Деян., 7 зач., III, 1-8.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Не может не восхищать та сила действия Духа, которая проявилась в апостолах после Пятидесятницы! Как из простых, боязливых рыбаков они стали «власть имеющими» — только не земную, житейскую, а духовную! Но здесь мне бы хотелось затронуть один вопрос, над которым мы редко задумываемся.
Говоря о «духовной власти», иногда кажется, что суть этой власти ничем не отличается от «мирской», но только здесь — иные «инструменты». Если в «мирской» власти — это принуждение, право и авторитет, то в «духовной» — это послушание, каноны и иерархия. Да, при внешнем, поверхностном взгляде так и может показаться. Однако сегодняшняя история с исцелением хромого заставляет нас посмотреть глубже.
Какой силой Петр совершает исцеление? Силой своего ума? Своих тайных знаний? Или благодаря магическим действиям? Или совершать исцеления — это у него теперь просто работа такая? Ничего подобного! Он всего лишь говорит: во имя Иисуса Христа — встань и ходи! И тут же инвалид с детства — встаёт и начинает ходить и даже скакать от радости! Вот это да — духовная власть во всей красоте!
Вопрос: где здесь послушание, каноны и иерархия? Только одно: сила действия Святого Духа, исцеляющего всякую немощь и восполняющего всякую потребность. И от апостола здесь требуется нечто совсем иное, чем просто быть врачом или целителем. Чтобы моя мысль была понятней, приведу пример.
Власть учителя в музыкальной школе обусловлена вовсе не его дипломом, местом в штатном расписании и выслугой лет. Когда ученик никак не может разобрать произведение — от того, что учитель «со всей властью, ему данной», ударит по клавиатуре пианино кулаком — пьеса понятнее не станет. А вот если он ещё и сам не сможет её сыграть — тогда его надо гнать в шею из школы. Потому что он профнепригоден.
В Церкви духовная власть напрямую связана со святостью. Причем святость в Церкви — это совсем не то же самое, что и «финансовая состоятельность» чиновника: благодать Святого Духа, в отличие от денег, невозможно «накопить». Живое действие Живого Бога — это не мёртвая «разность электрических потенциалов», которую можно спрятать в батарейку или аккумулятор, чтобы положить в карман и потом распоряжаться энергией как заблагорассудится. Бог «упаковке» и «аккумулированию» не поддаётся — но там, где Он на самом деле действует — Он действует Сам.
Вот мы и подошли к ответу. Основание духовной власти — только одно: наличие утончённого духовного слуха у человека, чтобы вовремя понять, что именно хочет в конкретной ситуации Господь — вот почему апостол сначала так пристально вглядывается в хромого: он прислушивается, а хочет ли Бог в данный момент его, Петровыми руками, совершить исцеление? И второе условие духовной власти — самоотвержение, готовность слушаться Бога даже тогда, когда это тебе лично — совершенно невыгодно, неприятно и даже неинтересно! Только в этом случае человек, имеющий «духовную власть», на самом деле — а не только в своём воображении — может стать реальным проводником действия Бога в этом мире!
«Поработаю промоутером»
С утра пораньше жена попросила меня сходить на рынок за продуктами. Выглядываю в окно — на улице мрачновато, того и гляди пойдёт дождь. Надеваю куртку с капюшоном. По дороге вижу, как девушка-промоутер раздаёт флаеры — это такие рекламные листовки. Поблизости открылся новый магазинчик, и девушка пытается привлечь в него покупателей. На вид ей лет 18-19, скорее всего, студентка и решила подработать.
Листовку я сунул себе в карман и вошёл в здание рынка. Пока совершал покупки, на улице хлынул дождь. Девушка всё ещё стояла на том же месте и пыталась вручить рекламки прохожим. Зонта у неё не было. «Бедненькая, — подумал я, — вся ведь промокнет. И листовки надо раздать. Иначе не заплатят».
Закидываю рюкзак на плечо, подхожу к ней, и говорю: «Давайте я Вам помогу». Она застенчиво улыбается и соглашается. Дело у нас движется быстро, вскоре мы раздали все буклеты. Девушка благодарит меня, а я в свою очередь говорю спасибо ей. «Вы знаете, всегда хотел поработать промоутером. И наконец моя мечта осуществилась», — шучу я. Она смеётся в ответ. Мы оба промокли, но при этом радостные — девушка от того, что у неё появился помощник, а я — потому что помог ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
24 апреля. О Христе как дарителе победы
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа».
О Христе как дарителе победы, — протоиерей Константин Харитонов.
24 апреля. О грехе лжесвидетельства
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда».
О грехе лжесвидетельства, — протоиерей Александр Щерба̜шин.