В середине девятнадцатого века в Европе стали чрезвычайно популярными дискуссии о теориях возникновения жизни на Земле. 24 ноября 1859 года английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин опубликовал работу «О происхождении видов» - и этот труд стал сенсацией.Был ли Адам создан Богом на шестой день Творения мира, или человек появился в процессе эволюции? Многие люди стали предпочитать второй вариант ответа. Эволюционная теория получила титул научной, библейская же картина мира стала восприниматься как сугубо религиозное представление. И хотя у концепции креационизма – то есть, Божественного творения мира, всегда оставалось немало горячих последователей, среди ученых все же большинство составляли сторонники Чарльза Дарвина.
Однако, наука не стояла на месте и периодически появлялись гипотезы, которые ставили под сомнение преимущества дарвиновской теории. Одним из аргументов в пользу доктрины креационизма стало открытие, которое совершила в 1987 году группа американских генетиков под руководством профессора Гавайского Тихоокеанского университета Ребекки Канн.
Комментарий эксперта:
Молекулярно-генетическая экология в последние тридцать лет оказалась одной из самых динамично развивающихся отраслей биологии. Раздел этой науки, получивший название «филогенетика», выявляет отношения между популяциями, исследуя молекулярно-генетические особенности их представителей. Такой подход стал применяться и к вопросам происхождения видов. Одним из ключевых методов филогенетики стал сравнительный анализ молекул ДНК, находящихся в митохОндриях – частицах, отвечающих за внутриклеточную энергетику. МитохондриАльные ДНК консервативны по своему составу и наследуются исключительно по материнской линии практически в неизменном виде, накапливая лишь точечные нейтральные мутации, отличающие изолированные популяции одного вида.
Доктор Ребекка Канн, проанализировав митохондриальные ДНК представителей коренных этносов Европы, Азии, Африки, Новой Гвинеи и Австралии, сделала неожиданный вывод. Оказывается, люди всех рас относятся к однородной генетической популяции, и получили митохондриальную ДНК от общей праматери. Женщину, которая согласно генетическим анализам, была предком всех людей на земле, ученые стали именовать не иначе как «митохондриальной Евой».
В 1997 году исследования филогенетиков породили новую дискуссию. На этот раз внимание специалистов привлекла работа профессора Вашингтонского университета Томаса Парсонса – американский биохимик предложил ответ на вопрос – а когда, собственно, жила на земле «митохондриальная Ева»?
Комментарий эксперта:
В работе Ребекки Канн предположительный возраст «Евы» был установлен косвенным образом, исходя из соотношения предполагаемого срока заселения определенной территории и степени мутационных изменений митохондриальной ДНК в этой популяции. Из этих расчетов следовало, что праматерь человечества должна была существовать около двухсот тысяч лет назад.
Между тем, профессор Парсонс экспериментально установил, что скорость мутации ДНК в митохондрии в несколько раз больше! И получается, что предковая линия митохондриальных ДНК существовала совсем недавно – по разным подсчетам, от шести до десяти тысяч лет назад. Что вполне соответствует библейской хронологии.
Библейская хронология определяет время существования тварного мира, слагая годы жизни праотцов от Адама. Согласно этим расчетам, 2016 год от Рождества Христова является семь тысяч пятьсот двадцать четвертым от сотворения вселенной. Именно этому сроку соответствует возраст единственной открытой генетиками предковой линии митохондриальной ДНК. А вот теоретические представления об эволюционных преобразованиях из обезьяны в человека, якобы происходивших в нескольких географических точках на протяжении миллионов лет, вступают в противоречие с последними открытиями генетиков.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мнительность и подозрительность, боязнь и тревожность, постоянный поиск одобрения вплоть до заискиваний перед окружающими — в той или иной степени эти неприятные переживания знакомы каждому. Некоторые современные психологи говорят, что в конечном счёте причина этих состояний — неуверенность в себе и низкая самооценка. А что по этому поводу думает христианская традиция? И предлагает ли она какой-то рецепт против этой болезни? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 13-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Известно, что у апостола Павла было много недругов. Причём не только из среды иудеев и язычников. Но также из среды единоверцев, то есть христиан. Люди амбициозные завидовали авторитету апостола. Завидовали его влиянию на умы простых верующих. Завидовали его образованности и духовным талантам. Его дару слова, которым он утверждал Евангелие по всей Римской империи.
В отрывке, который только что прозвучал, Павел обращается в том числе и к этим своим недругам. В связи с этим святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, как именно апостол это делает. Он не упрекает оппонентов. Не спорит с ними. Он обращается к ним так, как обращаются к близким и родным людям. «Молитесь обо мне, чтобы я скорее вернулся к вам». Вот смысл его слов.
В этих словах нет страха, нет лести, нет заискивания, нет подобострастия. Апостол не унижается, не оправдывается. Он говорит с позиции силы. Другими словами, он вполне мог бы и поругаться с клеветниками. Мог бы прямо укорить их и обвинить. Но он выбирает примирительный тон. Он демонстрирует свою открытость. Он не боится быть уязвимым. Что бы они ни сказали, что бы ни сделали, они не могут нанести ему вред. В чём же источник такой твёрдости и уверенности в себе? Далее Павел сам указывает на него.
«Я уверен — пишет он, — что имею добрую совесть, потому что во всём желаю вести себя честно». Вот секрет силы апостола. Это честность и добрая совесть. Люди не могли уязвить его и сломить, потому что он их опередил. Апостол Павел честно признавался себе в своих немощах. Они были перед его мысленным взором, как на ладони. Он держал свою совесть чистой перед Творцом. А Господь в ответ давал ему Свою благодать. И потому противники и не могли нащупать в душе апостола ту болевую точку, в которую можно ударить и заставить человека смущаться, потерять почву под ногами, ощутить себя маленьким и беспомощным ребёнком перед лицом обвинителей.
Наша низкая самооценка и неуверенность в себе — это зачастую признак того, что мы всё ещё нечестны перед собой и перед Богом. Мы всё ещё живём в мире собственных иллюзий и фантазий о том, как мы выглядим в глазах окружающих и в своих собственных глазах. И чем грандиозней эти образы, тем сильнее нас уязвляет, когда кто-то или что-то их рушит. А происходит это всякий раз, когда мы сталкиваемся с правдой жизни. Ситуация, событие, слово, взгляд могут войти в наше сердце, как острая игла. И внутри у нас словно что-то словно лопается, сдувается, как воздушный шарик. Нас покидает дух. Мы чувствуем себя слабыми и трепещущими. Мы впадаем в состояние, которое на языке церковной традиции называют малодушием. Состояние бессилия перед миром. Когда всё причиняет боль и хочется укрыться одеялом с головы до ног и не выходить из дома.
Чтобы обрести уверенность, подобную той, которой обладал апостол Павел, необходимо поставить на первое место в своей жизни поиск и исполнение воли Творца. И начать следует, подобно апостолу Павлу, с безжалостной честности перед самим собой. Приучать себя каждый день сверять свою совесть с теми принципами духовной жизни, о которых говорит Евангелие. Каждое утро просить Бога помочь нам воплощать Его заповеди в течение дня, и каждый вечер проводить безжалостную ревизию, в какой степени нам удалось это сделать. Если понудим себя так организовывать свою жизнь, со временем заметим интересную вещь. Нас перестанет беспокоить то, что думают о нас окружающие люди. Нас будет заботить лишь то, что мы смогли привнести в их жизнь. Исполнили ли мы по отношению к ним заповедь о любви и милости. Оставались ли мы сегодня честными перед Богом и собой. Так Дух Божий действует в сердцах тех, кто всю свою жизнь посвятил служению Творцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Коробка радости» для онкопациентов
Приятно встречать Новый год в кругу родных и близких. Однако некоторые люди такой возможности лишены. Среди них подопечные фонда «Я люблю жизнь» — это онкопациенты, которые проходят сложное лечение вдали от дома. Чтобы их утешить и подарить праздничное настроение, команда фонда под Новый год навещает людей в больницах в разных городах. Большинство сотрудников и волонтёров проекта сами перенесли онкологическое заболевание и теперь стараются вдохновлять на победу других. Они подбадривают пациентов добрым словом и дарят им подарки.
27-летняя Екатерина в прошлом году проходила лечение в одной из больниц города Воронежа. После восьми курсов химиотерапии её ждала операция. Это было как раз перед Новым годом, поэтому праздник девушка встречала в больничной палате вместе с другими пациентками. «В один из дней к нам пришли волонтёры фонда „Я люблю жизнь“, принесли всем подарки: сладости к чаю, косметический набор, тёплые носочки и наборы для творчества», — вспоминает Екатерина. «Мы получили маленькое новогоднее чудо и поддержку близких по духу людей. Эта встреча нас вдохновила. Когда мы узнали, что девушки-волонтёры и сами пережили болезнь, то подумали — если они смогли, то и мы обязательно сможем!», — продолжает Катя.
В этом году фонд «Я люблю жизнь» планирует поздравить людей в больницах Москвы, Воронежа, Оренбурга и Ярославля. И сейчас в рамах новогодней акции «Коробка радости» собирает для них: средства гигиены, аксессуары, наборы для творчества, книги, чай и сладости. Вы можете присоединиться к сбору подарков. О том, как помочь, узнайте на странице акции «Коробка радости».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фестиваль «Звезда Рождества» 2024. Юлия Данилова
У нас в студии главный редактор портала Милосердие.ру Юлия Данилова.
Накануне открытия фестиваля «Звезда Рождества» мы говорили об основных мероприятиях фестиваля, а также о том, как благотворительность и помощь ближним может дарить радость и наполнять мир светом.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер