"Дудук и русские народные инструменты". Светлый вечер с Дживаном Гаспаряном мл. и ансамблем "Русские струны". - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

"Дудук и русские народные инструменты". Светлый вечер с Дживаном Гаспаряном мл. и ансамблем "Русские струны".

* Поделиться

Дживан ГаспарянУ нас в гостях были мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян младший и ансамбль "Русские струны".

Мы говорили о концертной программе "Арарат-Волга", в которой объединены русские народные инструменты и армянский дудук.

 

 


А. Пичугин

- Приветствуем вас мы, Алла Митрофанова.

А. Митрофанова

- И Алексей Пичугин.

А. Пичугин

- На самом деле, мы тут практически с Аллой Сергеевной сидим друг у друга на шее, на плечах, на голове стоим. Огромное количество людей в студии присутствует. У нас сегодня скорее даже не «Светлый вечер» беседа, а «Светлый вечер» концерт, 8 человек в студии, это музыканты с необычными инструментами, название которых мы с Аллой, по-моему, даже не знаем половины, представляем сразу гостей, сегодня в нашей программе участвуют Дживан Гаспарян младший, знаменитый, наверное, вы все прекрасно знаете этого человека и инструмент, на котором он играет, это дудук, он еще как-то правильно по-армянски называется. Здравствуйте, Дживан.

Д. Гаспарян

- Здравствуйте.

А. Пичугин

- Как он называется?

Д. Гаспарян

- Тианопох – тиан – это абрикос, а пох – это дудка.

А. Митрофанова

- То есть это дудка из абрикосового дерева?

Д. Гаспарян

- Да.

А. Митрофанова

- Как красиво. Я всегда знала, что за этим словом дудук скрывается что-то совершенно потрясающее.

А. Пичугин

- Я буду учить это слово, может, до конца этого эфира как-то выучу. Также в этой студии музыканты, лауреаты российских и международных конкурсов Михаил Чернов и Павел Огородников, здравствуйте.

М. Чернов

- Добрый вечер.

П. Огородников

- Добрый вечер.

А. Пичугин

- Еще несколько человек, но мы просто чисто физически не можем посадить их к микрофону, но они здесь, и вы их обязательно услышите, может быть, не их голоса, но их прекрасные инструменты.

А. Митрофанова

- Я дополню, что Михаил Чернов играет на баяне, Павел Огородников играет на балалайке, контрабасе, это если представляете себе, такая балалайка размером с человеческий рост, огромная, и тоже по-своему, какая-то волшебная, нереальный инструмент, и звуки у него такие же по-моему. И ансамбль «Русские струны» представлен у нас также балалайкой-примой, балалайкой-альтом, гитарой и ударными. Спасибо, что смогли в таком составе сюда к нам прийти, и, я думаю, что мы нашим слушателям обязательно дадим возможность насладиться вашим исполнением, но вы у нас не случайно, у вас завтра концерт в международном доме музыки.

А. Пичугин

- Дживан, расскажите поподробнее, пожалуйста, что за мероприятие, как оно называется, оно даже по-особенному как-то называется, необычно.

Д. Гаспарян

- Армянская и русская программа у нас, дудук играет русские мелодии, русские инструменты играют армянские мелодии и наоборот, получается очень красивая музыка, и репертуар у нас разнообразный, всякое можем играть.

А. Митрофанова

- «Арарат-Волга» называется концерт.

А. Пичугин

- Две святыни двух народов, можно сказать.

А. Митрофанова

- Можно сказать и так, да. Национальная идея, как недавно в студии выяснили, у русских – Волга, а национальная идея у армян, в каком-то смысле, гора – Арарат.

Д. Гаспарян

- Да, конечно.

А. Митрофанова

- А, что вы бы так наиболее выделили бы в этом концерте в плане его атмосферы что ли. На сцене, получается, люди, которые играют на национальных инструментах двух народов, и при этом музыка каким-то образом смешивается, что в итоге, как бы вы сами это охарактеризовали?

Д. Гаспарян

- Армянско-русская дружба, мы уже давно дружим друг с другом. Этот концерт объясняет, как долго они дружили и как дружили, они объясняют это не словами, а музыкой, можно все это вспоминать и понимать.

А. Митрофанова

- Аналогичный вопрос к Михаилу и Павлу. Вы привыкли, наверное, уже к определенному репертуару, и внезапно в эту вашу привычную вселенную внедряется дудудк. Как вы с этим с этим справляетесь, как вы, вообще, ощущаете присутствие этого инструмента в вашем коллективе. Михаил Чернов нам отвечает.

М. Чернов

- Когда мы познакомились с дудуком, Павел, по совместительству еще у нас и директор коллектива, то есть помимо прекрасного исполнения и владения балалайкой-контрабасом, он директор коллектива, и поступило предложение посотрудничать с Дживаном Гаспаряном. И как раз вернёмся к «Арарату- Волге» - одно из первых наших творческих знакомств – это запись и совместная композиция. Ребята доверяют мне руководить нашим коллективом ансамблем «Русский струны», и доверяют аранжировки, ну, и, конечно, один в поле не воин, как говорится, поэтому у нас творчество абсолютно совместное, все приветствуется, разные творческие идеи. И вот как раз как идея – наш первая совместная композиция с дудаком – мы решили сделать попурри на популярные армянские и русские темы. Когда прослушав в очередной раз множество исполнителей различных, именно чтобы понять сам инструмент, специфику инструмента, Дживан, наверное, попозже расскажет о нем, наверное, профессиональные музыканты знают, что инструмент для исполнения очень непростой. Но когда слышишь дудук, это настолько завораживает, что абсолютно, лично я, теряю какое-то ощущение пространства и времени, такое впечатление, что это и 21 век и это совершенно то, что прожито человечеством веками, наша история, то есть мы придём, уйдем, а дудук останется.

А. Пичугин

- Вот эта сама мелодия останется.

М. Чернов

- Да, сама мелодия, ценность этого звукоизвлечения, что-то такое приземленное, и в тот же момент теряешься, понимаешь, что пространство, время – это все вечно, эти ценности, устои, некоторая эмоциональная составляющая. И одно из этих первых впечатлений, мы вот знаем, что дудук есть, но мы вживую послушали, поняли, конечно, это своя специфика той же аранжировки, какого-то музыкального языка на тех же наших народных инструментах это совместить, и в процессе аранжировки как раз у меня и зародилась мысль: вот у меня армянская песня с подачей Дживана, что опять же мы обсудили, сделали следующую русскую композицию, потом опять армянскую, и так далее. И мы вот как идею, с Павлом, с коллективом думали, как назвать, и в один из каких-то моментов аранжировки, может, даже где-то на репетиции я представил просто, когда сидел дома набирал ноты, незыблемые каике-то ценности наших культур, нашей природы, и вот как-то зародилось название, и сначала это название получила наша первая совместно записанная композиция и потом как-то в процессе, в концертах как идея она у нас прижилась.

А. Пичугин

- Давайте не будем откладывать все в долгий ящик и наконец, по прошествии уже пяти-семи минут, послушаем чудеснейшую музыку, пока тут был саунд-чек, тут за стеклом нашей студии собирались, наверное, человек 10-15 из нашей организации, которые пришли просто, стояли с замершим сердцем, слушали, боялись вздохнуть.

А. Митрофанова

- Забыв о собственной работе, между прочим.

А. Пичугин

- Да, и первая композиция, как мы понимаем, как у нас здесь значится, называется «Фантазия дудка и ансамбля русских народных инструментов».

М. Чернов

- Да, и это и есть «Арарат-Волга».

Звучит композиция «Арарт- Волга»

А. Митрофанова

- Напоминаю, дорогие слушатели, что в эфире программа «Светлый вечер» на радио «Вера» и в нашей студии сегодня ансамбль «Русский струны» и Дживан Гаспарян младший, музыкант, мастер игры на дудуке, и, вообще, все наши гости сегодня лауреаты российских и международных конкурсов всех мыслимых и немыслимых, и также за микрофонами у нас сегодня Михаил Чернов и Павел Огородников…

А. Пичугин

- музыканты ансамбля «Русский струны».

А. Митрофанова

- И мы продолжаем здесь разговор о том удивительном скрещении судеб русских народных инструментов и армянского дудука, как это, вообще, возможно, и из чего рождается такая музыка. Дживан, если позволите, мне бы хотелось спросить у вас о ваших дудках, которые сейчас лежат перед вами.

А. Пичугин

- Это два разных инструмента, два разных дудука?

Д. Гаспарян

- Тональности разные.

А. Пичугин

- Я почему-то думал, что это один дудук.

Д. Гаспарян

- Один дудук только одна октава и две-три ноты.

А. Митрофанова

- А вы используете и тот, и другой, когда исполняете композицию.

Д. Гаспарян

- Тут смотря какое исполнение, какая мелодия.

А. Пичугин

- А правда, что оба изготовлены вашим дедушкой Дживаном Гаспаряном?

Д. Гаспарян

- Он сам не делает, но мы сами, каждый музыкант делает для себя.

А. Митрофанова

- Сам свой дудук. Вот я как раз хотела об этом спросить, я думала, мало ли, может, это миф такой, народные байки, что музыкант, который играет на дудуке, должен сам себе его сделать, а вы говорите, что так оно и есть, а почему? Это же, вообще, сложно, мне кажется, сделать себе самому инструмент.

Д. Гаспарян

- Этот инструмент очень капризный инструмент, абрикосовое дерево и камыш, это две части. Он имеет долгую истории, более 3 тысяч лет тому назад играли на этом инструменте, сейчас уже благодаря мастерам дудука и благодаря моему деду, он популярен, в принципе, Дживан сделал это популярным.

А. Пичугин

- Благодаря вашему деду по всему миру зазвучал дудук.

А. Митрофанова

- Миссионер от дудука такой.

Д. Гаспарян

- Так и есть, инструмент, в общем, маленький, но имеет такие звуки, сейчас есть и бас-дудук.

А. Пичугин

- Ну, это уже за гранью нашего понимания.

Д. Гаспарян

- На нем мы играем, когда делаем квартет дудуков, очень классно звучит.

А. Митрофанова

- Послушайте, дудук, мне кажется, настолько универсальный инструмент и современный, Михаил, вы когда рассуждали о том, что мы приходим и уходим в этом мире, а музыка, она звучит, она остаётся, как будто появляются новые люди, они ее подхватывают, воспроизводят как-то по-своему, потом как у нас цепочка такая, мы уходим в иной мир, а на нашем месте будут другие, которые будут ту же самую мелодию исполнять.

А. Пичугин

- Так она идёт через века.

А. Митрофанова

- Через века, действительно, вот то как она преломляется в нашем времени это то, как потрясающе на дудуке сегодня исполняют джаз. Для меня это, вообще, что-то немыслимое, я когда это слышу, думаю, какая же красота. Я когда это слышу, думаю, ну надо же, какая красота, это тот самый инструмент, которым, ваш дедушка, по-моему говорил, что дудук – это тот инструмент, который дает музыку молитвы.

М. Чернов

- Да, это верно.

А. Митрофанова

- То есть вот такая палитра колоссальная.

А. Пичугин

- А я с удивлением узнал, что Дживан Гаспарян младший, вы тоже всемирно известный музыкант, и тут можно только половину программы перечислять людей, с которыми вы играли. Я, например, с удивлением узнал, что вы участвовали в «System Of A Down» и в других проектах.

Д. Гаспарян

- У меня была там рок-группа, называлась «Виза», до сих пор есть, вот «System Of A Down» там был еще наш менеджер, мы с ним гастролировали, играл, конечно, с разными музыкантами.

А. Пичугин

- Вопрос не в этом был, я с удивлением узнал, что вы, в общем, начали заниматься музыкой, по крайней мере, впервые взяли дудук осознанно в 15 лет только.

Д. Гаспарян

- Да.

А. Пичугин

- Не тяжело было уже в сознательном возрасте прийти к музыке, и, казалось бы, что раз вы внук Дживана Гапсарян, то, наверное, сам дудук должен был сопровождать вас с младенчества.

Д. Гаспарян

- Честно говоря, когда мне было 15 лет, я уехал в Америку учиться там на фармацевта, потом как раз в этот раз была запись Дживнаа, он был там в студии, я когда увидел это все..

А. Митрофанова

- Это волшебство.

Д. Гаспарян

- Все это прекрасно было для меня, я решил попросить у него инструмент, он удивился, но отдал один инструмент, сидел целый день играл, играл, а он уехал на гастроли, через 6-7 месяцев вернулся, я сыграл для него, и он говорит: «У тебя получается. Можно продолжать». И через 3-4 года я уже с ним на концертах был.

А. Пичугин

- По всему миру, я так понимаю.

А. Митрофанова

- Потрясающе, вырастил себе приемника ваш дедушка. Павел, я тогда теперь хочу спросить у вас, вы директор музыкального коллектива «Русские струны», и в каком-то смысле отвечаете за все то, что происходит у вас на сцене. Например, за то, как к вам в ансамбль русских инструментов внедряется дудук, за то, как вы перемешиваете на сцене музыку: русские народные песни и, скажем, Гершвина, например. Вы как для себя одним словом определяете, что сейчас происходит? Вот если, к примеру, вам нужно объяснить, вы договариваетесь о гастролях, и вам нужно объяснить, что будет вот это, что это за слово такое?

П. Огородников

- Ну, возможно, это можно назвать профессионализм, потому что сейчас и русский народный инструмент и дудук находятся на таком уровне профессиональном, что на этих инструментах можно исполнять совершенно разную музыку.

А. Пичугин

- Мы относительное недавно, наверное, пришли к мысли, что в мире национальные инструменты могут играть все, что угодно. То есть если раньше балалайка ассоциировалась с медведем и «калинкой-малинкой» то теперь, последние, наверное, лет 15, при всем нашем всемирном музыкальном взаимном проникновении, точно также и дудук, который, видимо, от исполнения только народных армянских мотивов тоже переходит в абсолютно…

П. Огородников

- Вы абсолютно правы, наверное, можно сказать, что в этом одна из наших главных миссий – такой стереотип опровергнуть, что на балалайках можно играть исключительно на завалинке.

А. Пичугин

-Ну, ваш коллега, Алексей Архиповский, я иногда слушаю его выступления, как это на балалайке исполняется, а оказывается это еще и на балалайке исполняется.

П. Огородников

- Да, Алексей – великий музыкант.

А. Митрофанова

- Павел, а по поводу вашего инструмента можно еще уточнить. Балалайка-контрабас – это же что-то запредельное. Какие у вас с ней отношения?

П. Огородников

- Очень дружественные, и можно даже сказать больше, что на таком чувственно уровне мы друг друга понимаем.

А. Пичугин

- И наконец, у меня есть у кого спросить. Я часто вижу этот инструмент в разных коллективах, начиная от классических, заканчивая рок-группами. Ред-басс балалайка, я все вспоминаю, которую они не могут провозить в самолетах по всему миру. А зачем она нужна, если есть контрабас или есть, например, электрогитара или бас-гитара, например, в рок-н-рольных концертах, а используют люди контрабас-балалайку.

П. Огородников

- Звучание отличается, во-первых. Бас-гитара это все-таки эстрадный инструмент, а если мы говорим об исполнении национальной музыки и при том, что используется национальный инструмент, то есть балалайка-контрабас это басовая функция русского народного оркестра, и это пошло еще со времен Василия Васильевича Андреева в конце 19 века, он усовершенствовал балалайку, нашел на чердаке ее, усовершенствовал. Напомню, что до Василия Васильевича на балалайках играли исключительно, можно сказать, простолюдины, а Василий Васильевич, будучи сам дворянином, он закончил консерваторию на скрипке, ему очень понравился этот инструмент, он научился на нем играть, усовершенствовал его и создал семейство балалаек разных.

А. Митрофанова

- Ренессанс балалайки практически.

П. Огородников

- Можно и так сказать, создал русский народный оркестр, который в то время объехал весь мир, и в Америке был тоже. Кстати говоря, сейчас до сих пор в Америке очень много любителей игры на русский народных инструментах, и это пошло именно со времен Василия Васильевича Андреева.

А. Пичугин

- И сами американцы играют.

П. Огородников

- И сами американцы играют, конечно. Много русских уехало, много любителей.

А. Пичугин

- Давайте вернемся к музыке, для начла только, а то мы забыли спросить, первую композицию « Фантазия для дудука и ансамбля русских народных инструментов» кто написал?

П. Огородников

- Эту композицию написал Михаил Чернов.

А. Пичугин

- Который находится сейчас в этой студии.

А. Митрофанова

- Вот кого мы должны благодарить за эту композицию.

М. Чернов

- Ну, от себя добавлю, что в финале использован мотив песни «Очи черные», это обработка Анатолия Владимировича Беляева «Цыганочка».

А. Пичугин

-А сейчас мы будем слушать композицию, она называется «Абрикосовое дерево», расскажите про нее, пожалуйста, Дживан.

Д. Гаспарян

- «Абрикосовое дерево» - это композитор великий Комитас, армянин, который очень многое сделал, он сохранил всю армянскую музыку, историю, сделал новые аранжировки, до сих пор это все существует, в общем, долго можно рассказывать о Комитасе, просто можно зайти в Интернет, посмотреть, почитать, он интересный очень.

А. Митрофанова

- Интересный композитор, можно послушать его, познакомиться с ним, может, кто-то действительно услышит его впервые. Это того стоит.

А. Пичугин

- Итак, «Абрикосовое дерево», я напомню, что у нас в студии сегодня Дживан Гаспарян младший, который, как вы все, наверное, прекрасно знаете, играет на таком музыкальном инструменте, который называется дудук, и музыканты ансамбля «Русские струны», в частности Михаил Чернов, он играет на баяне, Павел Огородников, он играет на балалайке-контрабасе, и музыканты ансамбля «Русские струны», их мы сейчас слушаем, а композиция называется «Абрикосовое дерево», Алла Митрофанова, я – Алексей Пичугин. Слушаем.

Звучит композиция «Абрикосовое дерево»

А. Митрофанова

- Еще раз добрый «Светлый вечер», дорогие слушатели, Алексей Пичугин, я – Алла Митрофанова, мы сегодня в студии в чудесной совершенно потрясающей компании каких-то добрых волшебников, людей, которые пришли к нам вместе со своими музыкальными инструментами, это ансамбль «Русские струны», его представители Михаил Чернов, художественный руководитель этого коллектива, Павел Огородников, директор этого коллектива, и , как бы вас, Дживан, правильно представить, вы специальный гость в этом коллективе или вы уже его часть, Дживан Гаспарян младший.

Д. Гаспарян

- Ну, мы вместе работаем, вместе играем.

А. Митрофанова

- Вместе играете, мастер игры на дудуке, и все наши гости лауреаты многочисленных международных конкурсов, мыслимых и немыслимых, и всероссийских, и международных, и ЮНЕСКО и так далее. И, вообще, спасибо вам за то настроение чудесное, которое вы нам создаете.


А. Пичугин

- Надо напомнить, что 23 декабря, завтра уже, получается, в международном доме музыки будет презентация новой концертной программы «Арарат- Волга», и вот участники этого концерта сегодня здесь в нашей студии. Я правильно понимаю, что вы совместно уже играете довольно давно судя по тому, что Алла сейчас сказала, и завтрашний концерт это для вас не первое совместное выступление.

П. Огородников

- Наверное, я отвечу.

А. Митрофанова

- Павел Огородников.

П. Огородников

- Нужно сказать, что, вообще, мы познакомились с Дживаном, это было уже три года назад, это произошло в 2013 году, у нас был совместный концерт, но только не ансамбля «Русские струны», которого еще не было тогда, а я еще по совместительству являюсь артистом национального оркестра России имен Осипова.

А. Пичугин

- И там вы тоже играете на…

П. Огородников

- Там я играю на балалайке-контрабас, да, и там была совместная программа Дживана Гаспаряна старшего, Дживана Гаспаряна младшего и ансамбля дудукистов, Дживан раньше сказал об этом, что есть разные дудуки, там и бас-дудук, и разные тембры. И после концерта, во-первых, во время концерта, конечно, для меня это было совершенно неожиданно услышать такое звучание, и самое главное, самое интересное, то, что это звучание совместно очень здорово звучит, то есть дудук и балалайки, домбры, очень мягкое звучание.

А. Митрофанова

- Неожиданное было сочетание?

П. Огородников

- Это неожиданно было совершенно, и мы поняли все, что этого раньше просто не было, то есть это, можно сказать, мы такие первооткрыватели. То, что дудук звучал на там концерте с оркестром Осипова, и после концерта я подошел к Дживану, мы познакомились, обменялись контактами, и в дальнейшем у нас возникла уже идея такая – сделать совместную программу. В начале мы записали вот композицию Михаила Чернова «Арарат-Волга», потом дело дошло до концерта. И вот в доме музыки мы завтра это все осуществим.

А. Митрофанова

- Михаил Чернов, мне хотелось бы теперь спросить у нашего художественного руководителя ансамбля «Русские струны», поскольку ваш главный инструмент — это баян, а что вы чувствуете, когда держите его в руках? К нам часто музыканты сюда приходят, и мы им задаем этот вопрос, какие у них отношения с их инструментами. Какие у вас отношения с баяном? Почему вы его выбрали, и какими качествами должен обладать человек, который держит в руках именно этот инструмент?

М. Чернов

-Это наследственное.

А. Митрофанова

- Ах вот как, то есть вы родились под звуки баяна, фактически? Папа играл или мама?

А. Пичугин А. Митрофанова

М. Чернов

- И папа тоже родился под звуки баяна.

А. Пичугин

- Династия.

М. Чернов

- У меня сохранился инструмент дома, он сделан был в Алма-Ате в 1922 году.

А. Пичугин

- Это инструмент дедушки, да?

М. Чернов

- Это инструмент дедушки.

А. Пичугин

- И у вас выбора никакого не было.

А. Митрофанова

- Все было предопределено также как у Дживана Гаспаряна, собственно.

А. Пичугин

- Ну, Дживан для начала хотел стать врачом.

А. Митрофанова

- Ну, не вышло же все равно.

А. Пичугин

- А не вышло, да? Или все-таки доучились?

Д. Гаспарян

- Нет, я оставил, начал играть.

М. Чернов

- Наверное, достаточно распространенная ситуация, когда музыканты идут по стопам.

А. Пичугин

- Павел, а я всегда говорил бас-балалайка или это неправильно, это другой инструмент?

П. Огородников

- Это другой инструмент.

А. Пичугин

- Балалайка-контрабас, вы именно на ней учились играть или у вас сначала был контрабас, а потом балалайка.

П. Огородников

- У меня все намного сложнее. У меня сначала был баян, как у Михаила.

А. Митрофанова

- Тоже наследственное?

П. Огородников

- Не совсем. Мне было 8 лет, я жил в Иркутской области, мои друзья пошли учиться в музыкальную школу по классу баяна, и один мой друг мне сказал: «Слушай, Паш, давай тоже иди в музыкальную школу на баян», я говорю: «Почему на баян, может, на аккордеон пойти?, а он мне тогда сказал, нам было по 8 лет, он сказал: «На аккордеоне одни девчонки играют, нужно идти на баян». И я пришел домой, сказал: «Папа, я хочу играть на баяне», он меня отвел в музыкальную школу.

А. Митрофанова

- А как случилась в вашей жизни…

А. Пичугин

- Балалайка-контрабас.

А. Митрофанова

- …балалайка-контрабас, это ведь уникально.

П. Огородников

- Это случилось со мной не сразу, сначала я закончил музыкальную школу, музыкальное училище по классу баяна.

А. Пичугин

- То есть вы можете на нем.

П. Огородников

- Если надо, могу. Но сегодня мы не будем экспериментировать, потому что у нас сегодня присутствует прекрасный музыкант Михаил Чернов, который… вот и балалайка-контрабас, у меня был такой дополнительный инструмент в училище, то есть был предмет – оркестр, и я в оркестре играл на балалайке-контрабас. Ну, дальше моя судьба еще более усложнилась, можно так сказать, я приехал в Москву, поступил в Российскую Академию музыки имени Гнесиных на дирижерско -хоровой факультет.

А. Митрофанова

- Ого, какой у вас нарядный, интересный послужной список.

П. Огородников

- Так что, еще и спеть могу.

А. Митрофанова

- И на балалайке. Так а как же все-таки она в вашей жизни возникла, почему? Вы ее увидели и влюбились в балалайку-контрабас, или как это произошло?

П. Огородников

-Произошло это очень просто, был такой предмет в училище – оркестр и подошел руководитель оркестра и сказал: «Ты будешь играть на контрабасе», то есть он фактически назначил меня.

А. Митрофанова

- Вы за послушание?

П. Огородников

- Я за послушание, да. И это тот случай сыграл, наверное, очень большую роль в моей жизни.

А. Митрофанова

- Дживан, все-таки возвращаясь к той мысли, которую дедушка ваш озвучивал по поводу того, что дудук – это инструмент, в том числе инструмент молитвы что ли, что вот эта музыка, которую он рождает на свет, это музыка молитвы. Вы сами что об этом думаете, насколько близок вам этот подход?

Д. Гаспарян

- Мне очень нравится тембр инструмента. Я использую тембр, играю разные мелодии и сочиняю музыку, и импровизирую. Есть тембр дудуку, который бывает разный, каждый человек разговаривает, у каждого свой голос, у дудука также.

А. Митрофанова

- То есть у каждого дудука есть свой индивидуальный голос, тембр.

Д. Гаспарян

- Да, ну, когда сейчас Дживан будет играть на дудуке, я уже знаю, кто будет играть, Дживан или нет, его звук уже.

А. Митрофанова

- То есть ваш дедушка или нет.

Д. Гаспарян

- Да. Вот Дмитрий Дибров всегда говорил, кода мы встречались, чтобы я играл. Я играл, он говорил: «Нет, у тебя нет своего звука». Только несколько лет аза я сыграл для него и он сказал, что у меня есть свой звук. Это очень важно иметь свой звук, свой стиль, не надо повторять и копировать кого-то, надо играть откровенно и создать такой звук, чтобы люди понимали..

А. Пичугин

- А дедушка как вас оценивает?

Д. Гаспарян

- Нравится ему.

А. Пичугин

- А вы часто вместе играете?

Д. Гаспарян

- Ну, почти всегда вместе играем.

А. Пичугин

- А вот в такой домашней обстановке, где семья собирается, дед и внук.

Д. Гаспарян

- Мы всегда играем, дома с утра, с 7-8 играем.

А. Митрофанова

- А соседи как? Наверное, приходят каждое утро собираются послушать концерт двух Гаспарянов.

А. Пичугин

- Вы же далеко, наверное.

Д. Гаспарян

- В квартире живем.

А. Пичугин

- А в квартире, не в доме?

Д. Гаспарян

- Дом тоже есть, и квартира есть.

А. Пичугин

- Понятно. Что ж, будем слушать музыку дальше, у нас на очереди композиция Джорджа Гершвина «Summer time», тут не будем вдаваться в подробности, все ее знают, но как она сейчас прозвучит, я уже в предвкушении.

Звучит композиция «Summer time».

А. Пичугин

- Итак, продолжаем нашу разговорную часть программы, только что послушали Джорджа Гершвина, автор Джордж Гершвин «Summer time», а исполнил всю эту красоту нам ансамбль «Русские струны» и Дживан Гаспарян младший, он естественно играет на дудуке, Дживан напомните, пожалуйста, еще раз армянское название.

Д. Гаспарян

- Тиранопох.

А. Митрофанова

- Тиранопох – абрикосовое дерево.

А. Пичугин

- Михаил Чернов, он играет на баяне, является худ. руководителем, Павел Огородников – директор ансамбля, он играет на балалайке-контрабасе, и еще несколько музыкантов здесь присутствуют, но чисто технически по количеству микрофонов мы можем общаться только с Михаилом, Павлом и Дживаном.

А. Митрофанова

- Я бы хотела напомнить, что все, что мы сегодня слышим в студии, можно услышать завтра, 23 декабря, в международном доме музыки. Будет большой концерт, в котором на сцену выходят ансамбль «Русские струны», Дживан Гаспарян младший и вот эти все инструменты, дудук и ансамбль «Русские струны», балалайки всех мыслимых и немыслимых размеров, чудесный баян Михаила Чернова, ударные, и все они будут звучать, я думаю, это просто потрясающе.

М. Чернов

- И гитара еще.

А. Митрофанова

- И гитара, совершенно верно. Ну, вот что-то запредельное, я по возможности очень бы хотела к вам туда попасть, и насладиться всем происходящем, хотя у нас с Лешей тут большие преимущества, сидим себе в студии…

А. Пичугин

- И слушаем концерт, и видим все это, и живой звук. А скажите вот в таком составе вы выступаете только в России или вы гастролируете по миру?

Д. Гаспарян

- Ну, пока что начинаем, уже на следующий год мы начнем планировать уже не только в России, надо в Армению поехать, показать это все, я столько рассказывал, они все ждут услышать это все.

А. Митрофанова

- Михаил, а вы могли бы рассказать, как воспринимают наши инструменты за рубежом, я не знаю, вот Павел нам про Америку сказал, что там балалайка прижилась и очень хорошо пошла, как традиция уже…

А. Пичугин

- Как у нас банджо.

А. Митрофанова

- А что касается баяна, что касается, вообще, в принципе, нашей музыки. Вам же приходилось наверняка исполнять ее в других странах, как реагируют на нее, или только русские иммигранты приходят послушать?

М. Чернов

- Иногда кажется, что приезжаешь за рубеж, и то, что наше национальное искусство показываешь, оно для них национальное, даже некоторые известные песни воспринимаются как будто они написаны в других странах, то есть это уже музыка мира, получается.

А. Митрофанова

- И абсолютно на любой язык переводимые наши музыкальные инструменты.

Д. Гаспарян

- Тоже самое, я извиняюсь, для дудука. Когда мы ездим в другие страны почти 95% сидят иностранцев, они сидят и слушают 2-3 часа музыку дудука.

А. Пичугин

- Слова народные, музыка народная, у микрофона автор.

А. Митрофанова

- Очень хорошо. А что, так между прочим и получается, я думаю, что через эту музыку многое можно в Армении понять, как вы считаете?

Д. Гаспарян

- Услышав мелодии армянские, можно увидеть историю Армении, музыка рассказывает все, особенно, когда Армения живет в другой стране, не от хорошей жизни они живут в других странах мира, когда слышишь одну мелодию, то уже слезы текут, мурашки бегут, вспоминаешь свою историю, свой дом.

А. Митрофанова

- Можно я вас еще раз так спрошу, потому что вы ушли немножечко от ответа. Вы эти дудуки сделали сами все-таки или кто-то вам помогал, или каким-то еще образом они у вас появились?

Д. Гаспарян

- Ну, мастер их делает, точит.

А. Пичугин

- А вы доводите до совершенства уже своими руками?

Д. Гаспарян

- Да, мы уже эти дырки, обработку делаем.

А. Пичугин

- А мастера это тоже династии, я правильно понимаю, то есть человек не сам по себе научился делать дудук, а это умение передается по наследству?

Д. Гаспарян

- В основном, да, с детства они видят, как отец или дед это делает.

А. Пичугин

- А в советское время как обстояли дела с дудуком?

Д. Гаспарян

- В советское время инструмент как раз назвали дудуком, потому что тогда трудно было сказать тиранопох, по-русски сказали дудка, и отсюда…

А. Пичугин

- Понятно, отсюда дудук.

Д. Гаспарян

- Но я всегда говорил, что тиранопох – армянский инструмент.

А. Митрофанова

- тиранопох, вот видите, мы уже выучили с Лешей.

А. Пичугин

- Да, тиранопох. Из биографии вашего дедушки, я знаю, что он с 40-ых годов занимается игрой на дудуке, точнее уже в 40-ые годы он становится лауреатом разных конкурсов и тогда начинается такое шествие дудука сначала по союзу, потом по планете.

Д. Гаспарян

- он уже 80 лет как играет на это инструменте. И до сих пор играет на концертах у нас всегда.

А. Пичугин

- так время летит незаметно. К сожалению, нам пора заканчивать.

А. Митрофанова

- Напоминаю, дорогие слушатели, что у нас сегодня в гостях был музыкальный коллектив «Русские струны», у микрофонов были его художественный руководитель Михаил Чернов, и директор этого коллектива Павел Огородников, Михаил играет на баяне, Павел на балалайке-контрабас.

М. Чернов

- Если можно, буквально несколько слов, представлю остальных участников коллектива «Русские струны».

А. Пичугин

- Да, обязательно.

М. Чернов

- Балалайка-прима, лауреат международных конкурсов Александр Сысоев, балалайка-альт Николай Екимов, гитара - Максим Яковлев, ударные - Семен Табачников.

А. Митрофанова

- А также в нашей студии был Дживан Гаспарян младший, который фантастически играет на дудуке.

А. Пичугин

- И напоминаем вам, что 23 числа, то есть завтра в международном доме музыки «Русские струны» и Дживан Гаспарян младший представят свою новую программу «Арарат-Волга» в самом центре Москвы, недалеко от метро Павелецкая, если вы в Москве или будете в Москве, приходите обязательно.

М. Чернов

- Также в концерте у нас будут принимать участие все композиции армяно-русские и джазовые, все они будут украшены песочной анимацией.

П. Огородников

- Исполнитель Лилия Чистина, замечательный мастер песочной анимации.

А. Митрофанова

- Вы будете как-то на экран выводить песочную анимацию? То есть она будет что-то делать у себя на стекле, а потом это будет транслироваться…

М. Чернов

- Да.

А. Митрофанова

- Потрясающе.

М. Чернов

- А также у нас еще есть специальный гость нашего концерта, приглашенный солист Большого театра, наш добрый друг и товарищ Федор Тарасов – бас.

А. Пичугин

- И заканчиваем мы композицией, которая, Алла, как правильно мы ее назовем? «Ночь тиха» или «Holly night»?

А. Митрофанова

- Да, как угодно, она на разные языки переведена, это слова к этой музыки написаны, но вместе с тем…

А. Пичугин

- Слов не будет.

А. Митрофанова

- Слов не будет, зачем слова, когда такая музыка звучит, через нее все становится понятно.

А. Пичугин

- Еще раз, Алла Митрофанова, я – Алексей Пичугин, спасибо, всего хорошего.

М. Чернов

- Спасибо, приходите на концерт.

Звучит композиция «Ночь тиха».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем