Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Может ли картина быть настоящим открытием, которым её автор делится с миром? Да, если это полотно Дмитрия Плавинского «Слово». В основе композиции — строка из Евангелия от Иоанна — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

— Наденька, посмотри-ка вот на эту картину. Это же настоящий кроссворд!
— Володя, ты так любишь кроссворды, что даже в Третьяковской галерее его нашёл. Удивительный ты у меня человек!
— Как же называется эта работа? Дмитрий Плавинский «Слово». Какая необычная картина! На ней написаны древнерусские слова, множество слов! Строчки расположены вертикально и горизонтально. Они пересекаются. Похоже на какой-то древний свиток!
— Вот бы спросить у кого-нибудь, что за работа такая загадочная. Простите, вы, кажется, сотрудница галереи. Вы не могли бы рассказать нам об этой картине?
— Здравствуйте! Да, я работаю в Третьяковской галерее. Вас заинтересовала картина Дмитрия Плавинского «Слово», как я вижу. С радостью расскажу вам о ней. Художник написал её в 1967-м году. В основе композиции лежит первая строчка из Евангелия от Иоанна -— «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это написано по-церковнославянски, видите в центре картины? «Искони́ бе Слово, и Слово бе от Бога. И Бог бе Слово».
— Да, вот эта строчка! Я вижу её. Кажется, что она светится!
— Вы верно подметили. Художник добился такого эффекта с помощью художественных приёмов. Посмотрите, он использует оттенки приглушённого коричневого — в живописи этот цвет называется «сепия», а также золотистого и тёмно-серого, контрастно выделяя, высветляя отдельные фразы. Кажется, что текст проявляется буквально из глубины истории.
— Да и вот эти трещины в красочном слое по периметру картины создают эффект древности.
— И это тоже мастер делает намеренно. Он имитирует устаревшие, стёртые места, создаёт фактуру на поверхности полотна так, чтобы оно напоминало древнюю берестяную грамоту. Таким образом он погружает нас, зрителей, в мудрость веков. Размышляет вместе с нами о том, как зарождалось человечество, с чего всё начиналось. Заставляет задуматься о вечных вопросах.
— Картина Плавинского напоминает мне археологические раскопки. Когда миллиметр за миллиметром учёные открывают слои разных культур.
— Наденька, а помнишь ли ты, как мы в юности, когда учились в геологоразведочном, были с тобой в турпоходе под Новгородом? И познакомились с группой студентов-археологов, которые там практику проходили, участвовали в раскопках.
— Ах, и правда! Как давно это было! Они даже привлекали нас в качестве помощников.
— Как раз под Новгородом, а ещё в Ярославле и Пскове бывал в экспедициях и художник Дмитрий Плавинский, прежде чем написать картину «Слово». Он собирал там палеографический материал — исследовал славянскую письменность, исторические документы, древние артефакты. Его волновало это. Таким образом он выстраивал свою систему ценностей, миропонимания, связи между прошлым и настоящим.
— То есть, получается, в этой работе художник делится с нами своими открытиями.
— Именно так. Он нашёл первоисточник всего сущего в Боге. Об этом говорит нам строка из Евангелия от Иоанна, которую мастер взял за основу своего произведения. То есть для Плавинского в какой-то момент стало очевидным, что в основе Бытия — Господь Иисус Христос, Слово Божие. Что мы все и весь мир — суть Божественного замысла.
— Но всё-таки письменность появилась позже, чем возник мир, разве не так? Что-то в моё мировоззрение эта строка из Евангелия пока не укладывается...
— Под Словом в Евангелии от Иоанна понимается Христос. Господь — основа всего. И тех, добрых чувств, которые объединяют людей.
— Господь и нас соединил в том самом турпоходе.
— Никогда не забуду тот вечер у костра. Ты пел под гитару, а я смотрела на тебя, и чувствовала что-то светлое и доброе.
— Да, это была точка отсчета нашего пути длиною в жизнь.
— Как радостно, что работа Дмитрия Плавинского «Слово», вызвала у нас с вами такие тёплые чувства. Приходите почаще к нам, в Третьяковскую галерею!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема