Деян., 48 зач., XXV, 13-19.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Истории свойственно проходить через схожие этапы, повторяться частично или даже полностью. Гонения, которым совершенно необоснованно подвергались христиане в древности, как волны, накатывали на Церковь и впоследствии. О причинах преследований и логике гонений повествует отрывок из 25-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Апостол Павел оказался в заключении по ложному навету иудейских законников. Сами они не могли держать святого в тюрьме и, тем более, казнить его. Поэтому фарисеи и иные религиозные вожди древней Иудеи решили использовать ту же схему, что уже была ими опробована в случае со Христом. Члены Синедриона, религиозного суда и высшего органа управления древнего Израиля, потребовали у римской власти разобраться с Павлом.
Но имперские правители Иудеи — сначала Феликс, затем Порций Фест — наученные опытом предшественников, постарались максимально затянуть рассмотрение дела. Они не отпускали Павла на свободу, чтобы не злить Синедрион, но и выносить приговор не собирались. Ведь понимали — Павел, если и виноват в чём-то, то точно не перед лицом империи. Но подобное положение дел долго длиться не могло. Рано или поздно решение необходимо было принять.
Удобной возможностью разрешить ситуацию стал приезд в гости к Порцию Фесту Ирода Агриппы, внука Ирода Великого. Римский чиновник разделил с вассальным правителем ответственность за судьбу Павла, отправив того в Рим для дальнейшего разбирательства. Такой вариант стал возможен ещё и потому, что Павел напомнил обвинителям о своём общественном статусе — апостол имел имперское гражданство.
Беззаконное судилище, которое пытались устроить над Павлом его недруги, напоминает страницы недавней истории нашей страны. В прошедшем веке множество служителей и прихожан Православной Церкви преследовались безбожной властью. Обвинители не могли открыто признать, что наказывают верующих за их убеждения, что ненавидят Христа, а потому убивают Его учеников. Подобное поведение выглядело бы странным, никак не сочетающимся с репутацией атеизма как предельно логичной, рациональной идеологии. Потому и придумывались разного рода поводы и обвинения, не имевшие прямого отношения к вере.
Но богоборческий характер гонений на Церковь в Советском Союзе невозможно было скрыть. Несмотря на смиренное принятие иерархами новых политических условий, на произнесение слов лояльности со стороны высшей церковной власти, преследования продолжались. Ведь в корне лежала ненависть — ко Христу и Его наследию. Данный исторический урок нельзя забывать, при этом не испытывая ответной ненависти к гонителям. Просто верующим в Господа Иисуса нужно, с одной стороны, благодарить Бога за мирные времена, а с другой — быть внутренне готовыми к тому, что всё может измениться. И правда Господня в очередной раз столкнётся с дьявольскими ложью и злобой. Но тот, кто находится на стороне Христа, всё равно победит! Ведь не в силе Бог, а в правде.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











