
Деян., 19 зач., VIII, 18-25.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — одно из интереснейших столкновений двух совершенно противоположных типов религиозного сознания — магического и теистического. Симон Волхв — которого также называют «отцом всех ересей» — был потрясён, увидев, какой духовной силой обладает апостол Филипп, и, вполне в логике магизма, захотел получить такую же духовную власть. Он даже принимает крещение от апостола — но, увы, так и не достигает желанного результата. Тогда он — опять-таки вполне соответствуя магическому сознанию — предлагает апостолом сделку: он им — приличную сумму денег, они ему — дар Духа Святого. Ответ апостола удивительно прост и глубок: дар Божий даётся не за деньги, а ради чистоты жизни и праведности сердца. Если душа — мрачна, никакие ни деньги, ни религиозные обряды не в состоянии помочь. И, как мы знаем из истории Древней Церкви, дальнейшая судьба Симона была драматична: его заигрывания с духовными силами хоть и были временами весьма эффектны, но в итоге привели его к позорной и страшной смерти.
В чем же заключается основное различие магизма и Богооткровенной религии? В том, что для магизма духовный мир — не более, чем инструмент для достижения своих целей. Но там, где появляется Бог — такой подход становится абсолютно невозможным. Бога «использовать» бессмысленно — потому что такое «потребительское» отношение к Нему низводит его в разряд каких-то третьестепенных служебных духовных сил. А всё же Бог, о котором говорит Писание — «небеса сотворил» — и, как мы знаем, этих небес в космосе — видимо-невидимо... И вот что самое удивительное: этот Самый Бог, вполне целостный, гармоничный, ни в чём не испытывающий нужды или недостатка, Сам вступает в отношения с человеком, затерявшемся на крошечной Земле — и более того: называет его Своим Возлюбленным Сыном — вводит его в Свой мир не как жалкую и бесправную пылинку мироздания — но как Своего Наследника и Соправителя! Толкуя молитву «Отче наш», преподобный Исаак Сирин пишет: «Сын уже не просит у отца хлеба, но домогается наибольшего и высшего в доме отца своего!» Вот она, разница между магизмом и христианством: магизм живёт в страхе, ведь кругом — опасности, притаившиеся беды, нежданные напасти — и за каждый кусок хлеба надо чем-то расплачиваться! А христианин воспринимает окружающий его мир принципиально иначе: этот мир — хоть и подпорчен грехом — но в целом несёт в себе отражение Небесного Отца — и совершенно любое дело, действие, мысль, переживание — могут радовать душу, потому что снова и снова будут возвращать нас к любимому Родителю! И про нашу безопасность, конечно же, Он позаботится куда лучше нас самих! Да и голодными Своих любимых детей тоже не оставит!
Как же важно помнить о Боге как Отце, особенно тогда, когда очень сильно хочется выскочить тайком с чёрного хода, чтобы самому, помимо воли Отца, всё поразузнавать! Ведь может и выскочишь — а вот обратно, скорее всего, уже и не вернешься: двери затворятся, и останешься вне родного Дома, вместе с Симоном Волхвом, колдунами, магами, шаманами — всеми теми, для кого этот Дом — вражеская территория!...
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер