
Византийский император Феодосий Великий задумчиво смотрел в окно на видневшуюся вдали Константинопольскую гавань, полную бесчисленных судов с самыми разнообразными заморскими товарами. Он только что прочёл письмо от Олимпиады, дочери состоятельного сенатора, и был в замешательстве. Эта девушка, от рождения обладала многими благами — красотой, богатством и знатностью — но не желала ими пользоваться! Император хотел выдать её замуж за своего родственника, но вместо того, чтобы поблагодарить монарха за великую честь, Олимпиада всеми силами противилась замужеству. Феодосий разгневался, повелел начальнику города отнять её имение. Чиновник был рад стараться: он к тому же не позволял ей общаться с друзьями и ходить в церковь, чтобы Олимпиада затосковала и согласилась на брак. Но эта странная девушка только радовалась притеснениям и благодарила Бога! Более того, в письме она просила императора: «Еще большее благодеяние сделаешь ты мне, если прикажешь твоему чиновнику раздать всё мое имение церквям, нищим и недостаточным людям, чтобы я избегла суетной славы, раздавая не сама». И далее добавляла: «тогда не буду пренебрегать настоящим своим богатством, свободная от забот о богатствах земных и скоро погибающих». Феодосий был наслышан об истинном богатстве Олимпиады: о её добродетельной и богоугодной жизни. И в конце концов император сдался: он решил не настаивать на своём, а позволить ей самой распоряжаться своим имением.
С этого времени дом Олимпиады был гостеприимно открыт для всех нуждающихся. Она щедрой рукой раздавала пожертвования монастырям, храмам, заключённым в тюрьмах. Милосердная девушка неустанно заботилась о нищих, брошенных и никому не нужных больных, поражённых язвами и вызывающих отвращение даже у родственников. Словно евангельский самаритянин Олимпиада приходила на помощь всем, независимо от их веры или национальности — золотом, серебром, одеждой и ежедневной раздачей пищи голодным беднякам. Она всю себя отдала Богу, потому и имение, доставшееся от родителей, считала не своей собственностью, а Божьей. Сама она вела самую простую и скромную жизнь: ела ровно столько, чтобы не умереть с голоду.
В скором времени патриарх Нектарий посвятил Олимпиаду в диакониссы. Прежде в христианской церкви был такой вид женского служения: диакониссы подготавливали женщин и детей ко крещению, посещали больных и немощных стариков, укрепляли страждущих, помогали сиротам. С радостью Олимпиада принялась за новые обязанности, откликаясь всем сердцем на каждый зов о помощи. Очевидец её жизни писал: «она питала священство, помогала вдовым, кормила сирот, посещала больных, плакала с грешниками, возвращала заблудших на путь добра, — многих жён, бывших за язычниками, наставляла в вере и давала им средства к пропитанию».
Очень близкий друг и любимый наставник диакониссы святитель Иоанн Златоуст сравнивал милосердие её с обильной рекой, которая несет воды свои до самых границ земли и обогащает море, убеждая её ограничивать свою щедрость, измерять её не просьбами, а нуждами. Олимпиада смиренно послушалась и более без совета святителя Иоанна не делала крупных пожертвований. Многим любителям поживиться за чужой счёт эта перемена пришлась не по нраву и не получая как прежде выпрашиваемых средств, они начали клеветать на святую Олимпиаду.
Тогда диаконисса Олимпиада отправилась в одно из имений, чтобы устроить там небольшую женскую обитель для себя и своих последовательниц. Здесь собралось около пятидесяти добродетельных девиц, позже их число возросло до двухсот пятидесяти. Олимпиада поселилась в небольшом домике, продолжая бескорыстное служение Церкви и людям. "С первого возраста до настоящего дня ты непрестанно питала алчущего Христа, напояла жаждущего, одевала нагого, гостеприимно принимала Его странником, посещала больного, приходила к связанному",- писал о ней святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема