У нас в гостях были мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян младший и ансамбль "Русские струны".
Мы говорили о концертной программе "Арарат-Волга", в которой объединены русские народные инструменты и армянский дудук.
А. Пичугин
- Приветствуем вас мы, Алла Митрофанова.
А. Митрофанова
- И Алексей Пичугин.
А. Пичугин
- На самом деле, мы тут практически с Аллой Сергеевной сидим друг у друга на шее, на плечах, на голове стоим. Огромное количество людей в студии присутствует. У нас сегодня скорее даже не «Светлый вечер» беседа, а «Светлый вечер» концерт, 8 человек в студии, это музыканты с необычными инструментами, название которых мы с Аллой, по-моему, даже не знаем половины, представляем сразу гостей, сегодня в нашей программе участвуют Дживан Гаспарян младший, знаменитый, наверное, вы все прекрасно знаете этого человека и инструмент, на котором он играет, это дудук, он еще как-то правильно по-армянски называется. Здравствуйте, Дживан.
Д. Гаспарян
- Здравствуйте.
А. Пичугин
- Как он называется?
Д. Гаспарян
- Тианопох – тиан – это абрикос, а пох – это дудка.
А. Митрофанова
- То есть это дудка из абрикосового дерева?
Д. Гаспарян
- Да.
А. Митрофанова
- Как красиво. Я всегда знала, что за этим словом дудук скрывается что-то совершенно потрясающее.
А. Пичугин
- Я буду учить это слово, может, до конца этого эфира как-то выучу. Также в этой студии музыканты, лауреаты российских и международных конкурсов Михаил Чернов и Павел Огородников, здравствуйте.
М. Чернов
- Добрый вечер.
П. Огородников
- Добрый вечер.
А. Пичугин
- Еще несколько человек, но мы просто чисто физически не можем посадить их к микрофону, но они здесь, и вы их обязательно услышите, может быть, не их голоса, но их прекрасные инструменты.
А. Митрофанова
- Я дополню, что Михаил Чернов играет на баяне, Павел Огородников играет на балалайке, контрабасе, это если представляете себе, такая балалайка размером с человеческий рост, огромная, и тоже по-своему, какая-то волшебная, нереальный инструмент, и звуки у него такие же по-моему. И ансамбль «Русские струны» представлен у нас также балалайкой-примо
А. Пичугин
- Дживан, расскажите поподробнее, пожалуйста, что за мероприятие, как оно называется, оно даже по-особенному как-то называется, необычно.
Д. Гаспарян
- Армянская и русская программа у нас, дудук играет русские мелодии, русские инструменты играют армянские мелодии и наоборот, получается очень красивая музыка, и репертуар у нас разнообразный, всякое можем играть.
А. Митрофанова
- «Арарат-Волга» называется концерт.
А. Пичугин
- Две святыни двух народов, можно сказать.
А. Митрофанова
- Можно сказать и так, да. Национальная идея, как недавно в студии выяснили, у русских – Волга, а национальная идея у армян, в каком-то смысле, гора – Арарат.
Д. Гаспарян
- Да, конечно.
А. Митрофанова
- А, что вы бы так наиболее выделили бы в этом концерте в плане его атмосферы что ли. На сцене, получается, люди, которые играют на национальных инструментах двух народов, и при этом музыка каким-то образом смешивается, что в итоге, как бы вы сами это охарактеризовали
Д. Гаспарян
- Армянско-русская дружба, мы уже давно дружим друг с другом. Этот концерт объясняет, как долго они дружили и как дружили, они объясняют это не словами, а музыкой, можно все это вспоминать и понимать.
А. Митрофанова
- Аналогичный вопрос к Михаилу и Павлу. Вы привыкли, наверное, уже к определенному репертуару, и внезапно в эту вашу привычную вселенную внедряется дудудк. Как вы с этим с этим справляетесь, как вы, вообще, ощущаете присутствие этого инструмента в вашем коллективе. Михаил Чернов нам отвечает.
М. Чернов
- Когда мы познакомились с дудуком, Павел, по совместительству еще у нас и директор коллектива, то есть помимо прекрасного исполнения и владения балалайкой-контр
А. Пичугин
- Вот эта сама мелодия останется.
М. Чернов
- Да, сама мелодия, ценность этого звукоизвлечения, что-то такое приземленное, и в тот же момент теряешься, понимаешь, что пространство, время – это все вечно, эти ценности, устои, некоторая эмоциональная составляющая. И одно из этих первых впечатлений, мы вот знаем, что дудук есть, но мы вживую послушали, поняли, конечно, это своя специфика той же аранжировки, какого-то музыкального языка на тех же наших народных инструментах это совместить, и в процессе аранжировки как раз у меня и зародилась мысль: вот у меня армянская песня с подачей Дживана, что опять же мы обсудили, сделали следующую русскую композицию, потом опять армянскую, и так далее. И мы вот как идею, с Павлом, с коллективом думали, как назвать, и в один из каких-то моментов аранжировки, может, даже где-то на репетиции я представил просто, когда сидел дома набирал ноты, незыблемые каике-то ценности наших культур, нашей природы, и вот как-то зародилось название, и сначала это название получила наша первая совместно записанная композиция и потом как-то в процессе, в концертах как идея она у нас прижилась.
А. Пичугин
- Давайте не будем откладывать все в долгий ящик и наконец, по прошествии уже пяти-семи минут, послушаем чудеснейшую музыку, пока тут был саунд-чек, тут за стеклом нашей студии собирались, наверное, человек 10-15 из нашей организации, которые пришли просто, стояли с замершим сердцем, слушали, боялись вздохнуть.
А. Митрофанова
- Забыв о собственной работе, между прочим.
А. Пичугин
- Да, и первая композиция, как мы понимаем, как у нас здесь значится, называется «Фантазия дудка и ансамбля русских народных инструментов».
М. Чернов
- Да, и это и есть «Арарат-Волга».
Звучит композиция «Арарт- Волга»
А. Митрофанова
- Напоминаю, дорогие слушатели, что в эфире программа «Светлый вечер» на радио «Вера» и в нашей студии сегодня ансамбль «Русский струны» и Дживан Гаспарян младший, музыкант, мастер игры на дудуке, и, вообще, все наши гости сегодня лауреаты российских и международных конкурсов всех мыслимых и немыслимых, и также за микрофонами у нас сегодня Михаил Чернов и Павел Огородников…
А. Пичугин
- музыканты ансамбля «Русский струны».
А. Митрофанова
- И мы продолжаем здесь разговор о том удивительном скрещении судеб русских народных инструментов и армянского дудука, как это, вообще, возможно, и из чего рождается такая музыка. Дживан, если позволите, мне бы хотелось спросить у вас о ваших дудках, которые сейчас лежат перед вами.
А. Пичугин
- Это два разных инструмента, два разных дудука?
Д. Гаспарян
- Тональности разные.
А. Пичугин
- Я почему-то думал, что это один дудук.
Д. Гаспарян
- Один дудук только одна октава и две-три ноты.
А. Митрофанова
- А вы используете и тот, и другой, когда исполняете композицию.
Д. Гаспарян
- Тут смотря какое исполнение, какая мелодия.
А. Пичугин
- А правда, что оба изготовлены вашим дедушкой Дживаном Гаспаряном?
Д. Гаспарян
- Он сам не делает, но мы сами, каждый музыкант делает для себя.
А. Митрофанова
- Сам свой дудук. Вот я как раз хотела об этом спросить, я думала, мало ли, может, это миф такой, народные байки, что музыкант, который играет на дудуке, должен сам себе его сделать, а вы говорите, что так оно и есть, а почему? Это же, вообще, сложно, мне кажется, сделать себе самому инструмент.
Д. Гаспарян
- Этот инструмент очень капризный инструмент, абрикосовое дерево и камыш, это две части. Он имеет долгую истории, более 3 тысяч лет тому назад играли на этом инструменте, сейчас уже благодаря мастерам дудука и благодаря моему деду, он популярен, в принципе, Дживан сделал это популярным.
А. Пичугин
- Благодаря вашему деду по всему миру зазвучал дудук.
А. Митрофанова
- Миссионер от дудука такой.
Д. Гаспарян
- Так и есть, инструмент, в общем, маленький, но имеет такие звуки, сейчас есть и бас-дудук.
А. Пичугин
- Ну, это уже за гранью нашего понимания.
Д. Гаспарян
- На нем мы играем, когда делаем квартет дудуков, очень классно звучит.
А. Митрофанова
- Послушайте, дудук, мне кажется, настолько универсальный инструмент и современный, Михаил, вы когда рассуждали о том, что мы приходим и уходим в этом мире, а музыка, она звучит, она остаётся, как будто появляются новые люди, они ее подхватывают, воспроизводят как-то по-своему, потом как у нас цепочка такая, мы уходим в иной мир, а на нашем месте будут другие, которые будут ту же самую мелодию исполнять.
А. Пичугин
- Так она идёт через века.
А. Митрофанова
- Через века, действительно, вот то как она преломляется в нашем времени это то, как потрясающе на дудуке сегодня исполняют джаз. Для меня это, вообще, что-то немыслимое, я когда это слышу, думаю, какая же красота. Я когда это слышу, думаю, ну надо же, какая красота, это тот самый инструмент, которым, ваш дедушка, по-моему говорил, что дудук – это тот инструмент, который дает музыку молитвы.
М. Чернов
- Да, это верно.
А. Митрофанова
- То есть вот такая палитра колоссальная.
А. Пичугин
- А я с удивлением узнал, что Дживан Гаспарян младший, вы тоже всемирно известный музыкант, и тут можно только половину программы перечислять людей, с которыми вы играли. Я, например, с удивлением узнал, что вы участвовали в «System Of A Down» и в других проектах.
Д. Гаспарян
- У меня была там рок-группа, называлась «Виза», до сих пор есть, вот «System Of A Down» там был еще наш менеджер, мы с ним гастролировали, играл, конечно, с разными музыкантами.
А. Пичугин
- Вопрос не в этом был, я с удивлением узнал, что вы, в общем, начали заниматься музыкой, по крайней мере, впервые взяли дудук осознанно в 15 лет только.
Д. Гаспарян
- Да.
А. Пичугин
- Не тяжело было уже в сознательном возрасте прийти к музыке, и, казалось бы, что раз вы внук Дживана Гапсарян, то, наверное, сам дудук должен был сопровождать вас с младенчества.
Д. Гаспарян
- Честно говоря, когда мне было 15 лет, я уехал в Америку учиться там на фармацевта, потом как раз в этот раз была запись Дживнаа, он был там в студии, я когда увидел это все..
А. Митрофанова
- Это волшебство.
Д. Гаспарян
- Все это прекрасно было для меня, я решил попросить у него инструмент, он удивился, но отдал один инструмент, сидел целый день играл, играл, а он уехал на гастроли, через 6-7 месяцев вернулся, я сыграл для него, и он говорит: «У тебя получается. Можно продолжать». И через 3-4 года я уже с ним на концертах был.
А. Пичугин
- По всему миру, я так понимаю.
А. Митрофанова
- Потрясающе, вырастил себе приемника ваш дедушка. Павел, я тогда теперь хочу спросить у вас, вы директор музыкального коллектива «Русские струны», и в каком-то смысле отвечаете за все то, что происходит у вас на сцене. Например, за то, как к вам в ансамбль русских инструментов внедряется дудук, за то, как вы перемешиваете на сцене музыку: русские народные песни и, скажем, Гершвина, например. Вы как для себя одним словом определяете, что сейчас происходит? Вот если, к примеру, вам нужно объяснить, вы договариваетесь о гастролях, и вам нужно объяснить, что будет вот это, что это за слово такое?
П. Огородников
- Ну, возможно, это можно назвать профессионализм, потому что сейчас и русский народный инструмент и дудук находятся на таком уровне профессиональном
А. Пичугин
- Мы относительное недавно, наверное, пришли к мысли, что в мире национальные инструменты могут играть все, что угодно. То есть если раньше балалайка ассоциировалась с медведем и «калинкой-малинк
П. Огородников
- Вы абсолютно правы, наверное, можно сказать, что в этом одна из наших главных миссий – такой стереотип опровергнуть, что на балалайках можно играть исключительно на завалинке.
А. Пичугин
-Ну, ваш коллега, Алексей Архиповский, я иногда слушаю его выступления, как это на балалайке исполняется, а оказывается это еще и на балалайке исполняется.
П. Огородников
- Да, Алексей – великий музыкант.
А. Митрофанова
- Павел, а по поводу вашего инструмента можно еще уточнить. Балалайка-контра
П. Огородников
- Очень дружественные, и можно даже сказать больше, что на таком чувственно уровне мы друг друга понимаем.
А. Пичугин
- И наконец, у меня есть у кого спросить. Я часто вижу этот инструмент в разных коллективах, начиная от классических, заканчивая рок-группами. Ред-басс балалайка, я все вспоминаю, которую они не могут провозить в самолетах по всему миру. А зачем она нужна, если есть контрабас или есть, например, электрогитара или бас-гитара, например, в рок-н-рольных концертах, а используют люди контрабас-балала
П. Огородников
- Звучание отличается, во-первых. Бас-гитара это все-таки эстрадный инструмент, а если мы говорим об исполнении национальной музыки и при том, что используется национальный инструмент, то есть балалайка-контра
А. Митрофанова
- Ренессанс балалайки практически.
П. Огородников
- Можно и так сказать, создал русский народный оркестр, который в то время объехал весь мир, и в Америке был тоже. Кстати говоря, сейчас до сих пор в Америке очень много любителей игры на русский народных инструментах, и это пошло именно со времен Василия Васильевича Андреева.
А. Пичугин
- И сами американцы играют.
П. Огородников
- И сами американцы играют, конечно. Много русских уехало, много любителей.
А. Пичугин
- Давайте вернемся к музыке, для начла только, а то мы забыли спросить, первую композицию « Фантазия для дудука и ансамбля русских народных инструментов» кто написал?
П. Огородников
- Эту композицию написал Михаил Чернов.
А. Пичугин
- Который находится сейчас в этой студии.
А. Митрофанова
- Вот кого мы должны благодарить за эту композицию.
М. Чернов
- Ну, от себя добавлю, что в финале использован мотив песни «Очи черные», это обработка Анатолия Владимировича Беляева «Цыганочка».
А. Пичугин
-А сейчас мы будем слушать композицию, она называется «Абрикосовое дерево», расскажите про нее, пожалуйста, Дживан.
Д. Гаспарян
- «Абрикосовое дерево» - это композитор великий Комитас, армянин, который очень многое сделал, он сохранил всю армянскую музыку, историю, сделал новые аранжировки, до сих пор это все существует, в общем, долго можно рассказывать о Комитасе, просто можно зайти в Интернет, посмотреть, почитать, он интересный очень.
А. Митрофанова
- Интересный композитор, можно послушать его, познакомиться с ним, может, кто-то действительно услышит его впервые. Это того стоит.
А. Пичугин
- Итак, «Абрикосовое дерево», я напомню, что у нас в студии сегодня Дживан Гаспарян младший, который, как вы все, наверное, прекрасно знаете, играет на таком музыкальном инструменте, который называется дудук, и музыканты ансамбля «Русские струны», в частности Михаил Чернов, он играет на баяне, Павел Огородников, он играет на балалайке-контра
Звучит композиция «Абрикосовое дерево»
А. Митрофанова
- Еще раз добрый «Светлый вечер», дорогие слушатели, Алексей Пичугин, я – Алла Митрофанова, мы сегодня в студии в чудесной совершенно потрясающей компании каких-то добрых волшебников, людей, которые пришли к нам вместе со своими музыкальными инструментами, это ансамбль «Русские струны», его представители Михаил Чернов, художественный руководитель этого коллектива, Павел Огородников, директор этого коллектива, и , как бы вас, Дживан, правильно представить, вы специальный гость в этом коллективе или вы уже его часть, Дживан Гаспарян младший.
Д. Гаспарян
- Ну, мы вместе работаем, вместе играем.
А. Митрофанова
- Вместе играете, мастер игры на дудуке, и все наши гости лауреаты многочисленных международных конкурсов, мыслимых и немыслимых, и всероссийских, и международных, и ЮНЕСКО и так далее. И, вообще, спасибо вам за то настроение чудесное, которое вы нам создаете.
А. Пичугин
- Надо напомнить, что 23 декабря, завтра уже, получается, в международном доме музыки будет презентация новой концертной программы «Арарат- Волга», и вот участники этого концерта сегодня здесь в нашей студии. Я правильно понимаю, что вы совместно уже играете довольно давно судя по тому, что Алла сейчас сказала, и завтрашний концерт это для вас не первое совместное выступление.
П. Огородников
- Наверное, я отвечу.
А. Митрофанова
- Павел Огородников.
П. Огородников
- Нужно сказать, что, вообще, мы познакомились с Дживаном, это было уже три года назад, это произошло в 2013 году, у нас был совместный концерт, но только не ансамбля «Русские струны», которого еще не было тогда, а я еще по совместительству являюсь артистом национального оркестра России имен Осипова.
А. Пичугин
- И там вы тоже играете на…
П. Огородников
- Там я играю на балалайке-контра
А. Митрофанова
- Неожиданное было сочетание?
П. Огородников
- Это неожиданно было совершенно, и мы поняли все, что этого раньше просто не было, то есть это, можно сказать, мы такие первооткрыватели
А. Митрофанова
- Михаил Чернов, мне хотелось бы теперь спросить у нашего художественного руководителя ансамбля «Русские струны», поскольку ваш главный инструмент — это баян, а что вы чувствуете, когда держите его в руках? К нам часто музыканты сюда приходят, и мы им задаем этот вопрос, какие у них отношения с их инструментами. Какие у вас отношения с баяном? Почему вы его выбрали, и какими качествами должен обладать человек, который держит в руках именно этот инструмент?
М. Чернов
-Это наследственное.
А. Митрофанова
- Ах вот как, то есть вы родились под звуки баяна, фактически? Папа играл или мама?
А. Пичугин А. Митрофанова
М. Чернов
- И папа тоже родился под звуки баяна.
А. Пичугин
- Династия.
М. Чернов
- У меня сохранился инструмент дома, он сделан был в Алма-Ате в 1922 году.
А. Пичугин
- Это инструмент дедушки, да?
М. Чернов
- Это инструмент дедушки.
А. Пичугин
- И у вас выбора никакого не было.
А. Митрофанова
- Все было предопределено также как у Дживана Гаспаряна, собственно.
А. Пичугин
- Ну, Дживан для начала хотел стать врачом.
А. Митрофанова
- Ну, не вышло же все равно.
А. Пичугин
- А не вышло, да? Или все-таки доучились?
Д. Гаспарян
- Нет, я оставил, начал играть.
М. Чернов
- Наверное, достаточно распространенная ситуация, когда музыканты идут по стопам.
А. Пичугин
- Павел, а я всегда говорил бас-балалайка или это неправильно, это другой инструмент?
П. Огородников
- Это другой инструмент.
А. Пичугин
- Балалайка-контра
П. Огородников
- У меня все намного сложнее. У меня сначала был баян, как у Михаила.
А. Митрофанова
- Тоже наследственное?
П. Огородников
- Не совсем. Мне было 8 лет, я жил в Иркутской области, мои друзья пошли учиться в музыкальную школу по классу баяна, и один мой друг мне сказал: «Слушай, Паш, давай тоже иди в музыкальную школу на баян», я говорю: «Почему на баян, может, на аккордеон пойти?, а он мне тогда сказал, нам было по 8 лет, он сказал: «На аккордеоне одни девчонки играют, нужно идти на баян». И я пришел домой, сказал: «Папа, я хочу играть на баяне», он меня отвел в музыкальную школу.
А. Митрофанова
- А как случилась в вашей жизни…
А. Пичугин
- Балалайка-контра
А. Митрофанова
- …балалайка-контр
П. Огородников
- Это случилось со мной не сразу, сначала я закончил музыкальную школу, музыкальное училище по классу баяна.
А. Пичугин
- То есть вы можете на нем.
П. Огородников
- Если надо, могу. Но сегодня мы не будем экспериментирова
А. Митрофанова
- Ого, какой у вас нарядный, интересный послужной список.
П. Огородников
- Так что, еще и спеть могу.
А. Митрофанова
- И на балалайке. Так а как же все-таки она в вашей жизни возникла, почему? Вы ее увидели и влюбились в балалайку-контра
П. Огородников
-Произошло это очень просто, был такой предмет в училище – оркестр и подошел руководитель оркестра и сказал: «Ты будешь играть на контрабасе», то есть он фактически назначил меня.
А. Митрофанова
- Вы за послушание?
П. Огородников
- Я за послушание, да. И это тот случай сыграл, наверное, очень большую роль в моей жизни.
А. Митрофанова
- Дживан, все-таки возвращаясь к той мысли, которую дедушка ваш озвучивал по поводу того, что дудук – это инструмент, в том числе инструмент молитвы что ли, что вот эта музыка, которую он рождает на свет, это музыка молитвы. Вы сами что об этом думаете, насколько близок вам этот подход?
Д. Гаспарян
- Мне очень нравится тембр инструмента. Я использую тембр, играю разные мелодии и сочиняю музыку, и импровизирую. Есть тембр дудуку, который бывает разный, каждый человек разговаривает, у каждого свой голос, у дудука также.
А. Митрофанова
- То есть у каждого дудука есть свой индивидуальный голос, тембр.
Д. Гаспарян
- Да, ну, когда сейчас Дживан будет играть на дудуке, я уже знаю, кто будет играть, Дживан или нет, его звук уже.
А. Митрофанова
- То есть ваш дедушка или нет.
Д. Гаспарян
- Да. Вот Дмитрий Дибров всегда говорил, кода мы встречались, чтобы я играл. Я играл, он говорил: «Нет, у тебя нет своего звука». Только несколько лет аза я сыграл для него и он сказал, что у меня есть свой звук. Это очень важно иметь свой звук, свой стиль, не надо повторять и копировать кого-то, надо играть откровенно и создать такой звук, чтобы люди понимали..
А. Пичугин
- А дедушка как вас оценивает?
Д. Гаспарян
- Нравится ему.
А. Пичугин
- А вы часто вместе играете?
Д. Гаспарян
- Ну, почти всегда вместе играем.
А. Пичугин
- А вот в такой домашней обстановке, где семья собирается, дед и внук.
Д. Гаспарян
- Мы всегда играем, дома с утра, с 7-8 играем.
А. Митрофанова
- А соседи как? Наверное, приходят каждое утро собираются послушать концерт двух Гаспарянов.
А. Пичугин
- Вы же далеко, наверное.
Д. Гаспарян
- В квартире живем.
А. Пичугин
- А в квартире, не в доме?
Д. Гаспарян
- Дом тоже есть, и квартира есть.
А. Пичугин
- Понятно. Что ж, будем слушать музыку дальше, у нас на очереди композиция Джорджа Гершвина «Summer time», тут не будем вдаваться в подробности, все ее знают, но как она сейчас прозвучит, я уже в предвкушении.
Звучит композиция «Summer time».
А. Пичугин
- Итак, продолжаем нашу разговорную часть программы, только что послушали Джорджа Гершвина, автор Джордж Гершвин «Summer time», а исполнил всю эту красоту нам ансамбль «Русские струны» и Дживан Гаспарян младший, он естественно играет на дудуке, Дживан напомните, пожалуйста, еще раз армянское название.
Д. Гаспарян
- Тиранопох.
А. Митрофанова
- Тиранопох – абрикосовое дерево.
А. Пичугин
- Михаил Чернов, он играет на баяне, является худ. руководителем, Павел Огородников – директор ансамбля, он играет на балалайке-контра
А. Митрофанова
- Я бы хотела напомнить, что все, что мы сегодня слышим в студии, можно услышать завтра, 23 декабря, в международном доме музыки. Будет большой концерт, в котором на сцену выходят ансамбль «Русские струны», Дживан Гаспарян младший и вот эти все инструменты, дудук и ансамбль «Русские струны», балалайки всех мыслимых и немыслимых размеров, чудесный баян Михаила Чернова, ударные, и все они будут звучать, я думаю, это просто потрясающе.
М. Чернов
- И гитара еще.
А. Митрофанова
- И гитара, совершенно верно. Ну, вот что-то запредельное, я по возможности очень бы хотела к вам туда попасть, и насладиться всем происходящем, хотя у нас с Лешей тут большие преимущества, сидим себе в студии…
А. Пичугин
- И слушаем концерт, и видим все это, и живой звук. А скажите вот в таком составе вы выступаете только в России или вы гастролируете по миру?
Д. Гаспарян
- Ну, пока что начинаем, уже на следующий год мы начнем планировать уже не только в России, надо в Армению поехать, показать это все, я столько рассказывал, они все ждут услышать это все.
А. Митрофанова
- Михаил, а вы могли бы рассказать, как воспринимают наши инструменты за рубежом, я не знаю, вот Павел нам про Америку сказал, что там балалайка прижилась и очень хорошо пошла, как традиция уже…
А. Пичугин
- Как у нас банджо.
А. Митрофанова
- А что касается баяна, что касается, вообще, в принципе, нашей музыки. Вам же приходилось наверняка исполнять ее в других странах, как реагируют на нее, или только русские иммигранты приходят послушать?
М. Чернов
- Иногда кажется, что приезжаешь за рубеж, и то, что наше национальное искусство показываешь, оно для них национальное, даже некоторые известные песни воспринимаются как будто они написаны в других странах, то есть это уже музыка мира, получается.
А. Митрофанова
- И абсолютно на любой язык переводимые наши музыкальные инструменты.
Д. Гаспарян
- Тоже самое, я извиняюсь, для дудука. Когда мы ездим в другие страны почти 95% сидят иностранцев, они сидят и слушают 2-3 часа музыку дудука.
А. Пичугин
- Слова народные, музыка народная, у микрофона автор.
А. Митрофанова
- Очень хорошо. А что, так между прочим и получается, я думаю, что через эту музыку многое можно в Армении понять, как вы считаете?
Д. Гаспарян
- Услышав мелодии армянские, можно увидеть историю Армении, музыка рассказывает все, особенно, когда Армения живет в другой стране, не от хорошей жизни они живут в других странах мира, когда слышишь одну мелодию, то уже слезы текут, мурашки бегут, вспоминаешь свою историю, свой дом.
А. Митрофанова
- Можно я вас еще раз так спрошу, потому что вы ушли немножечко от ответа. Вы эти дудуки сделали сами все-таки или кто-то вам помогал, или каким-то еще образом они у вас появились?
Д. Гаспарян
- Ну, мастер их делает, точит.
А. Пичугин
- А вы доводите до совершенства уже своими руками?
Д. Гаспарян
- Да, мы уже эти дырки, обработку делаем.
А. Пичугин
- А мастера это тоже династии, я правильно понимаю, то есть человек не сам по себе научился делать дудук, а это умение передается по наследству?
Д. Гаспарян
- В основном, да, с детства они видят, как отец или дед это делает.
А. Пичугин
- А в советское время как обстояли дела с дудуком?
Д. Гаспарян
- В советское время инструмент как раз назвали дудуком, потому что тогда трудно было сказать тиранопох, по-русски сказали дудка, и отсюда…
А. Пичугин
- Понятно, отсюда дудук.
Д. Гаспарян
- Но я всегда говорил, что тиранопох – армянский инструмент.
А. Митрофанова
- тиранопох, вот видите, мы уже выучили с Лешей.
А. Пичугин
- Да, тиранопох. Из биографии вашего дедушки, я знаю, что он с 40-ых годов занимается игрой на дудуке, точнее уже в 40-ые годы он становится лауреатом разных конкурсов и тогда начинается такое шествие дудука сначала по союзу, потом по планете.
Д. Гаспарян
- он уже 80 лет как играет на это инструменте. И до сих пор играет на концертах у нас всегда.
А. Пичугин
- так время летит незаметно. К сожалению, нам пора заканчивать.
А. Митрофанова
- Напоминаю, дорогие слушатели, что у нас сегодня в гостях был музыкальный коллектив «Русские струны», у микрофонов были его художественный руководитель Михаил Чернов, и директор этого коллектива Павел Огородников, Михаил играет на баяне, Павел на балалайке-контра
М. Чернов
- Если можно, буквально несколько слов, представлю остальных участников коллектива «Русские струны».
А. Пичугин
- Да, обязательно.
М. Чернов
- Балалайка-прима, лауреат международных конкурсов Александр Сысоев, балалайка-альт Николай Екимов, гитара - Максим Яковлев, ударные - Семен Табачников.
А. Митрофанова
- А также в нашей студии был Дживан Гаспарян младший, который фантастически играет на дудуке.
А. Пичугин
- И напоминаем вам, что 23 числа, то есть завтра в международном доме музыки «Русские струны» и Дживан Гаспарян младший представят свою новую программу «Арарат-Волга» в самом центре Москвы, недалеко от метро Павелецкая, если вы в Москве или будете в Москве, приходите обязательно.
М. Чернов
- Также в концерте у нас будут принимать участие все композиции армяно-русские и джазовые, все они будут украшены песочной анимацией.
П. Огородников
- Исполнитель Лилия Чистина, замечательный мастер песочной анимации.
А. Митрофанова
- Вы будете как-то на экран выводить песочную анимацию? То есть она будет что-то делать у себя на стекле, а потом это будет транслироваться…
М. Чернов
- Да.
А. Митрофанова
- Потрясающе.
М. Чернов
- А также у нас еще есть специальный гость нашего концерта, приглашенный солист Большого театра, наш добрый друг и товарищ Федор Тарасов – бас.
А. Пичугин
- И заканчиваем мы композицией, которая, Алла, как правильно мы ее назовем? «Ночь тиха» или «Holly night»?
А. Митрофанова
- Да, как угодно, она на разные языки переведена, это слова к этой музыки написаны, но вместе с тем…
А. Пичугин
- Слов не будет.
А. Митрофанова
- Слов не будет, зачем слова, когда такая музыка звучит, через нее все становится понятно.
А. Пичугин
- Еще раз, Алла Митрофанова, я – Алексей Пичугин, спасибо, всего хорошего.
М. Чернов
- Спасибо, приходите на концерт.
Деяния святых апостолов

Деян., 25 зач., X, 21-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться избегать крайностей в отношениях с людьми? Как приобрести чувство меры и такта? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий, о котором мы только что услышали, был римским офицером, а по своей религиозной принадлежности язычником. Несмотря на это он испытывал глубокое уважение и симпатию к иудейской вере в Единого Бога. Вероятно, он собирался принять обрезание и стать полноценным иудеем. Однако Господь посылает к нему апостола Петра для того, чтобы совершить над им Таинство Крещения и сделать его участником христианской Церкви. Писание подчёркивает, что это событие далеко не случайное. Обоим было видение свыше. А потому их встречу устраивает Сам Бог.
Корнилий посылает за Петром своих слуг, и апостол вместе с ними идёт в город Кесарию. Писание говорит, что Корнилий, встретив Петра, припал к его ногам. Примечательна ответная реакция апостола: «встань; я тоже человек». Почему Пётр так говорит? Зачем препятствует благочестивому порыву? Ведь в том же самом Писании мы видим, как люди воздают почести посланцам Творца. В том числе кланяются им до земли.
Несмотря на то, что Корнилий верит в Единого Бога, по своему менталитету он ещё язычник. А язычники того времени были склонны видеть в великих людях воплощение тех или иных божественных сил. Яркий пример находим также в книге Деяний, когда именно так воспринимают апостола Филиппа самаряне. Ещё более красноречивый случай произошёл в городе Листра. Здесь люди, поражённые чудесами апостолов Павла и Варнавы, в первом распознали Гермеса, а втором — Зевса. Апостол Пётр видит в Корнилие подобные настроения, а потому и останавливает его. «Я просто человек, такой же несовершенный и ограниченный, как и ты. Со своими предрассудками, заблуждениями и недостатками. Просто Господь по Своему Промыслу действует через меня». Вот смысл его слов.
Очень интересный и важный момент. Путь веры предполагает, что мы обретаем не только то, что у нас появляется крепкая и надёжная связь с Творцом. Он также предполагает, что мы обретаем взвешенные, сбалансированные отношение с окружающими. Можно было бы назвать эти отношения трезвыми и здравомысленными. Это означает, что мы, с одной стороны, не делаем из людей небожителей и полубогов, не возносим их на пьедестал, не заискиваем и не угодничаем перед ними. С другой стороны, не унижаем их, не обесцениваем, не критикуем нещадно. Но ко всем у нас появляется нелицеприятное, ровное, доброжелательное отношение. Во всех мы начинаем видеть детей Божиих со своими достоинствами и недостатками.
Случай с Корнилием показывает, что для этого недостаточно одного доброго душевного расположения и религиозных убеждений. Для этого необходимо приобретение духовного опыта. А это происходит лишь в том случае, если мы совершаем духовную работу. Для нас, верующих во Христа, помимо участия в таинствах Церкви, это ежедневное и систематичное исполнение заповедей Евангелия. Такая работа помогает нам держать фокус своего внимания на воле Божией и на Самом Боге. В ответ Господь даёт нам Свою благодать, которая и учит нас избегать крайностей и наполняет чувством меры и такта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать детей, которые проходят лечение в больницах Петербурга

Лиля росла без родителей. Когда ей было три года, она в одиночку боролась с опухолью в больнице Санкт-Петербурга. В перерывах между химиотерапией её отправляли в детский дом. Шансов на усыновление было крайне мало — никто не хотел забирать девочку с такой тяжёлой болезнью... Жизнь малышки переменилась, когда о ней узнала волонтёр по имени Лидия.
Женщина много лет совместно с одной благотворительной организацией помогала детям-сиротам в больнице, и до этого не решалась взять ребёнка под опеку. Они с мужем уже воспитывали двоих детей, у одной из девочек была инвалидность. Но увидев Лилю, она почему-то не смогла пройти мимо. Малышка месяцами лежала в больнице, переживая сложные процедуры без поддержки взрослых. Лидия посоветовалась с мужем и детьми, и они решили забрать девочку в семью. «Благодарю Бога за то, что у нас появилось такое чудо», — говорит приёмная мама.
Сейчас Лиле уже 13 лет, она вместе с близкими живёт в деревне в Вологодской области. Здесь есть свой дом и сад, настоящая русская печь, уютные комнаты и аромат пирогов. Во всём тут чувствуется любовь и забота. Девочка учится, занимается в художественной школе и помогает маме по хозяйству, у неё есть друзья и насыщенная жизнь подростка.
Лилина болезнь всё ещё сохраняется. Она уже не лежит в больницах, но регулярно наблюдается у врачей и проходит обследования. Это нужно, чтобы контролировать опухоль.
Некоторые медицинские обследования и анализы не входят в перечень бесплатных и стоят дорого. Поэтому Лилю поддерживает фонд «Свет.Дети». Он помогает семье с оплатой этих процедур.
Поддержать фонд и его подопечных из разных городов, которые прямо сейчас проходят лечение и обследования в больницах Санкт-Петербурга, можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Алексей Варламов

У нас в студии был ректор литературного института имени Горького Алексей Варламов.
Разговор шел о жизненном пути знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова: о ключевых событиях, главных вызовах и отношениях с Богом.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер