Имеется существенное различие между христианством и иными религиями. Христианство в отличие от других мировых верований упорно подчеркивает свою историчность. Действительно, всем прекрасно известно время появления христианского вероучения, эпоха и регион жизни и действий Иисуса Христа. Собственно, само понятие «наша эра» есть ничто иное как временной период, начало которого связано с Рождеством Спасителя. Православная Церковь ясно свидетельствует, что в определенный момент истории Бог Слово, Сын Божий, пришел в наш мир, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, жил и проповедовал среди народа Израильского, принял мученическую смерть на Кресте и затем воскрес из мертвых. Церковь бережет воспоминание о каждом мгновении жизни Иисуса Христа. Этим объясняется появление Евангелий – четырех жизнеописаний Спасителя, составленных апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом. Христиане верят, что каждое из Евангелий писалось апостолами по вдохновению от Бога – их рукой водил Святой Дух. При этом, апостолы не были «марионетками» Бога – каждое из Евангелий несет на себе явный отпечаток их авторской позиции. Принято считать, что Евангелие от Матфея писалось для христиан из еврейской среды, Евангелие от Марка создавалось для бывших язычников. Апостол Лука, создатель третьего по счету Евангелия, хотел описать жизнь Христа с исторической скрупулезностью. А апостол Иоанн, который писал Евангелие последним, стремился дополнить три первых евангельских повествования. Упомянутый уже апостол Лука является также автором еще одной значимой для христиан библейской книги – Деяний святых апостолов, в которой описываются первые годы существования Христианской Церкви. Первое зачало, отрывок, из книги Деяний в традиции Православной Церкви читается во время пасхального богослужения.
1.1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 1.2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, 1.3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 1.4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 1.5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 1.6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 1.7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 1.8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Апостол Лука написал Евангелие и книгу Деяний по просьбе некоего Феофила – христианина, жившего в первом веке возможно в Антиохии. Удивительно, но именно благодаря человеку, о личности и биографии которого фактически ничего не известно, было создано очень точное и яркое повествование о существовании ранней Христианской Церкви в период до начала 60-х годов первого века. Апостол Лука, взяв на себя функцию историка-хрониста, стремился непредвзято описать события, происходившие в христианской среде с момента Вознесения Христа на Небо и вплоть до заключения апостола Павла в римскую тюрьму. Святой Лука считал своим долгом рассказать не только о светлых эпизодах из жизни древних христиан. В книге Деяний можно найти упоминание и о тех нестроениях, искушениях, которые преодолевались первыми учениками Спасителя. Пример этому мы видим в прозвучавшем отрывке. С одной стороны, святой Лука рассказывает о великой радости, которую испытывали апостолы, в течение сорока дней общаясь с Воскресшим Христом. С другой стороны, перед нашими глазами предстает печальная картина – ученики Христа даже после Воскресения Спасителя продолжали считать, что Иисус Христос должен стать земным царем, который им, апостолам, также даст править Израилем. Свое видение ученики Христа изменили лишь в день Пятидесятницы, когда на них в виде языков пламени сошел Святой Дух. Об этом событии мы также узнаем из книги Деяний.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема












