Моя дочь никогда не обладала спокойным и тихим характером. И все положенные детям и подросткам кризисы мы прошли по полной программе. В эти сложные моменты я честно говоря думала, что я просто никудышная мать.
Когда дети были маленькими, я сама могла несколько раз в день консультировать друзей о том, как детям положено вести себя в церкви, как с ними молиться, как начинать читать им жития святых и деяния апостолов. И вот тебе пожалуйста – дети постепенно превращались в тинэйджеров, а я все больше чувствовала, как мало знаю об их воспитании. И что не могу объяснить им больше, чем знаю сама. По существу все, что я могу им дать: рассказать о том, что знаю. А я знаю много о театре, литературе, музыке.
На наших домашних литературно-музыкальных посиделках мы мешали Марка Твена с Брэдбери и Братьями Стругацкими, Пушкина учили по ролям с дикой смешной жестикуляцией (а как еще можно выучить стихи? Есть кстати безотказный способ: учить на ночь, чтобы утром, все уже лежало в голове…). Слушали Баха и Битлз, иеромонаха Романа и Окуджаву… Зато у нас собирались огромные компании, и мы неделями репетировали наши спектакли к рождеству, Пасхе и другим праздникам. Мы нач инали нашу сценическую жизнь с постановки спектаклей Снежная Королева, Щелкунчик и Руслан и Людмила – а заканчивали шумными музыкальными вечеринками с православным рэпом, который играла группа моего взрослеющего сына.
В свои семнадцать моя дочь сказала, что будет сама думать, как зовут Бога, и не надо ей ничего доказывать. Ни о Христe, ни о церкви. Я впала в уныние. Психологи назвали это кризисом 17-ти лет. Дочь сочувствовала моему горю и чтобы утешить сообщила как-то: Мам, мне так тебя жалко, я так замучила тебя своими кризисами, знаешь, я ни за что не стану рожать детей, от них так много проблем! Спасибо, дочка, - горько думала я.
Пока в один воистину прекрасный вечер – мы ехали вместе от репетитора, и дочка вдруг начала очень вдохновенно рассказывать о своих жизненных выводах. Ее рассказ я записала, уж очень он меня вдохновил.
«Понимаешь, вчера я поняла, что я его как-то сглотнула, этот кризис. И из всего, что думала и читала, сделала вывод – возможно шаткий – но пока это вывод: если Бога нет, но есть понятие о порядочной человеческой жизни, я вполне могу выбрать порядочную человеческую жизнь. Не из-за Бога, а из-за того, что я могу мыслить о Боге только в категориях человека, и так я никогда не пойму, если ли Он. Потому что Он в категориях человека недоступен. Но я могу предположить, что если Он есть, а я проживу хорошую человеческую жизнь – Он будет со мной. А если Его нет, и я просто после этой хорошей жизни умру – то какая мне будет уже разница?
Потом я проснулась утром и снова подумала пока шла к метро, и солнце, еще красноватое, всходило над домами. И мне пришло: Господи, какая же я счастливая! У меня есть возможность делать в жизни все, что я хочу! Учить историю и обществознание! И… я вдруг поняла, как со всех сторон обложена подушками безопасности, понимаешь, это фантастика, куда бы я ни падала – я везде отпружиню, как на батуте, это невероятно!»
Кьеркегор, Кант, Фрейд, Карл Юнг, все философы и психологи, а также и примкнувший к ним Кастанеда – которые вот уже год торжествовали победу надо мной на книжных полках моей дочери - отошли от меня, счастливой мамашки, и растворились в нежной дымке от такого вывода… а я ехала в ночной машине, туманясь взглядом и не зная, как рассказать ей, что маленькие неприятности с неделанием уроков, грубостью и моими ночными слезами – просто сущая ерунда по сравнению с этим счастьем!
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











