Самые древние из сохранившихся до наших дней свидетельств о святом Николае, архиепископе Мирликийском, посвящены чуду, которое получило название "Деяние о стратилатах". Стратилат - по-гречески значит военачальник.
В манускриптах, хранящихся в библиотеках Оксфорда и Вены, повествуется о встрече архиепископа Николая с тремя римскими полководцами. В начале тридцатых годов четвёртого века император направил их усмирять мятеж во Фригии, области в Малой Азии, к северу от Ликии. По пути римское войско остановилось в гавани, близ столицы Ликии, Мир. Как это часто бывает, на рынке разгорелась ссора между солдатами, не желавшими платить за товары, и местными жителями. Горожане обратились за защитой к архиепископу Николаю и тот сумел всех примирить. Он пригласил к себе стратилатов-военачальников Непотиана, Урса и Герпилиона.
Беседу священника и военачальников неожиданно прервали: к архиепископу прибежали жители Мир с известием, что правитель арестовал трех неповинных горожан и приказал отсечь им головы. Святитель поторопился к месту казни, которое находилось за городскими стенами. А стратилаты послали своих солдат, чтобы те задержали казнь.
На иконах и фресках, а также на известной картине Ильи Репина этот момент изображён очень ярко: палач заносит над тремя несчастными свой меч, а святитель бесстрашно удерживает сталь. И хотя вряд ли так всё и было в действительности, но такой канон изображения этого чуда как нельзя лучше передаёт характер святителя Николая. Он не задумываясь бросился спасать невиновных, словно бы голыми руками схватился за острое лезвие меча.
Оказалось, что троих жителей Мир безвинно оклеветали. Николай добился их освобождения. На прощание святитель благословил военачальников, которые помогли ему не допустить беззакония. По завершении своего похода стратилаты во второй раз пришли к святителю Николаю. Они благодарили его за молитвы, а владыка предупредил, что они попадут в беду, но им не стоит отчаиваться, а нужно уповать на Бога.
Когда полководцы вернулись в Константинополь, их по ложному доносу заключили в тюрьму. Всем троим угрожала смертная казнь. Военачальники вспомнили о милосердном епископе и обратились с молитвой ко Господу, надеясь, что и с ними совершится чудо. Архиепископ Николай явился во сне императору Константину и убедил того отпустить военачальников.
В современном турецком городе Демре, который когда-то был ликийскими Мирами, мало что напоминает о временах святителя Николая. Сохранилось старое зернохранилище, уцелела рыночная площадь в гавани, где состоялась встреча чудотворца со стратилатами. Самого порта давно нет, море далеко ушло от этих берегов... Но великое чудо Господне заключается в том, что святой Николай и по своей смерти пребывает со всеми, кто молитвенно обращается к нему, просит о предстательстве перед Господом.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница