Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

Деян., 8 зач., III, 11-16 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

Деян., 8 зач., III, 11-16

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Думаю, практически каждый человек попадал в ситуацию, в которой ему так и хотелось сказать уничтожающую фразу: «А ведь я тебе говорил...». В этих словах звучит столько превозношения, столько эгоизма и желания показать, что ты умнее другого... И самое главное, очень часто они лишают человека всякой надежды изменить или улучшить сложившуюся ситуацию. Но как стоит вести себя христианину, когда обстоятельства подталкивают его к тому, чтобы повести себя именно так? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 3.

11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 

15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

Почему человеку не нравится, когда ему делают замечания? Сегодня психологи могут объяснять это по-разному, но с библейской точки зрения всё очевидно. Человек был сотворён по образу Божию, расположенным к любви и доверию. В греховном порыве, обратившись к древу познания добра и зла, первые люди возомнили себя богами, знающими добро и зло, хотя внутренне понимали, что они узурпаторы, воры и обманщики. Именно поэтому, когда Бог обращается к ним, они бегут от Него и прячутся за деревьями рая. Он открыт к Ним и любит их, но они внутренне знают свою неправоту и бегут от Него. И этот страх распространяется в жизни людей на всё — доброе и злое. Прошли тысячи лет, но и сегодня, когда нам делают замечания, мы, как существа падшие и испорченные грехопадением, не доверяем тем, кто перед нами и ощущаем в их словах угрозу. Угрозу не просто нашим действиям, но угрозу нашему бытию, нам самим. Когда мы занимаемся каким-то делом, для нас бывает вполне естественно, спросить совета у того, кто, по нашему мнению, лучше знает. Но тут мы внутренне остаёмся хозяевами положения. А вот если нам дают непрошенный совет, делают замечание или, что уж совсем тяжело, обличают, в нас всё внутренне восстаёт и мы противимся. Конечно, кому-то воспринимать комментарии в адрес своего поведения легче, кому-то труднее, но так или иначе в замечаниях и обличениях мы чувствуем угрозу.

В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как хромой человек, исцелённый Петром и Иоанном, привлёк к себе внимание тех, кто привык видеть его убогим нищим, лежащим у входа в храм. Объясняя произошедшее, апостолы прямо сказали спрашивающим, что хромой воскрешён силой Того, от Кого вопрошающие отреклись и в конце концов даже убили, выпросив себе вместо Него разбойника Варавву. Сегодня мы не любим, когда нам делают замечания, но ведь некоторые из них буквально спасают нам жизни. Можно сколько угодно злиться и возмущаться, но инструктор в автошколе, специалист по технике безопасности на заводе, врач в больнице делают нам замечания, чтобы обезопасить нашу жизнь. Апостолы поступают схожим образом. Они не пытаются обойти острые углы и прямо говорят своим соотечественникам, что Мессию, который к ним пришёл от Бога, они убили. Без этой прямоты, без честного разговора о произошедшем, иудеи попросту бы их не поняли. Однако в рассказе апостолов, кроме обличения, есть ещё явное указание на исцеляющую силу веры в распятого и воскресшего Христа. И это указание даёт слушающим надежду на исправление. Это главное, что должно отличать христианина. Критика с его стороны, насколько бы обоснованной она ни была, не может быть уничижающей и всегда должна указывать путь к возможному исправлению.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем