Основа всего сущего на холсте Дмитрия Плавинского «Слово» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Основа всего сущего на холсте Дмитрия Плавинского «Слово»

* Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Может ли картина быть настоящим открытием, которым её автор делится с миром? Да, если это полотно Дмитрия Плавинского «Слово». В основе композиции — строка из Евангелия от Иоанна «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

«Слово» Дмитрий Плавинский, 1967 г., из собрания Третьяковской галереи

— Наденька, посмотри-ка вот на эту картину. Это же настоящий кроссворд!

— Володя, ты так любишь кроссворды, что даже в Третьяковской галерее его нашёл. Удивительный ты у меня человек!

— Как же называется эта работа? Дмитрий Плавинский «Слово». Какая необычная картина! На ней написаны древнерусские слова, множество слов! Строчки расположены вертикально и горизонтально. Они пересекаются. Похоже на какой-то древний свиток!

— Вот бы спросить у кого-нибудь, что за работа такая загадочная. Простите, вы, кажется, сотрудница галереи. Вы не могли бы рассказать нам об этой картине?

— Здравствуйте! Да, я работаю в Третьяковской галерее. Вас заинтересовала картина Дмитрия Плавинского «Слово», как я вижу. С радостью расскажу вам о ней. Художник написал её в 1967-м году. В основе композиции лежит первая строчка из Евангелия от Иоанна -— «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это написано по-церковнославянски, видите в центре картины? «Искони́ бе Слово, и Слово бе от Бога. И Бог бе Слово».

— Да, вот эта строчка! Я вижу её. Кажется, что она светится!

— Вы верно подметили. Художник добился такого эффекта с помощью художественных приёмов. Посмотрите, он использует оттенки приглушённого коричневого — в живописи этот цвет называется «сепия», а также золотистого и тёмно-серого, контрастно выделяя, высветляя отдельные фразы. Кажется, что текст проявляется буквально из глубины истории.

— Да и вот эти трещины в красочном слое по периметру картины создают эффект древности.

— И это тоже мастер делает намеренно. Он имитирует устаревшие, стёртые места, создаёт фактуру на поверхности полотна так, чтобы оно напоминало древнюю берестяную грамоту. Таким образом он погружает нас, зрителей, в мудрость веков. Размышляет вместе с нами о том, как зарождалось человечество, с чего всё начиналось. Заставляет задуматься о вечных вопросах.

— Картина Плавинского напоминает мне археологические раскопки. Когда миллиметр за миллиметром учёные открывают слои разных культур.

— Наденька, а помнишь ли ты, как мы в юности, когда учились в геологоразведочном, были с тобой в турпоходе под Новгородом? И познакомились с группой студентов-археологов, которые там практику проходили, участвовали в раскопках.

— Ах, и правда! Как давно это было! Они даже привлекали нас в качестве помощников.

— Как раз под Новгородом, а ещё в Ярославле и Пскове бывал в экспедициях и художник Дмитрий Плавинский, прежде чем написать картину «Слово». Он собирал там палеографический материал — исследовал славянскую письменность, исторические документы, древние артефакты. Его волновало это. Таким образом он выстраивал свою систему ценностей, миропонимания, связи между прошлым и настоящим.

— То есть, получается, в этой работе художник делится с нами своими открытиями.

— Именно так. Он нашёл первоисточник всего сущего в Боге. Об этом говорит нам строка из Евангелия от Иоанна, которую мастер взял за основу своего произведения. То есть для Плавинского в какой-то момент стало очевидным, что в основе Бытия — Господь Иисус ХристосСлово Божие. Что мы все и весь мир — суть Божественного замысла.

— Но всё-таки письменность появилась позже, чем возник мир, разве не так? Что-то в моё мировоззрение эта строка из Евангелия пока не укладывается...

— Под Словом в Евангелии от Иоанна понимается ХристосГосподь — основа всего. И тех, добрых чувств, которые объединяют людей.

— Господь и нас соединил в том самом турпоходе.

— Никогда не забуду тот вечер у костра. Ты пел под гитару, а я смотрела на тебя, и чувствовала что-то светлое и доброе.

— Да, это была точка отсчета нашего пути длиною в жизнь.

— Как радостно, что работа Дмитрия Плавинского «Слово», вызвала у нас с вами такие тёплые чувства. Приходите почаще к нам, в Третьяковскую галерею!


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем