Моя дочь никогда не обладала спокойным и тихим характером. И все положенные детям и подросткам кризисы мы прошли по полной программе. В эти сложные моменты я честно говоря думала, что я просто никудышная мать.
Когда дети были маленькими, я сама могла несколько раз в день консультировать друзей о том, как детям положено вести себя в церкви, как с ними молиться, как начинать читать им жития святых и деяния апостолов. И вот тебе пожалуйста – дети постепенно превращались в тинэйджеров, а я все больше чувствовала, как мало знаю об их воспитании. И что не могу объяснить им больше, чем знаю сама. По существу все, что я могу им дать: рассказать о том, что знаю. А я знаю много о театре, литературе, музыке.
На наших домашних литературно-музыкальных посиделках мы мешали Марка Твена с Брэдбери и Братьями Стругацкими, Пушкина учили по ролям с дикой смешной жестикуляцией (а как еще можно выучить стихи? Есть кстати безотказный способ: учить на ночь, чтобы утром, все уже лежало в голове…). Слушали Баха и Битлз, иеромонаха Романа и Окуджаву… Зато у нас собирались огромные компании, и мы неделями репетировали наши спектакли к рождеству, Пасхе и другим праздникам. Мы нач инали нашу сценическую жизнь с постановки спектаклей Снежная Королева, Щелкунчик и Руслан и Людмила – а заканчивали шумными музыкальными вечеринками с православным рэпом, который играла группа моего взрослеющего сына.
В свои семнадцать моя дочь сказала, что будет сама думать, как зовут Бога, и не надо ей ничего доказывать. Ни о Христe, ни о церкви. Я впала в уныние. Психологи назвали это кризисом 17-ти лет. Дочь сочувствовала моему горю и чтобы утешить сообщила как-то: Мам, мне так тебя жалко, я так замучила тебя своими кризисами, знаешь, я ни за что не стану рожать детей, от них так много проблем! Спасибо, дочка, - горько думала я.
Пока в один воистину прекрасный вечер – мы ехали вместе от репетитора, и дочка вдруг начала очень вдохновенно рассказывать о своих жизненных выводах. Ее рассказ я записала, уж очень он меня вдохновил.
«Понимаешь, вчера я поняла, что я его как-то сглотнула, этот кризис. И из всего, что думала и читала, сделала вывод – возможно шаткий – но пока это вывод: если Бога нет, но есть понятие о порядочной человеческой жизни, я вполне могу выбрать порядочную человеческую жизнь. Не из-за Бога, а из-за того, что я могу мыслить о Боге только в категориях человека, и так я никогда не пойму, если ли Он. Потому что Он в категориях человека недоступен. Но я могу предположить, что если Он есть, а я проживу хорошую человеческую жизнь – Он будет со мной. А если Его нет, и я просто после этой хорошей жизни умру – то какая мне будет уже разница?
Потом я проснулась утром и снова подумала пока шла к метро, и солнце, еще красноватое, всходило над домами. И мне пришло: Господи, какая же я счастливая! У меня есть возможность делать в жизни все, что я хочу! Учить историю и обществознание! И… я вдруг поняла, как со всех сторон обложена подушками безопасности, понимаешь, это фантастика, куда бы я ни падала – я везде отпружиню, как на батуте, это невероятно!»
Кьеркегор, Кант, Фрейд, Карл Юнг, все философы и психологи, а также и примкнувший к ним Кастанеда – которые вот уже год торжествовали победу надо мной на книжных полках моей дочери - отошли от меня, счастливой мамашки, и растворились в нежной дымке от такого вывода… а я ехала в ночной машине, туманясь взглядом и не зная, как рассказать ей, что маленькие неприятности с неделанием уроков, грубостью и моими ночными слезами – просто сущая ерунда по сравнению с этим счастьем!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер