Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться
Иисус и Апостолы
Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0

Деян., 7 зач., III, 1-8.

1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.

4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.

5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.

6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Не может не восхищать та сила действия Духа, которая проявилась в апостолах после Пятидесятницы! Как из простых, боязливых рыбаков они стали «власть имеющими» — только не земную, житейскую, а духовную! Но здесь мне бы хотелось затронуть один вопрос, над которым мы редко задумываемся.

Говоря о «духовной власти», иногда кажется, что суть этой власти ничем не отличается от «мирской», но только здесь — иные «инструменты». Если в «мирской» власти — это принуждение, право и авторитет, то в «духовной» — это послушание, каноны и иерархия. Да, при внешнем, поверхностном взгляде так и может показаться. Однако сегодняшняя история с исцелением хромого заставляет нас посмотреть глубже.

Какой силой Петр совершает исцеление? Силой своего ума? Своих тайных знаний? Или благодаря магическим действиям? Или совершать исцеления — это у него теперь просто работа такая? Ничего подобного! Он всего лишь говорит: во имя Иисуса Христа — встань и ходи! И тут же инвалид с детства — встаёт и начинает ходить и даже скакать от радости! Вот это да — духовная власть во всей красоте!

Вопрос: где здесь послушание, каноны и иерархия? Только одно: сила действия Святого Духа, исцеляющего всякую немощь и восполняющего всякую потребность. И от апостола здесь требуется нечто совсем иное, чем просто быть врачом или целителем. Чтобы моя мысль была понятней, приведу пример.

Власть учителя в музыкальной школе обусловлена вовсе не его дипломом, местом в штатном расписании и выслугой лет. Когда ученик никак не может разобрать произведение — от того, что учитель «со всей властью, ему данной», ударит по клавиатуре пианино кулаком — пьеса понятнее не станет. А вот если он ещё и сам не сможет её сыграть — тогда его надо гнать в шею из школы. Потому что он профнепригоден.

В Церкви духовная власть напрямую связана со святостью. Причем святость в Церкви — это совсем не то же самое, что и «финансовая состоятельность» чиновника: благодать Святого Духа, в отличие от денег, невозможно «накопить». Живое действие Живого Бога — это не мёртвая «разность электрических потенциалов», которую можно спрятать в батарейку или аккумулятор, чтобы положить в карман и потом распоряжаться энергией как заблагорассудится. Бог «упаковке» и «аккумулированию» не поддаётся — но там, где Он на самом деле действует — Он действует Сам.

Вот мы и подошли к ответу. Основание духовной власти — только одно: наличие утончённого духовного слуха у человека, чтобы вовремя понять, что именно хочет в конкретной ситуации Господь — вот почему апостол сначала так пристально вглядывается в хромого: он прислушивается, а хочет ли Бог в данный момент его, Петровыми руками, совершить исцеление? И второе условие духовной власти — самоотвержение, готовность слушаться Бога даже тогда, когда это тебе лично — совершенно невыгодно, неприятно и даже неинтересно! Только в этом случае человек, имеющий «духовную власть», на самом деле — а не только в своём воображении — может стать реальным проводником действия Бога в этом мире!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем