
Как-то поехала я в храм на вечернюю службу. После окончания богослужения все стали расходиться по своим домам, но народу в храме оставалось ещё довольно много. Мне даже уходить не хотелось, так было хорошо. Я всё ещё медлила. Подошёл мужчина: попросил помочь деньгами, сколько не жалко. Ехал в Сергиев Посад помолиться. Я растерялась.
Сразу же вспомнился мне недавний случай: тоже в храме, только в другом, подошёл мужчина и попросил помощи. Только не мог до Дивеево добраться. Сколько с собой было денег — всё отдала. Ведь ситуация у него была действительно, непростая. Позже пошли сомнения: «Кто же всё-таки это был?» Дошло даже до того, что я его осудила, не имея на то никакого права. Но, к сожалению, осознание этого пришло гораздо позже.
И вот сейчас история повторяется. Я с трудом отогнала от себя последние сомнения, порылась в кошельке и дала денег. Он поблагодарил и даже спросил моё имя. Затем, скрылся в толпе.
Когда я возвращалась домой, всё думала:
— Для чего я это сделала? Я же не знаю кто передо мной на самом деле! Да что же это такое! Опять я за своё! Просящему у тебя дай! — крутилось у меня в голове.
И тут вспомнилось мне, как нас приютила одна добрая женщина в своём доме в деревне Бородино, и денег не взяла. Я в компании однокурсниц поехала на реконструкцию Бородинского сражения. Но мы перепутали даты и оказались там на день раньше. Когда обнаружилась накладка было уже поздно. Мы ходили по домам, как неприкаянные, искали где бы переночевать. Народу на это мероприятие приехало огромное количество. Многие — заранее, и всех надо было где-то разместить.
И вот остался последний дом на этой улице, самый крайний. Постучали. Вышла приятная женщина, любезно нас встретила.
— Вы не сдаёте помещение? Мы хотели бы попасть на реконструкцию Бородинского сражения.
— Девоньки, реконструкция только завтра будет!
— А можно у Вас переночевать?
— Конечно! Заходите, мои хорошие!
— Сколько стоит?
— Нисколько!
Мы удивлённо переглянулись, но зашли. А нас было всё-таки пятеро! В доме кроме неё, правда, никто не жил. Хозяйка усадила нас ужинать и завязалась беседа.
— Как Вы решились нас принять? Пять человек. Не знакомых...
— Господь вас привёл! Как я по-другому могла поступить! — ответила хозяйка — Бывает, нищего где-нибудь у храма встретишь — тоже Господь послал. Правда ведь? Как можно мимо пройти?! Некоторые люди часто побаиваются милостыню подавать, мало ли на кого нарвутся! А я вот никогда об этом не думаю. Какое моё дело! Если встретила, значит мне его Бог послал.
Так бывает: самые важные слова, сказанные тебе когда-то, доходят до твоего сердца только годы спустя. Одним только разумом этого не понять. Та женщина стала для меня примером, как можно угодить Богу, помогая людям, и не обязательно только деньгами. Вот она приютила странников. А ведь это тоже милостыня. А эта женщина делилась с людьми в простоте своего сердца. Верно, у неё и в мыслях не было осудить несчастного человека. Мы не судьи. Один у нас судья — Бог!
Эти воспоминания меня успокоили. Ведь даже если я дам милостыню не тому, кто в ней действительно нуждается, то этим не согрешу. Если же пройду мимо действительно нуждающегося человека, хотя была возможность помочь, — это уже будет на моей совести.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер