Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 36 зач., XV, 5-34.

Глава 15.

5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.

6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;

8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;

9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

15 И с сим согласны слова пророков, как написано:

16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,

17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.

18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.

19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,

20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,

23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,

25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,

26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.

31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.

32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.

33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.

34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Первоначально апостолы проповедовали Христа исключительно в иудейской среде как чаемого иудеями Мессию. Сложность этой проповеди состояла лишь в необходимости убедить израильтян в том, что Иисус из Назарета и есть Тот, о Ком сказано в книге Второзаконие: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор. 18:15). Иудеям достаточно было поверить во Христа и креститься. Больше от них ничего не требовалось.

Но когда проповедь вышла за пределы иудейского мира, то возникли проблемы, с которыми было не вполне понятно, что делать. Язычники не соблюдали закон Моисея, они не были обрезаны. Как быть в том случае, если они поверят во Христа? Должны ли они соблюдать Моисеев закон? Должны ли они выполнять ритуальные требования иудаизма? Ответов на эти вопросы не существовало, их надо было искать путем дискуссии. Мы услышали описание этого апостольского обсуждения.

Основным аргументом в пользу того, что бывшие язычники не должны становится иудеями для того, чтобы стать христианами, стали знамения, которые Бог соделал в некогда языческой среде без всякой соотнесенности с иудаизмом. Достаточно было поверить во Христа, и Бог удостоверял эту веру Своей силой. Апостолы были свидетелями, они не могли идти против того, что делал Бог. Конечно, были и несогласные. Но конечный итог дискуссии показал, что победила позиция тех, кто был уверен в достаточности одного лишь крещения.

Вслед за этим возник следующий вопрос: какие нравственные требования предъявлять к христианам из язычникам? Должны ли они соблюдать все предписания иудаизма? История народа Израиля убедительно показала, что даже и сами иудеи далеко не всегда оказывались способны исполнять требования закона Ветхого Завета, но иудеи из поколения в поколение учились соблюдению этих требований, язычники же жили вне какого-либо высшего нравственного закона, понятно, что они не были бы в силах понести всю строгость морали иудаизма, тем более что далеко не все из ветхозаветных предписаний имели какой-либо иной смысл, кроме педагогического. Поэтому апостолы приняли решение ограничить нравственные требования к христианам из язычников следующим перечнем: новообращенные христиане должны были «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем