
Деян., 33 зач., XIII, 25-32.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, 28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса

Комментирует священник Антоний Борисов.
Федор Михайлович Достоевский вершиной своего творчества считал «Легенду о великом инквизиторе» — историю-притчу, вложенную в уста Ивана Карамазова — героя романа «Братья Карамазовы». Действие легенды происходит в 16-ом веке в испанской Севилье, где католическая инквизиция во главе со старым кардиналом ожесточенно борется с еретиками. Неожиданно для всех в эпицентре этой борьбы за чистоту веры (как считает инквизиция) появляется Христос. Он приходит в мир вновь как смиренный проповедник, целитель человеческих душ и тел. Спаситель никого не судит, Он возлагает руки и одинаково отпускает грехи как католикам, так и еретикам. Узнав о пришествии Христа, кардинал-инквизитор приказывает схватить Его и заточить в тюрьму. Затем Спасителя вызывают на допрос, где великий инквизитор излагает собственное понимание христианства и устройства церкви. В словах кардинала мы слышим страшную мысль — Бог, оказывается, в сложившейся религиозной системе никому не нужен. Инквизиторы действуют от Его Лица, прикрываются Его авторитетом, но терпеть присутствие Христа рядом с собой они не намерены. Первоначально кардинал хотел отправить Спасителя на костер, тоже как еретика, но затем, сжалившись, призывает Христа навсегда покинуть Севилью и земной мир.
«Легенда о великом инквизиторе» заставляет задуматься о многом. Она (довольно неожиданно) имеет отношение к сегодняшнему чтению из книги Деяний святых апостолов. В нем повествуется о приходе апостола Павла в город Антиохия Писидийская (современная Турция). Павел, как и в других местах, начинает свою проповедь с посещения синагоги. Он вместе с учениками приходит туда в субботу и слышит, как иудейские учителя читают отрывки из писаний пророков Ветхого Завета, среди прочего, возвещающих о приходе Спасителя. Апостол Павел был крайне удивлен духовной близорукости знатоков закона — как они не смогли разглядеть во Христе исполнения тех самых пророчеств, которые звучали в синагоге от субботы к субботе? Причина такого непонимания оказалась сходной с той, что прозвучала из уст кардинала-инквизитора. Религиозная система позднего иудаизма сложилась таким образом, что Христос в ней стал лишним. Жизнь, бывает, ставит нас перед выбором — сохранить привычный распорядок и комфорт или же пойти за Христом, покинув удобную систему координат. Господь не принуждает нас к жертве, но на примере святых апостолов показывает, что со Спасителем эта жизнь станет значительно ярче, обретет принципиально новые оттенки смысла, а самое главное — позволит ощутить настоящее, а не временное счастье.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











