
Как-то поехала я в храм на вечернюю службу. После окончания богослужения все стали расходиться по своим домам, но народу в храме оставалось ещё довольно много. Мне даже уходить не хотелось, так было хорошо. Я всё ещё медлила. Подошёл мужчина: попросил помочь деньгами, сколько не жалко. Ехал в Сергиев Посад помолиться. Я растерялась.
Сразу же вспомнился мне недавний случай: тоже в храме, только в другом, подошёл мужчина и попросил помощи. Только не мог до Дивеево добраться. Сколько с собой было денег — всё отдала. Ведь ситуация у него была действительно, непростая. Позже пошли сомнения: «Кто же всё-таки это был?» Дошло даже до того, что я его осудила, не имея на то никакого права. Но, к сожалению, осознание этого пришло гораздо позже.
И вот сейчас история повторяется. Я с трудом отогнала от себя последние сомнения, порылась в кошельке и дала денег. Он поблагодарил и даже спросил моё имя. Затем, скрылся в толпе.
Когда я возвращалась домой, всё думала:
— Для чего я это сделала? Я же не знаю кто передо мной на самом деле! Да что же это такое! Опять я за своё! Просящему у тебя дай! — крутилось у меня в голове.
И тут вспомнилось мне, как нас приютила одна добрая женщина в своём доме в деревне Бородино, и денег не взяла. Я в компании однокурсниц поехала на реконструкцию Бородинского сражения. Но мы перепутали даты и оказались там на день раньше. Когда обнаружилась накладка было уже поздно. Мы ходили по домам, как неприкаянные, искали где бы переночевать. Народу на это мероприятие приехало огромное количество. Многие — заранее, и всех надо было где-то разместить.
И вот остался последний дом на этой улице, самый крайний. Постучали. Вышла приятная женщина, любезно нас встретила.
— Вы не сдаёте помещение? Мы хотели бы попасть на реконструкцию Бородинского сражения.
— Девоньки, реконструкция только завтра будет!
— А можно у Вас переночевать?
— Конечно! Заходите, мои хорошие!
— Сколько стоит?
— Нисколько!
Мы удивлённо переглянулись, но зашли. А нас было всё-таки пятеро! В доме кроме неё, правда, никто не жил. Хозяйка усадила нас ужинать и завязалась беседа.
— Как Вы решились нас принять? Пять человек. Не знакомых...
— Господь вас привёл! Как я по-другому могла поступить! — ответила хозяйка — Бывает, нищего где-нибудь у храма встретишь — тоже Господь послал. Правда ведь? Как можно мимо пройти?! Некоторые люди часто побаиваются милостыню подавать, мало ли на кого нарвутся! А я вот никогда об этом не думаю. Какое моё дело! Если встретила, значит мне его Бог послал.
Так бывает: самые важные слова, сказанные тебе когда-то, доходят до твоего сердца только годы спустя. Одним только разумом этого не понять. Та женщина стала для меня примером, как можно угодить Богу, помогая людям, и не обязательно только деньгами. Вот она приютила странников. А ведь это тоже милостыня. А эта женщина делилась с людьми в простоте своего сердца. Верно, у неё и в мыслях не было осудить несчастного человека. Мы не судьи. Один у нас судья — Бог!
Эти воспоминания меня успокоили. Ведь даже если я дам милостыню не тому, кто в ней действительно нуждается, то этим не согрешу. Если же пройду мимо действительно нуждающегося человека, хотя была возможность помочь, — это уже будет на моей совести.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер