
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
25 декабря 1812 года, в день Рождества Христова, российский император Александр Первый издал высочайший манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского». Отечественная война с наполеоновской Францией официально завершилась. Александр I в своём манифесте возносил хвалу и благодарность доблести воинов и сплочённости всего русского народа перед лицом неприятеля. Император был уверен: без Бога победа над столь сильным и грозным противником была бы невозможна. «Содеянное есть превыше сил человеческих. И так да познаем в великом деле сем промысл Божий», — провозглашал он.
В том, что враг был изгнан из России в канун Рождества Христова, император видел особый знак. Спустя два года, в 1814-м, когда русская армия уже триумфально прошествовала по улицам Парижа, а Наполеон Бонапарт отрёкся от французского престола, император установил дату празднования Дня Победы в один день с Рождеством — 25-го декабря. «Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов» — так официально стал называться этот день в церковном календаре. Во всех храмах звонили колокола и совершался благодарственный молебен за избавление державы от врага. Молитвенный чин этого Богослужения составил митрополит Московский Филарет (Дроздов). День Победы широко отмечался по всей России. Как вспоминал участник войны 1812 года, военный историк, граф Александр Михайловский-Данилевский, после молебна был салют из пушек, а колокола звонили на протяжении целого дня — повсюду от Белого моря до Чёрного, от Вислы и до Камчатки.
Стремясь увековечить память о славной победе, приближённые царя хотели воздвигнуть монумент в честь императора. Но Александр Первый категорически отверг эту идею. Он искренне считал, что чтить за победу нужно не его, а Господа. И на Рождество того же 1812 года издал ещё один манифест — «О возведении церкви Христа Спасителя». «В сохранение вечной памяти верности и любви к вере и к Отечеству, и в ознаменование благодарности нашей к промыслу Божию, спасшему Россию», — говорилось в манифесте. Здание храма заложили в пятилетнюю годовщину Победы — в 1817 году. А в 1883-м величественный собор торжественно освятили. Внутри храма, на его стенах, в мраморе были высечены имена тех, кто героически пал, защищая своё Отечество. Уже в наше время, в 2000-м году, разрушенный большевиками в 20-м веке храм воссоздали по оригинальным архивным чертежам. Восстановили и мраморные плиты с именами героев. Чтобы потомки победителей помнили о том, какой ценой досталась России победа в Отечественной войне 1812-го года. И в молитвах о павших воинах благодарили за неё Бога — по примеру императора Александра Первого.
Все выпуски программы Открываем историю
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема