
Популярная ныне тема — про детские травмы. Конечно, это правда, травмы правда бывают, но вот одна православная психолог сказала: «Не надо говорить "травма", надо говорить "задача"...».
В формате задачи решила подумать о своем совсем не безоблачном детстве. Я нечасто видела маму, воспитывали меня бабушка и дедушка. Одно время родители даже улетели работать на остров Сахалин: наделали по молодости долгов, обустраивая гнездо, а на Сахалине были большие зарплаты. Но! Таких любящих бабушку и дедушку — еще поискать!
Помню все: их колыбельные, как бабушка часами читала мне книжки, как дед смастерил мне ширму со створками для театра кукол, как не разрешалось ему каждый день покупать мне игрушки — только в пятницу. Счастливое мое ожидание пятницы — и сияющее лицо деда с игрушкой. Как бабушка помогала мне сделать уроки, чтоб я успела погулять с соседкой Лелей.
Я мечтала иметь собаку ньюфаундленда, но папа принес беспородную белую крошку, помесь болонки, он нашел ее где-то, брошенку. Травма?
А потом родители расстались. Я этого тогда даже не поняла! Мама жила со мной и бабушкой, мы вместе ездили на море. Ведь в ее напряженной работе тоже случался отпуск! C папой у меня были свидания в кафе, прогулки, мы вместе ходили на выставки, и он так умел рассказать про картины. Такое небольшое замечание о технике, о свете — и сразу картина входила в сердце, становилась понятной. Папа встречал меня с электрички с вечернего отделения журфака. Все это время я знала, что любовь никогда не перестает. Что по юности и по горячности они ранили друг друга и разлетелись в разные стороны, но самое лучшее, как они говорили мне, что у них есть — это я.
Когда я стала уже мамой с тремя взрослеющими детьми, мой папа приезжал к нам и привозил портфель со своими стихами. Дети всегда собирались на этот ужин, я готовила вкусное, никто не пропускал приезда дедушки, все бросали все свои дела. Папа доставал папку и начинал читать свежие стихи. Но в процессе начинал себя критиковать, говорить «вот тут надо переписать, а это затянуто», в результате мы ничего не получали в полном объеме, и начинали хихикать.
Папа посвящал мне много стихов. Я плакала иногда о его разлуке с мамой. Я навещала папу, еще не очень старого, когда он сгорал от рака, лежал худенький на постели и сиял мне глазами. Мама так растерялась, когда он ушел. Звонила мне и говорила: «Ну как нелепо рано ушел твой отец!..» И через месяц ушла за ним. Ушли друг за другом.
А, вот еще одна травма! Мама была иногда очень резкой и требовательной. И я никогда не хотела быть на нее похожей. Много позже я поняла, как здорово, что у нее такой боевой характер, как много она помогла мне этим в жизни, как часто могла подставить свое не по-женски крепкое плечо...
Помню эпизод, мы гуляем с нашей мелкой собакой, ночью. С мамой. Я подросток. По улице идет подвыпившая компания, они приближаются к нам с мамой, и я чувствую, что оттуда исходит опасность. «Сейчас я тебя съем!» — вдруг делает в мою сторону выпад один из них. И тут — голос мамы, басом, на такой ноте, как — помните? — в мультике у Багиры, когда она защищала Маугли: не помню точно ее слов, но что-то такое запредельно угрожающее было в этом голосе, что вся компания растворяется в темноте... странное было время, опасное, надо было защищать себя и своих птенцов.
Видите сколько травм — если говорить языком поверхностной психологии. А на самом деле — у меня было счастливое детство, в котором было море любви. Нет, океан! И не надо рассказывать мне про мои детские травмы. Они утонули в этом море любви — и благодарности Богу за это море...
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер