня? Закончил играть, встал и пошел со сцены. Я уже ушел со сцены и вдруг слышу, что начали хлопать — 15 минут не отпускали меня. На нашем концерте надо музыку слушать — не то что мы кричим или какие-то непонятные слова говорим. У нас хороший классический концерт, что можно отдыхать, в общем.
В. Емельянов
— Я как раз и хотел сказать о том, что возьми любую вашу пластинку, абсолютно любую — начинает звучать дудук, и ты погружаешься в волшебное, можно сказать, состояние умиротворения, покоя. Я бы даже сказал, что дух твой поднимается над землей в этот момент. Особенно если ты в наушниках, если нет никаких отвлекающих факторов и закрыты глаза — вообще полное отсутствие пространства и времени.
Д. Гаспарян
— Вы хорошо сказали — духовная музыка. Если хорошо играешь на этом инструменте — значит, все будут любить. Я весь мир объездил, с самыми лучшими музыкантами играл — как Брайан Мэй, Брайан Ино, Питер Гэбриэл, Стинг, Лайонел Ричи, Кронос-Квартет…
А. Пичугин
— А вы можете вспомнить, кроме Армении и России, где вас лучше всего встречали, и где лучше всего люди принимали дудук?
Д. Гаспарян
— Я вам скажу честно: везде хорошо принимают, везде. Вчера у меня концерт был в Казахстане — тоже очень хорошо принимали.
А. Пичугин
— В Казахстане люди выросли в атмосфере степей, им это вообще должно быть близко.
Д. Гаспарян
— Америка, Италия… Очень много слушают итальянцы, я очень много бывал в Италии. Даже было так, что меня каждый месяц приглашали в Италию на концерты. В Англии, в Лондоне тоже очень хорошо принимали, во Франции тоже хорошо принимали. В Германии — в 2002 году на конкурсе WOMEX 1800 музыкантов участвовали, но один только человек получает эту премию. Я получил эту премию. Вы можете посмотреть в интернете, что ЮНЕСКО признала дудук лучшим инструментом. И хорошие слова говорили, мне просто неудобно об этом говорить…
В. Емельянов
— Я хотел сказать, что в 2005-м году музыка дудука признана шедевром всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Я поэтому и назвал вас в начале нашей передачи, что вы хранитель традиционной армянской музыки.
А. Пичугин
— Давайте сейчас прервемся и послушаем дудук, самое время, я думаю. Напомним только, что в нашей студии сегодня выдающийся армянский музыкант, мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян; и музыкант, солист фонда «Бельканто» Хосров Манукян. Хосров играет тоже на дудуке. Сегодня в этой студии Алексей Пичугин…
В. Емельянов
— Владимир Емельянов.
А. Пичугин
— Мы вернемся через минуту. А пока будем слушать дудук.
(Звучит музыка.)
В. Емельянов
— Мы продолжаем наш «Светлый вечер». В студии Владимир Емельянов…
А. Пичугин
— Алексей Пичугин.
В. Емельянов
— И наши сегодняшние собеседники, хочется верить, что большие друзья: Дживан Гаспарян — выдающийся армянский музыкант; и Хосров Манукян — музыкант, тоже дудукист, солист фонда «Бельканто», с которым радио «Вера» очень-очень дружит. Вы сказали, что тепло во Франции вас принимают, я хотел бы к этому на секунду вернуться. Там же живет ваш земляк — Шарль Азнавур, он же Шарль Азнавурян. Вы с ним знакомы?
Д. Гаспарян
— Да, у нас очень хорошие отношения. Я 50 лет тому назад познакомился с ним, когда у меня был концерт по Франции, в советское время. Он тогда пришел на мой концерт, он тоже в первый раз слышал дудук — ему понравилось. Мы познакомились, он пригласил меня на свой концерт, я был на его концерте. Потом он приезжал в Москву, в Ереван, мы там встречались. У нас хорошие отношения. Он хороший человек и хороший певец.
А. Пичугин
— Дживан Арамаисович, вы рассказывали про 50-е годы — вы тогда уже ездили в Соединенные Штаты, в Европе выступали с дудуком.
Д. Гаспарян
— Да.
А. Пичугин
— У меня такое ощущение складывается, что вообще в Советском Союзе, за исключением Армении, все-таки дудук знали мало, не так хорошо. И популярность его пошла именно из Америки, из Европы уже назад сюда, в Россию.
Д. Гаспарян
— Это правильно. Я в 56-м году играл на 6-м Всемирном фестивале молодежи в Москве, и тогда и узнали в России, что есть такой дудук, народ познакомился с ним. Вы знаете, что в советское время было трудно выехать за границу. Но я очень много ездил, меня Госконцерт, Москонцерт приглашали, я всегда ездил с всесоюзными группами в Америку.
А. Пичугин
— Вы для президента Кеннеди выступали?
Д. Гаспарян
— Еще у Сталина в 47-м году…
А. Пичугин
— Да, это замечательная история про часы…
В. Емельянов
— Дживан, расскажите, пожалуйста, про часы Сталина.
Д. Гаспарян
— Это было в 47-м году, я тогда играл в ФЗУ — там самодеятельность была в училище, я не профессионал был тогда, мне было 18—19 лет. И вот я играю в Кремле, Сталин сидит, курит свой мундштук… А я играл Саят-Нова.
В. Емельянов
— Страшно это было вообще?
Д. Гаспарян
— Не страшно было — просто я не поверил, что я играю перед Сталиным. А он в ложе сидит в нескольких метрах, наверное, в 4—5 метрах… Я не мог на него смотреть, играл-играл, потом закончил играть и убежал — не знаю, почему. Потом кто-то из людей мне говорит: «Иди сюда!»
А. Пичугин
— Из окружения?
Д. Гаспарян
— Да, кто-то из них. И я пошел. — «Не туда, сюда!» (Смеется.) Мне показали другую дорогу, я не туда пошел… Ну, я сам себя потерял — так переживал… Не знаю, как объяснить.
А. Пичугин
— Понятно: Кремль, а вам 19 лет.
Д. Гаспарян
— Да. Сталин смотрит, все политбюро там сидело, не только Сталин. Микоян был, Ворошилов, в общем, все. Потом перерыв был, после мне кто-то говорит: «Иди сюда». Высокий какой-то парень, я пошел за ним в другую комнату. Смотрю, там красивая коробка. Он ее открыл, и там были часы — «От Иосифа Виссарионовича Сталина», часы «Победа». — «Это тебе подарок». Я вообще не поверил, что я могу так часы получить. Потом мы вышли из Кремля. Мы же голодные были, у нас денег не было — 47-й год, после войны. Ходим голодные, по кружке пива захотели выпить, но у нас денег не было. «Да ладно, Дживан, тебе же часы от Сталина дали». Мы эти часы буфетчику отдали, а они нам пива и пирожов дали.
В. Емельянов
— Вот так мальчик Дживан пропил фактически подарок товарища Сталина. (Смеются.)
Д. Гаспарян
— Дима Дибров, который передачу вел, он спросил: «А часы остались?» Я говорю: «Нет, вот так…»
А. Пичугин
— Пиво было. (Смеются.)
Д. Гаспарян
— Я играл 20 тысяч концертов.
В. Емельянов
— Я даже не представляю: как это вообще? 200 концертов я могу себе представить, но что такое 20 тысяч!
А. Пичугин
— Это больше 200 концертов в год получается.
Д. Гаспарян
— Вы представляете, 75 лет я играю.
В. Емельянов
— Нет.
Д. Гаспарян
— А вот так — 75 лет я играю. Было время, когда в день 2-3 концерта играли, в селениях перед колхозниками…
В. Емельянов
— Вот вы гордитесь этим. Я знаю, что вы играли чуть ли не в стойле.
Д. Гаспарян
— Конечно, я горжусь.
В. Емельянов
— Для простого народа…
Д. Гаспарян
— Да, в лесу играл: колхозники работают, я для них играл прямо под солнцем…
А. Пичугин
— В Армении, да?
Д. Гаспарян
— В Армении играл. И весь Советский Союз я объездил, много концертов было. У нас план был: мы 260—280 концертов должны были давать. А потом, когда нам давали месяц отпуска, мы собирали артистов и ездили по районам. Играли по 2—3 концерта в день.
А. Пичугин
— А для вас не было никакой разницы: играть в колхозном дворце культуры или в Белом доме президенту Кеннеди?
Д. Гаспарян
— Я честно говорю — одинаково. Там, конечно, немного по-другому: ты свободно играешь, все колхозники «джан» кричат.
А. Пичугин
— Наверное, лучше получается, когда чувствуешь себя свободно.
Д. Гаспарян
— Когда свободно чувствуешь, разница конечно, есть. Но когда играешь, то разницу не делаешь — для колхозников ты играешь или для кого-то.
А. Пичугин
— А вы помните какие-то неординарные случаи за границей в советское время, которые происходили на ваших выступлениях? Выезжали вы, как я понимаю, довольно часто. Для советского человека играть, причем в тех залах и с теми музыкантами, с которыми вы играли, я думаю, что практически никто, можно по пальцам пересчитать, кроме вас в советское время, не так мог выступать.
Д. Гаспарян
— Я вам расскажу. В 56—57-м году был Russian festival в Америке. Господин Юрок приехал из Америки, посмотрел концерт, и мы поехали — 260 человек из Советского Союза. Поехали все солисты Большого театра, тогда Уланова танцевала. И ленинградский балет был, и украинский гопак, ансамбль Моисеева был, в общем, такая сильная команда. Мы поехали, концерты давали — 111 концертов за 3 месяца. Потом в Канаду поехали и обратно, в Советский Союз. Очень интересно было, когда американцы первый раз слушали советскую музыку. В 53-м году Сталин скончался, в 56-м уже такая группа поехала за границу — и они узнали, что такое советские артисты. Правда, тогда строго было: мы не могли ходить так свободно, как сейчас. Сейчас совсем другое, мы свободные люди: куда хотим, туда и идем. А тогда мы работали, мы получали суточные…
А. Пичугин
— Совсем небольшие, видимо.
Д. Гаспарян
— 10 долларов. Тогда 10 долларов это были нормальные деньги, не как сейчас.
А. Пичугин
— На 10 долларов в Соединенных Штатах даже и не поешь сейчас.
Д. Гаспарян
— В общем, там очень интересно было. Потом в Париж ездили этим составом, везде ездили, было очень много гастролей. Я очень доволен моей жизнью. А сейчас, конечно, мне легче, у меня два гражданства: американское и армянское.
А. Пичугин
— Вы ездите в США часто?
Д. Гаспарян
— Да, 2—4 месяца бываю там. Сейчас в новом фильме, как я рассказывал, я участвую там. Меня американцы тоже знают хорошо — в Голливуде знают меня хорошо.
А. Пичугин
— Да, Голливуд вас, конечно, знает очень хорошо.
В. Емельянов
— Давайте хотя бы напомним фильмы, в которых вы принимали участие как музыкант. Алеша, ты можешь напомнить?
Д. Гаспарян
— Я во многих фильмах участвовал как музыкант, но последний большой фильм это «Гладиатор».
А. Пичугин
— Мы перейдем к музыке. И в этой композиции, которую мы сейчас послушаем, Дживан Гаспарян не только играет на дудуке, но еще и поет.
(Звучит музыка.)
А. Пичугин
— Возвращаемся в нашу студию. Напомним, что у нас в гостях на радио «Вера» сегодня выдающийся армянский музыкант, мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян; и музыкант, солист фонда «Бельканто», дудукист Хосров Манукян. Хосров, а как вы познакомились с Дживаном? Давно это произошло? Я так понимаю, что в том числе вы и росли на его произведениях.
Х. Манукян
— Да, в детстве я знал это имя уже.
А. Пичугин
— А лично познакомились как?
Х. Манукян
— Лично познакомились в прошлом году, в августе. Я в гостях был у них дома. Потом в следующий раз мастер вызвал меня, немножко позанимался со мной.
А. Пичугин
— Я почему-то думал, что вы начали играть на дудуке после знакомства с Дживаном.
Х. Манукян
— Нет, до этого.
А. Пичугин
— Но наверняка он повлиял на ваше решение.
Х. Манукян
— Конечно. Любое его слово, любой его совет — это уже урок.
Д. Гаспарян
— Я могу пару слов сказать. Когда он играл, я услышал, что все нормально — хороший у него голос, тембр. Я ему что-то показал. Он хорошо играет, в концертах участвует.
В. Емельянов
— Мне очень жалко, что вы не захватили инструменты с собой. У меня эта картинка прямо перед глазами стояла: что вы приходите, у вас какой-то плащ, и вы из внутреннего кармана достаете дудук (смеются), как это обычно бывает.
Д. Гаспарян
— Так было, когда меня Лайонел Ричи пригласил, он хотел, чтобы я вместе с ним выступал. Я тогда был в Америке. Пришел его менеджер и говорит: «Я очень хочу, чтобы ты играл эту музыку, вот эту песню». Включил эту песню. Я послушал, спрашиваю: «Еще раз можно послушать?» — «Да». Я два раза послушал, потом ему говорю: «Можно играть». Он так удивился: как это можно играть? Все знают, что я хороший импровизатор. Я тогда из кармана дудук вынул и начал сразу играть. Потом он записал пластинку и подарил мне. И после этого несколько раз на его концертах я играл вместе с ним, он приглашал меня.
А. Пичугин
— Дживан Арамаисович, вы же играете не только на дудуке. У вас еще в активе саксофон есть, я знаю. Саксофон, видимо, из Соединенных Штатов, из вашего времени жизни в США.
Д. Гаспарян
— Да, я играл, но я никогда не считал, что я саксофонист. На кларнете я играл…
В. Емельянов
— Зурна, шви.
Д. Гаспарян
— Зурна, шви, кларнет, дудук, блул — столько духовых инструментов есть, я на всех играл. Но основной мой инструмент — это дудук.
В. Емельянов
— Но духовые инструменты только деревянные. Саксофон ведь тоже деревянный музыкальный инструмент.
Д. Гаспарян
— Не деревянный, но духовой.
В. Емельянов
— Он в классификаторе духовых деревянных инструментов, потому что и аппликатура у него как у кларнета.
Д. Гаспарян
— Саксофон и кларнет почти одинаковые, у них аппликатура почти одинаковая.
А. Пичугин
— Хосров, а вы тоже играете на саксофоне?
Х. Манукян
— Нет, я в детстве на кларнете месяца 3—4 играл.
Д. Гаспарян
— Он хороший пианист.
Х. Манукян
— Да, я по основной специальности пианист.
В. Емельянов
— Ваш репертуар — это классическая музыка или джаз?
Д. Гаспарян
— Классическая в основном, но и народная музыка.
А. Пичугин
— То есть в фонде «Бельканто» вы в основном как пианист выступаете?
Х. Манукян
— Нет, я там на дудуке играю.
А. Пичугин
— А как пианист? У вас есть сольные концерты?
Х. Манукян
— Пока нет. Я бросил это.
Д. Гаспарян
— Такой ученик у меня в Италии есть, он бас-кларнетист в Ла Скала. Когда он услышал дудук, он сказал: «Дживан, я не хочу играть на кларнете, я буду играть на дудуке. Если бы я раньше знал, что такое дудук, я бы на кларнете не играл». Такой комплимент сделал. (Смеется.)
А. Пичугин
— А есть хорошие русские исполнители, которые играют на дудуке?
Д. Гаспарян
— Да, ребята в Ленинграде есть.
А. Пичугин
— А вы можете кого-то выделить? В мире много хороших дудукистов?
Д. Гаспарян
— Все хорошо играют.
В. Емельянов
— Тут важно понимать: а что значит хороший музыкант? Это техника? Я думаю, что технике можно научить и…
Д. Гаспарян
— Самое главное, когда ты играешь на скрипке, на рояле, особенно на духовых инструментах — это душа. Потому что духовой инструмент близко к душе, у тебя внутри ходит всё. Если души нет, если ты не можешь тронуть человека душой, значит, ты обыкновенный музыкант — это циркач. Но техника нужна, конечно. Без техники как ты можешь играть? Но если не имеешь души, а только техника у тебя — то этого мало. Не говорю, что плохо, потому что нельзя так говорить. А если ты хорошо исполняешь и имеешь технику, и душу имеешь, то можешь своей душой тронуть человека — вот это совсем другое дело. Вот если незнакомый человек будет тебя внимательно слушать, значит, ты его тронул своей игрой. Это трудно объяснить, особенно на русском. Я не очень хорошо говорю по-русски, не могу точно выразить, что думаю.
В. Емельянов
— Вы нормально совершенно по-русски говорите. Зря вы так, мы всё прекрасно понимаем. А что касается того, как вы сказали про технику — что техника техникой, но, правда, должна быть душа. Потому что если тебя не трогает музыка, то никак, совсем.
Д. Гаспарян
— Если много будешь заниматься, технику будешь иметь. Но опять не так, если нет души у тебя — твоя техника тоже будет не то. А когда у тебя есть душа, то душевная техника — это совсем другое. Ты знаешь, как трогать инструмент, какие ноты берешь — чтобы с душой было это. Техника это не просто пальцы. А дух и душа, если вместе с пальцами — это совсем другое, они должны быть как брат и сестра.
Х. Манукян
— Душа диктует как-то пальцам, технический аппарат подгоняется.
В. Емельянов
— Мне тоже так кажется. Импровизация, как мне кажется, это самое дорогое в музыке, а может быть, и не только в музыке. Может быть, это же относится к живописи, это же относится и к другим видам искусства, к монументальным видам искусства, это может быть скульптура. Мне всегда кажется, что импровизация это то, когда тебе Господь что-то шепчет.
Д. Гаспарян
— Да, это точно.
В. Емельянов
— Этим нельзя овладеть, это приходит откуда-то.
Д. Гаспарян
— Например, в фильме «Гладиатор», в котором я играл, композитор Ханс Циммер, очень хороший композитор, очень известный в мире. Я был у него в студии, он мне исполнял музыку. И он говорит: «Дживан, вот тебе ноты, через неделю приходи». — «Зачем через неделю? Давай сейчас». Он удивился. Я сразу стал играть. Когда я так сразу заиграл, он вызвал всех, кто там участвовал. Главный режиссер говорит: «Дживан, ты можешь сам импровизировать? Фильм показывают, ты сам смотри — что можно играть, импровизировать можешь?» — «Да, могу». И когда я играл эту импровизацию, они встали и стали хлопать мне. Ханс Циммер пришел, поздравил меня: «Это лучше, чем то, что я написал для дудука». Конечно, импровизация играет очень большую роль. Если музыкант не может импровизировать, это слабый музыкант.
В. Емельянов
— Я еще хотел сказать, что дудук очень напоминает человеческий голос. Для меня, пожалуй, несколько инструментов, которые я могу соотнести с человеческим голосом.
А. Пичугин
— А свирель русскую можешь?
В. Емельянов
— Нет. Дудук, виолончель, валторна.
Д. Гаспарян
— Правильно.
А. Пичугин
— Я не зря про свирель спросил, потому что у меня еще свирель в этом списке есть. Вот те инструменты, которые ты назвал, и, пожалуй, еще свирель.
Д. Гаспарян
— Это не свирель. Я знаю, о чем ты говоришь. Это блокфлейта, флют. В Турции на нем играют, в Армении играют, в Грузии играют, азербайджанцы играют — каждый народ, русские тоже играют. Свирель это как флейта, но маленькая флейта.
В. Емельянов
— Флейта-пикколо?
Д. Гаспарян
— Да, флейта-пикколо. А остальные — как настоящая флейта, как бас-флейта, они похожи тембром…
В. Емельянов
— Дудук же тоже бывает — бас-дудук…
Д. Гаспарян
— Конечно. Раньше их не было, я их сам изготовил: бас, тенор, альт, сопрано. Сейчас мы играем на концерте в четыре голоса, как квартет. Как струнный квартет играет, так и мы играем. Мы и классические вещи исполняем, и народные, и импровизируем…
В. Емельянов
— Дживан, нам, к сожалению, надо заканчивать нашу передачу. Я хотел нашим слушателям напомнить, что 19-го мая в Московском дворце молодежи, в МДМ на Фрунзенской, состоится концерт Дживана Гаспаряна. Я думаю, что за этот срок билеты можно купить совершенно спокойно.
Д. Гаспарян
— Будет очень интересный концерт.
В. Емельянов
— Я с удовольствием приду.
Д. Гаспарян
— Там разные будут инструменты, в этот раз я хочу больше использовать народные инструменты.
А. Пичугин
— И у всех будет замечательная возможность послушать и проникнуться этой музыкой. Спасибо вам огромное!
В. Емельянов
— В студии были Владимир Емельянов…
А. Пичугин
— Алексей Пичугин. Дживан Гаспарян — выдающийся армянский музыкант, мастер игры на дудуке; Хосров Манукян — музыкант, солист фонда «Бельканто», тоже дудукист. Спасибо вам огромное!
Д. Гаспарян
— Спасибо вам!
В. Емельянов
— До свидания!
Х. Манукян
— До свидания!
А. Пичугин
— Всего хорошего!
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема