Имеется существенное различие между христианством и иными религиями. Христианство в отличие от других мировых верований упорно подчеркивает свою историчность. Действительно, всем прекрасно известно время появления христианского вероучения, эпоха и регион жизни и действий Иисуса Христа. Собственно, само понятие «наша эра» есть ничто иное как временной период, начало которого связано с Рождеством Спасителя. Православная Церковь ясно свидетельствует, что в определенный момент истории Бог Слово, Сын Божий, пришел в наш мир, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, жил и проповедовал среди народа Израильского, принял мученическую смерть на Кресте и затем воскрес из мертвых. Церковь бережет воспоминание о каждом мгновении жизни Иисуса Христа. Этим объясняется появление Евангелий – четырех жизнеописаний Спасителя, составленных апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом. Христиане верят, что каждое из Евангелий писалось апостолами по вдохновению от Бога – их рукой водил Святой Дух. При этом, апостолы не были «марионетками» Бога – каждое из Евангелий несет на себе явный отпечаток их авторской позиции. Принято считать, что Евангелие от Матфея писалось для христиан из еврейской среды, Евангелие от Марка создавалось для бывших язычников. Апостол Лука, создатель третьего по счету Евангелия, хотел описать жизнь Христа с исторической скрупулезностью. А апостол Иоанн, который писал Евангелие последним, стремился дополнить три первых евангельских повествования. Упомянутый уже апостол Лука является также автором еще одной значимой для христиан библейской книги – Деяний святых апостолов, в которой описываются первые годы существования Христианской Церкви. Первое зачало, отрывок, из книги Деяний в традиции Православной Церкви читается во время пасхального богослужения.
1.1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 1.2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, 1.3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 1.4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 1.5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 1.6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 1.7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 1.8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Апостол Лука написал Евангелие и книгу Деяний по просьбе некоего Феофила – христианина, жившего в первом веке возможно в Антиохии. Удивительно, но именно благодаря человеку, о личности и биографии которого фактически ничего не известно, было создано очень точное и яркое повествование о существовании ранней Христианской Церкви в период до начала 60-х годов первого века. Апостол Лука, взяв на себя функцию историка-хрониста, стремился непредвзято описать события, происходившие в христианской среде с момента Вознесения Христа на Небо и вплоть до заключения апостола Павла в римскую тюрьму. Святой Лука считал своим долгом рассказать не только о светлых эпизодах из жизни древних христиан. В книге Деяний можно найти упоминание и о тех нестроениях, искушениях, которые преодолевались первыми учениками Спасителя. Пример этому мы видим в прозвучавшем отрывке. С одной стороны, святой Лука рассказывает о великой радости, которую испытывали апостолы, в течение сорока дней общаясь с Воскресшим Христом. С другой стороны, перед нашими глазами предстает печальная картина – ученики Христа даже после Воскресения Спасителя продолжали считать, что Иисус Христос должен стать земным царем, который им, апостолам, также даст править Израилем. Свое видение ученики Христа изменили лишь в день Пятидесятницы, когда на них в виде языков пламени сошел Святой Дух. Об этом событии мы также узнаем из книги Деяний.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.