Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36.

Глава 20.

16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В только что прозвучавшем отрывке мы слышим слова апостола Павла, адресованные христианской общине, в первую очередь священникам, города Ефес. Он наставляет их в том, как хранить верность тому благовестию, которое он некогда им возвестил. Иными словами, как оставаться подлинными учениками Иисуса Христа, хранителями Истины. И здесь делается акцент на трех важных темах.

Во-первых, Павел призывает христиан хранить ту особую атмосферу, которая царила между первыми апостолами и Спасителем. Именно она является отличительным признаком последователей Христа. Это атмосфера жертвенной любви, милости и кротости по отношению друг ко другу и к окружающим. Пожалуй, это самое яркое свидетельство того, что та или иная человеческая организация имеет непосредственную связь с Евангельским учением. Эту атмосферу сложно выразить словами. Ее невозможно подделать или воспроизвести механически. Ее можно пережить опытно. Перенять от старших товарищей. Подобно тому, как ученик перенимает опыт жизни от взрослого наставника, ежедневно общаясь с ним. Она рождается лишь в том случае, если в общине совершается подлинная Евхаристия. То есть, ее источником является не человеческая душевность и эмоциональность, но Чаша Христова, которая возносится за каждой Литургией и от которой причащаются все верные. Это и есть пребывание Духа Святого в Церкви. Божественная благодать.

Второе-на чем акцентирует апостол — на верности учению. Пресвитеры, то есть, священники, должны хранить истины веры. Не только дух Христов, но и максимально точные слова, которые этот дух выражают на языке разума. Позже будет названо догматическими формулировками. Зачастую христианские богословы использовали для этого понятия и термины, которые заимствовали у греческих философов. Но если философы выражали свой собственный опыт. То церковные мыслители, говоря на языке философии, выражали общий опыт Церкви, который есть ни что иное, как общее для всех христиан переживание Бога и духовной реальности в целом.

Наконец, апостол указывает на то, что духовная жизнь и размышления о ней необходимо поддерживать конкретными делами. Жертвенная любовь должна принимать осязаемые формы. Быть направленной на людей. Эти дела должны совершаться бескорыстно. Истинному христианину должно быть чуждо настроение рыночных отношений, я тебе — ты мне. Он должен исходить из той установки, что лучше отдавать, чем принимать. Поэтому апостол и делает такой акцент на том, что зарабатывал себе на пропитание собственными руками.

На этих трех столпах, божественная благодать, верность богословским истинам, евангельская добродетель и должна основываться подлинная вера. Если какой-то из этих трех столпов пошатнулся, мы имеем дело с неправым учением. Не случайно, поэтому, этот отрывок читается в день памяти отцов Первого Вселенского собора. На нем была отвергнуть ересь, то есть, неправильное учение о Бога, Ария. Несмотря на то, что он был строгий аскет и стремился со своими последователями строго исполнять Евангельские заповеди, он неверно учил о Христе. Говорил, что Он не Бог, а просто одно из высших творений. А это означает, что и духовную реальность он воспринимал искаженно, неверно. Его духовный опыт имел мало общего с той атмосферой, которая царила в общине Спасителя. Будем помнить об этом. Наша христианская жизнь должна развиваться во всех трех направлениях. Лишь в этом случае наше христианство будет подлинным, Евангельским, Христовым.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем