Весной 1919 года, Максим Горький отправил поэту Александру Блоку письмо, к которому приложил две тетради стихотворений поэта Дмитрия Семёновского, к его дарованию писатель уже несколько лет внимательно присматривался.
В то время подопечный Горького работал в Иваново-Вознесенске, в газете «Рабочий край». Блок же был здесь для Горького — экспертом: пролетарский писатель хотел помочь изданию книг малоизвестного ивановского поэта, причём — поэта явно религиозного. Вторая тетрадь его текстов называлась «Иконостас»...
В этом мире прелестном и милом
Где кадят луговые цветы,
Теплюсь скрытым невидимым пылом
Пред иконой земной красоты.
Тайно теплюсь, незримо сгорая,
Жаждой подвигов светлых томлюсь
И к какому-то дальнему краю
Всей душой постоянно стремлюсь.
О, когда бы прожить не задаром!
Засиять бы светлей и теплей
Скрытым пламенем, внутренним жаром
Пред иконой небес и полей.
Дмитрий Семёновский, «В этом мире прелестном и милом...», 1916 год
К этому году Семёновский находился в прочном общении с теми, кого назовут «крестьянскими поэтами» — Есениным, Клюевым, Клычковым, — певцами России деревенской, патриархальной, сравниваемой многими с Китежем, уходящем под волны беспощадной истории... Но — вернусь к Блоку, который, пусть и с оговорками, оценил талант поэта, чьи стихи прислал ему Горький, и даже написал о Дмитрии Семёновском отдельную статью. «...Стихами о русских святых — как они на иконостасе и как они двинулись в крестном ходу, — я бы открыл его книгу», — пишет Блок. «...Много рассеяно в этих стихах признаков живого дарования; многое поётся, — видно, что многое и рождается из напева...»
Мне чудится и в пышности цветенья
И в снежном сне, и в голосах стихий
Космические всенощные бденья
И стройный чин вселенских литургий.
Сияньем, вздохом, звоном поцелуя
От волн, долин и каменных громад
Восходит к сердцу мира аллилуйя,
Связав и звук, и цвет, и аромат.
Ни на земле, ни на кругах небесных
Не умолкает мощная хвала.
В ней слито всё: и клир листов древесных,
И арфа вод, и лёд, и свет, и мгла.
Звенит собор цветов златовенечных,
Грохочет гром, благовествует медь,
Поют в эфире хоры солнц предвечных,
И я пою и не могу не петь.
Дмитрий Семёновский, «Мне чудится и в пышности цветенья...», 1921год
Не могу удержаться, друзья: неужели такие небесные стихи слагались кем-то в годы Гражданской войны, нашей новой русской смуты? Представьте, слагались.
«Он, — писал о Семёновском в середине 1970-х певец приволжского Плёса, поэт и прозаик Николай Смирнов, — влюблённо вслушивался в старинный «сторожевой протяжный звон», в кукование весенней кукушки или в курлыканье отлётных журавлей, не мог насмотреться на осенний лес, подобный Рублёвскому иконостасу, или на весенний сад в цвету» Конец цитаты. В городе Иваново, где стихотворец обретался большую часть жизни (где и упокоился весной 1960-го), его земляки водрузили памятную доску с торжественно-трогательными словами: «В этом доме с 1923 года жил настоящий русский поэт Дмитрий Николаевич Семёновский».
И ещё. Те, кто знал поэта, запомнили его кротким, тихим, одухотворённым человеком. «...Человеком-голубем», как выразился о нём один писатель-собрат.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 248 зач., IV, 10-23.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям нередко кажется, что вся причина их несчастий в том, что они не имеют достаточных ресурсов. Все хотят быть счастливыми и самодостаточными, но кому-то не хватает денег, кому-то власти, кому-то здоровья, кому-то дружеского общения. Каждому чего-то своего. И так или иначе мы находим возможность объяснить себе и другим, почему у нас не всё так гладко, как хотелось бы... Но насколько такой подход совместим с христианством? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Когда дети слышат сказку о рыбаке и рыбке или о джине из лампы Алладина, они часто удивляются, что в качестве одного из трёх желаний никто не загадывает снятие количественного ограничения. Ребёнок думает, что, если бы был кто-нибудь, кто исполнял бы все его желания, он был бы совершенно счастлив. Кажется, это детский, незрелый подход, что тут скажешь... Но разве мы, взрослые люди зачастую не рассуждаем именно так? Разве не думаем, что, если бы нас ничего не ограничивало в исполнении наших желаний, мы были бы счастливы?
Апостол Павел, текст которого мы сейчас услышали, рассуждал совсем иначе. Он не ребёнок и его подход нельзя назвать наивным, но и на скучного взрослого, объясняющего свою ограниченность, он не похож. Он — верующий. То есть, с одной стороны, он призван трезво оценивать свои силы, но, с другой стороны, источником этих сил является не он сам, но Господь.
Как апостол и миссионер Павел бывал в разных ситуациях. Где-то его встречали хорошо, где-то ему настолько не хотелось зависеть от местной общины, что он предпочитал работать сам или принимать помощь от других. Благодаря разному опыту он научился переносить многое: и скудость, и изобилие... Но главный навык, который он приобрёл, — жить с ощущением постоянного укрепляющего присутствия Христова. «Всё могу, — говорит он, — в укрепляющем меня Господе»! Это не детская вера в сказку, не скептическое сведение всего происходящего к своим возможностям. Это уверенность в том, что какими бы ни были ресурсы, Господь поможет всё преодолеть и остаться Его учеником.
Хотя Церковь была только в начале пути, по опыту ветхозаветных праведников апостол знал, что верующих могут преследовать, что некоторые скитались по пустыням и ущельям, некоторые погибали от голода или жестокости мучителей. И, конечно, говоря о помощи Христовой, Павел совсем не имел в виду, что жизнь христиан оказывается безоблачной. Другое дело, что благодаря поддерживающему и укрепляющему присутствию Спасителя, ученики могут всё преодолеть и на Его верность ответить своей верностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь выпускникам детских домов
Ярославский фонд «Спасибо» помогает ребятам из детских домов стать самостоятельными. И заботится о том, чтобы у них было хорошее будущее. Для этого приобщает ребят к спорту, организует вдохновляющие встречи с интересными людьми, лекции, экскурсии и мастер-классы.
Директор фонда Евгения Щедная делится: «Не так давно мы вместе с выпускниками детских домов и интернатов стали путешествовать по разным городам. Это помогает им научиться вести себя в обществе, пользоваться транспортом, не бояться заходить в магазины и кафе, совершать покупки.
Один из наших подопечных, Артём, после выпуска из интерната совершенно не умел действовать самостоятельно и ориентироваться в пространстве, поэтому легко мог потеряться — продолжает Евгения, — Вместе с нами и другими ребятами он отправился в путешествие по Ярославской области. Мы много гуляли, общались, бывали на экскурсиях, учились ориентироваться на месте и пользоваться геолокацией на телефоне. Ребята не только отдохнули, но и получили полезный опыт».
За несколько лет сотрудникам ярославского фонда «Спасибо» при участии многих отзывчивых людей удалось свозить выпускников детских домов в Ростов, Плёс, Москву и Санкт-Петербург. Впереди у ребят поездка в Нижний Новгород.
«Путешествия привносят в жизнь наших подопечных много нового и интересного, они становятся более уверенными, начинают мечтать, ставить цели и к ним стремиться», — говорит директор фонда Евгения Щедная.
Если у вас есть желание поддержать выпускников детских домов, вы можете бесплатно организовать для ребят экскурсию в Ярославле и других городах. Оплатить билеты до места назначения и не только. Либо оставить любой благотворительный взнос на сайте фонда «Спасибо»: https://bfondspasibo.ru/donate
Уточнить подробности можно по этому номеру: +7 (4852) 66-25-10
Новости фонда читайте по ссылке: https://vk.com/bf_spasibo
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Гостем программы был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о судьбе и творчестве поэта Арсения Тарковского и о христианских темах в его поэзии.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
- «Внешняя политика США в конце 19 века». Григорий Елисеев
- «Русский флот перед революцией». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов