
Деян., 25 зач., X, 21-33.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Событие, о котором рассказывается в только что прозвучавшем отрывке, имеет свою предысторию. В городе Кесария находился штаб римской военной администрации в Палестине. Здесь был расквартирован легион, в котором и проходил свою службу сотник по имени Корнилий. Писание говорит, что он был богобоязненным человеком. То есть, не следовал языческим традициям своих единоплеменников и почитал Бога Израиля. Тем не менее, Корнилий не был обрезан, и для религиозных иудеев того времени его отношения с Творцом были неполноценными. В религиозном отношении он был для них человеком второго сорта. Христианская община первоначально состояла из евреев, которые, несмотря на то, что верили во Христа как Бога, придерживались во многом ветхозаветных обрядов. А потому они также очень скептически относились к иноплеменникам. Не случайно между ними возник даже спор, можно ли крестить необрезанных, или сначала человек должен быть обрезан по закону Моисея, и лишь потом принимать христианское крещение? К этому Корнилию Господь и посылает Петра. Для того, чтобы приготовить его к этому, Он показывает ему видение: трижды к нему с неба спускалось широкое полотно, наполненное нечистыми животными, то есть, теми, которые запрещены религиозным законом для употребления в пищу, и был голос: заколи и ешь, то, что Бог посчитал чистым не может быть нечистым. После этого видения Петр идет в Кесарию и без всяких сомнений крестит Корнилия и всех его домашних.
Сегодня открывается еще одна деталь этой истории. Упоминается, что Петр гостил «в доме кожевника Симона при море». Из этой небольшой подробности мы узнаем, что Петр еще до чудесного явления уже отчасти отступил от иудейского образа мышления. Дело в том, что кожевник — человек, который работает с забитыми животными. А по этой причине перед лицом религиозного закона он всегда нечисты. По этой причине Симон был вынужден жить на окраине города около моря. Правоверный иудей никогда не будет общаться с таким человеком, тем более не воспользуется его гостеприимством. Однако Петр уже тогда начинает понимать, что Христос и та любовь, которую Он проповедует, выше всех этих мелочных ритуальных запретов и предписаний. Он стирает границы между людьми и призывает в Свою Церковь всякого человека, кто чистосердечно откликнется на Его Евангелие. Видимо осознание этой важной истины постепенно формируется в сознании Петра. Видение полотна с нечистыми животными — последняя капля, словно печать свыше, которой Сам Бог скрепляет этот новый опыт апостола.
Это очень важный момент. В православном богословии есть такое понятие как синергия, то есть сотрудничество Бога и человека. Господь не будет Сам полностью решать за нас все наши проблемы. Он не будет насильственно вторгаться в нашу жизнь. Он терпеливо ждет, когда в человеке и вокруг него возникнут все необходимые предпосылки, чтобы можно было восполнить все это Своим ответом. Словно поставить печать на нашем опыте. Удостоверить нас, что мы шли по верному пути. Поэтому не будем унывать, если мы не можем пока получить ответы на вопросы, которые кажутся нам принципиально важными. Если мы стараемся вести внимательную жизнь, посвящать свои мысли, чувства и поступки Богу, исполняем Его Евангелие, любая наша мысль, наше чувство, наше дело, в свое время обязательно будут восполнены силой божественной благодати.
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Протоиерей Алексий Ботвинников
Гостем программы «Делатели» был руководитель приюта для бездомных в селе Хреновое в Воронежской области протоиерей Алексий Ботвинников.
Наш гость рассказал, как от кормления бездомных он пришел к созданию приюта для них, где уделяется внимание не только физическому здоровью подопечных, но также происходит и их духовное окормление. Отец Алексий поделился различными историями тех, кто оказался без крыши над головой: как они попадали в приют, с какими сложностями могли там столкнуться, как проходит жизнь подопечного в стенах приюта.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели