Деян., 1 зач., I, 1-12.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой самое начало книги деяний апостольских. При этом, собственно, о деяниях мы в нем еще ничего не слышим. Скорее, о том, какими они могли бы быть и какими быть должны. Евангелист Лука начинает текст с того, что напоминает своему адресату о первой книге, которую он ему написал, подразумевая под ней Евангелие. В нем он рассказывал обо всем, что Иисус делал и чему учил от начала и до того дня, в который Он вознесся. Однако, начиная новую книгу и намереваясь рассказать в ней о том, как жили апостолы после вознесения учителя, Лука не преминул передать один важный диалог, который повлияет на все, что будет происходить в дальнейшем.
Итак, Иисус воскрес из мертвых и в течение сорока дней являлся ученикам, удостоверяя их в реальности произошедшего и говоря им о Царствии Божии. Наконец, собрав их вместе, Он говорит об Утешителе, которого обещал послать им от Отца. Об этом схождении Духа Он говорит как о крещении Духом Святым, то есть начале чего принципиально нового по сравнению с крещением Иоанновым, а значит и со всем, что было прежде.
Что же Он слышит в ответ? Может быть готовность идти с проповедью Евангелия до края вселенной? Может быть вопросы о том, что есть крещение Духом? Нет. Тот, кто много раз в течение всей своей проповеди призывал не думать о земном, слышит в ответ: «Господи, не теперь ли ты восстановишь царство Израильское?».
Читая многие Евангельские отрывки, мы видим, что люди, окружающие Христа, нередко видят в нем политического лидера. По некоторым обмолвкам, впрочем, вполне очевидным, мы понимаем, что нередко именно политического лидера видят в Нем его ближайшие ученики и апостолы. Когда Он умирает на кресте, и они унывают и теряют надежду, но вот Он снова жив и снова говорит им о Царстве. Заметим: о Царстве Божии. И они снова понимают по ним Царство Израильское.
Если кто-нибудь думает, что апостолы были как-то особенно непонятливы, ему стоит посмотреть на собственную жизнь. Ведь и мы нередко, вместо того чтобы видеть в вере — путь к Богу, пытаемся использовать ее так, чтобы успешнее устроиться здесь, на земле.
Христос ответил ученикам очень просто: "Не ваше дело знать времена и сроки, которые Господь определит для откровения Царства. Заботьтесь в первую очередь о том, чтобы быть мне свидетелями по всей земле. Вместе с теми, кто окружал Его в тот момент, нам тоже очень хочется узнать, как и когда устроится наша жизнь здесь, на земле... Но если мы хотим быть Христовыми учениками, мы должны поставить в центр своей жизни свидетельство о Нем. Не всегда словом, чаще делом... Все остальное, с доверием, предав в руки Небесному Отцу.
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди











