
Деян., 25 зач., X, 21-33.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Событие, о котором рассказывается в только что прозвучавшем отрывке, имеет свою предысторию. В городе Кесария находился штаб римской военной администрации в Палестине. Здесь был расквартирован легион, в котором и проходил свою службу сотник по имени Корнилий. Писание говорит, что он был богобоязненным человеком. То есть, не следовал языческим традициям своих единоплеменников и почитал Бога Израиля. Тем не менее, Корнилий не был обрезан, и для религиозных иудеев того времени его отношения с Творцом были неполноценными. В религиозном отношении он был для них человеком второго сорта. Христианская община первоначально состояла из евреев, которые, несмотря на то, что верили во Христа как Бога, придерживались во многом ветхозаветных обрядов. А потому они также очень скептически относились к иноплеменникам. Не случайно между ними возник даже спор, можно ли крестить необрезанных, или сначала человек должен быть обрезан по закону Моисея, и лишь потом принимать христианское крещение? К этому Корнилию Господь и посылает Петра. Для того, чтобы приготовить его к этому, Он показывает ему видение: трижды к нему с неба спускалось широкое полотно, наполненное нечистыми животными, то есть, теми, которые запрещены религиозным законом для употребления в пищу, и был голос: заколи и ешь, то, что Бог посчитал чистым не может быть нечистым. После этого видения Петр идет в Кесарию и без всяких сомнений крестит Корнилия и всех его домашних.
Сегодня открывается еще одна деталь этой истории. Упоминается, что Петр гостил «в доме кожевника Симона при море». Из этой небольшой подробности мы узнаем, что Петр еще до чудесного явления уже отчасти отступил от иудейского образа мышления. Дело в том, что кожевник — человек, который работает с забитыми животными. А по этой причине перед лицом религиозного закона он всегда нечисты. По этой причине Симон был вынужден жить на окраине города около моря. Правоверный иудей никогда не будет общаться с таким человеком, тем более не воспользуется его гостеприимством. Однако Петр уже тогда начинает понимать, что Христос и та любовь, которую Он проповедует, выше всех этих мелочных ритуальных запретов и предписаний. Он стирает границы между людьми и призывает в Свою Церковь всякого человека, кто чистосердечно откликнется на Его Евангелие. Видимо осознание этой важной истины постепенно формируется в сознании Петра. Видение полотна с нечистыми животными — последняя капля, словно печать свыше, которой Сам Бог скрепляет этот новый опыт апостола.
Это очень важный момент. В православном богословии есть такое понятие как синергия, то есть сотрудничество Бога и человека. Господь не будет Сам полностью решать за нас все наши проблемы. Он не будет насильственно вторгаться в нашу жизнь. Он терпеливо ждет, когда в человеке и вокруг него возникнут все необходимые предпосылки, чтобы можно было восполнить все это Своим ответом. Словно поставить печать на нашем опыте. Удостоверить нас, что мы шли по верному пути. Поэтому не будем унывать, если мы не можем пока получить ответы на вопросы, которые кажутся нам принципиально важными. Если мы стараемся вести внимательную жизнь, посвящать свои мысли, чувства и поступки Богу, исполняем Его Евангелие, любая наша мысль, наше чувство, наше дело, в свое время обязательно будут восполнены силой божественной благодати.
Универсальность благодарности. Наталия Лангаммер

Наталия Лангаммер
Я часто слышала, что в отношениях с Богом важна благодарность! Главное таинство Церкви называется «Евхаристия», что переводится с греческого языка, как благодарение.
Мы даже здесь, на волнах светлого радио, посвящаем теме благодарности целые программы. Важная добродетель. Я в этом никогда не сомневалась. И да, я была благодарна Богу за жизнь и за заботу.
Но в одной из программ услышала рассказ, как человек благодарил Бога, когда его везли в скорой. За всё: за врачей, которые поставили диагноз и опекают, за учёных, которые разработали лекарства, за инженеров, создавших машину, которая везет в больницу, за водителя, который ее ведёт.
И вдруг слова о том, что благодарение нужно нам самим как лекарство я услышала по-новому. Еще мне понравилась идея каждый день писать записки, за что ты благодарна, и складывать в коробочку. А в моменты печали доставать их и читать. Много-много бумажек.
После записи программы я ехала домой полная решимости начать благодарить Господа не в общем, а конкретно. Вечером на молитве стала перечислять, что именно вызывало у меня чувство благодарности. Получилось долго и эмоционально.
Внимание концентрировалось не на том, что беспокоило, что не нравилось, как прежде, а на хорошем. Как много, оказывается, у меня в жизни хорошего! В десятки, нет, в сотни раз больше негативного. Прежде никогда не проговаривала себе, что именно так прекрасно в моем мире. Молитва наполнилась новыми словами.
На следующий день случились неприятности, и я попробовала поблагодарить Бога за них! Сердце наполнила радость! Благодарение помогло принять эти обстоятельства как дар Божий, как лучшее, что могло со мной произойти. Ведь Бог всегда дает нам лучшее из всех вариантов. Благодарность породила смирение!
В последующие дни, когда появлялась тревога, что что-то пойдет не по моему плану, начинала благодарить. И ясно осознавала, что произойдет только самое полезное. Ведь каждую деталь моей жизни Господь контролирует.
В какой-то из дней я разозлилась на опоздание курьера. Но начала благодарить за это Бога. Гнев мгновенно прошел. Перевела чаевые курьеру. Мне так легко на душе. Пусть и другому человеку станет полегче. Наверняка он устал ездить по району на велосипеде.
К концу недели эксперимента поняла, что благодарность — универсальное решение и действительно — лекарство для души! Благодаря Бога, ощущаешь его промысл во всех обстоятельствах жизни.
Печаль превращается в радость, тревога в спокойствие, гнев в сострадание, жадность в щедрость, лень в желание делать добрые дела. Перечислять можно долго.
Теперь при малейших признаках потери мира в душе я хватаюсь за благодарность. И этот вид молитвы так прекрасен! Слава Тебе, Господи! И дальше — сладкие минуты благодарения, упования и доверия!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
«Прабабушкины штуки»

Фото: PxHere
Каждое субботнее утро я встаю пораньше и иду на кухню. Пока муж и дочь спят, я завариваю себе кофе и читаю. Сегодня снова суббота, поэтому ароматный напиток уже в кружке, а в руках старая книга — «Два капитана», которую я так любила в детстве. Перелистываю очередную страницу и обнаруживаю записку с рецептом, пожелтевшую со временем.
Читаю: «Ро-га-лики»... В памяти сразу всплыли закрученные полоски теста с грецкими орехами и мармеладом внутри. Да это же рецепт моей бабушки! Ну точно, мама же говорила, что это была бабулина любимая книга. А что, если приготовить рогалики прямо сейчас? Быстро нахожу дома нужные ингредиенты. Прекрасно! У меня есть всё, чтобы восстановить вкус детства.
Процесс так увлекает меня, что я не замечаю, как на кухню входит моя семилетняя дочь Полина. В этот момент я уже раскатываю тесто.
— Доброе утро, Поля! — говорю дочери и предлагаю ей помочь мне. Она с радостью соглашается. И пока мы раскладываем начинку и придаём тесту нужную форму, я рассказываю ей о том, какой была моя бабушка. За тёплыми, душевными разговорами и работа спорится. Вскоре мы отправляем противень с рогаликами в духовку.
— Что это за потрясающий запах? — спрашивает муж, заходя на кухню, зевая и потягиваясь.
— Папа, скоро будет готово! — отвечает ему Полина и уточняет — Это прабабушкины штуки.
Садимся пить чай с рогаликами. Я присыпала их сахарной пудрой и ванилью. Так делала бабуля. Выпечка удалась на славу. Единогласно решаем печь «прабабушкины штуки», как можно чаще.
За столом муж и дочка просят рассказать ещё что-нибудь про мою бабулю. Утро наполняется светлыми воспоминаниями из моего счастливого детства.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема