Книга писателя и журналиста Дмитрия Шеварова «Вологодская тетрадь», в оформлении которой участвуют странички переполненной телефонной книжки и засушенные цветки «анютиных глазок» — из тех редких изданий, которые больше, чем просто книга.
Это — уникальная человеческая симфония: нежное, бережное признание в любви любимому городу, где у автора прошли детство и отрочество, где он впервые и накрепко узнал о драгоценных дарах жизни: тепле своего дома, музыке родной речи — повседневной и книжной.
...И в то же время «Вологодская тетрадь» с подзаголовком «моим дорогим старикам» есть — доверие собрату-читателю, который сразу становится как бы её соавтором, навсегда оказываясь в атмосфере памятливой авторской любви.
«...Сейчас мы придём домой, дедушка примет от бабушки пальто и скажет, что он соскучился без нас. Пока я тащу из шубейки верёвочку с варежками, чтобы положить их на батарею, дедушка постукает сброшенные мной валенки друг о дружку. А потом мы будем пить чай.
Перед тем как уснуть, меня потянет к подоконнику. Во дворе, уютно укрывшись с головой белоснежным одеялом, спит длинный сарай. На снегу лежит свет из окна. Засыпая, я думаю про этот коврик света.
Мне и сегодня кажется, что за зимними освещёнными окошками живут сплошь хорошие люди. Где свет — там дети, там старики, там все родные. И Млечный Путь по-прежнему пахнет печным дымком. Значит, и мы с бабушкой где-то идём и считаем окна... С годами перестаёт тянуть на залитые неоновыми огнями проспекты. И оказывается, тебе нужна только твоя улица, твой старый дом и свет одного окна.
Для счастья не надо многого. Для счастья нужно единственное».
Писатель и журналист Дмитрий Шеваров читал сейчас из первой главки свой «Вологодской тетради», названной «Сторож хорошего». Впереди — десятки и десятки таких главок, множество архивных фотографий, поразительные истории о не известных и — наоборот — очень известных людях, легендарных земляках автора.
Перечитывая книгу, эти старые и новые для меня вологодские очерки, иные из которых похожи на письма, иные — на маленькие исповеди-признания, я всё время вспоминал слова Окуджавы: «...То ли мёд, то ли сладкая чаша, / То ли адский огонь, то ли храм... / Всё, что было его, — нынче ваше. / Всё — для вас. Посвящается вам...»
Вот только адского огня тут не найти. Ну а горечь — да, она иногда встречается.
«Раньше гости из больших городов раздражались в Вологде тем, что люди здесь ходят и разговаривают медленно, постоянно пребывая то ли в полусне, то ли в задумчивости. О всякой вещи вологжане умели говорить так, как будто она всегда была и всегда будет. Бежать некуда и незачем. Бывало и я, возвращаясь в Вологду, досадовал на эту медлительность, а сейчас заметил, что вологжане стали поспешнее в походке.
Темп речи тоже стал подражать московскому. Но это полбеды, а беда в том, что почти не слышно несравненного вологодского оканья. Телевидение тому виной или что-то другое, но лишь немногие сохранили то ласковое „о“, что придавало и неласковым словам округлость и безобидность. Кажется, какой пустяк это „о“, но вместе с ним, боюсь, не иссяк бы тот родник вологодской словесности, который вынес к вершинам русской литературы Василия Белова и Николая Рубцова».
Дмитрий Шеваров читал из главки «Путевые заметки с берега детства», входящей в его книгу-симфонию «Вологодская тетрадь». ...Как бы я хотел, дорогие друзья, чтобы вы её когда-нибудь нашли и прочитали — вместе со своими домашними, близкими, родными.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»