Деян., 48 зач., XXV, 13-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Истории свойственно проходить через схожие этапы, повторяться частично или даже полностью. Гонения, которым совершенно необоснованно подвергались христиане в древности, как волны, накатывали на Церковь и впоследствии. О причинах преследований и логике гонений повествует отрывок из 25-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Апостол Павел оказался в заключении по ложному навету иудейских законников. Сами они не могли держать святого в тюрьме и, тем более, казнить его. Поэтому фарисеи и иные религиозные вожди древней Иудеи решили использовать ту же схему, что уже была ими опробована в случае со Христом. Члены Синедриона, религиозного суда и высшего органа управления древнего Израиля, потребовали у римской власти разобраться с Павлом.
Но имперские правители Иудеи — сначала Феликс, затем Порций Фест — наученные опытом предшественников, постарались максимально затянуть рассмотрение дела. Они не отпускали Павла на свободу, чтобы не злить Синедрион, но и выносить приговор не собирались. Ведь понимали — Павел, если и виноват в чём-то, то точно не перед лицом империи. Но подобное положение дел долго длиться не могло. Рано или поздно решение необходимо было принять.
Удобной возможностью разрешить ситуацию стал приезд в гости к Порцию Фесту Ирода Агриппы, внука Ирода Великого. Римский чиновник разделил с вассальным правителем ответственность за судьбу Павла, отправив того в Рим для дальнейшего разбирательства. Такой вариант стал возможен ещё и потому, что Павел напомнил обвинителям о своём общественном статусе — апостол имел имперское гражданство.
Беззаконное судилище, которое пытались устроить над Павлом его недруги, напоминает страницы недавней истории нашей страны. В прошедшем веке множество служителей и прихожан Православной Церкви преследовались безбожной властью. Обвинители не могли открыто признать, что наказывают верующих за их убеждения, что ненавидят Христа, а потому убивают Его учеников. Подобное поведение выглядело бы странным, никак не сочетающимся с репутацией атеизма как предельно логичной, рациональной идеологии. Потому и придумывались разного рода поводы и обвинения, не имевшие прямого отношения к вере.
Но богоборческий характер гонений на Церковь в Советском Союзе невозможно было скрыть. Несмотря на смиренное принятие иерархами новых политических условий, на произнесение слов лояльности со стороны высшей церковной власти, преследования продолжались. Ведь в корне лежала ненависть — ко Христу и Его наследию. Данный исторический урок нельзя забывать, при этом не испытывая ответной ненависти к гонителям. Просто верующим в Господа Иисуса нужно, с одной стороны, благодарить Бога за мирные времена, а с другой — быть внутренне готовыми к тому, что всё может измениться. И правда Господня в очередной раз столкнётся с дьявольскими ложью и злобой. Но тот, кто находится на стороне Христа, всё равно победит! Ведь не в силе Бог, а в правде.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Всему свое время. Яна Зотова
Наверное, многие знают, что некоторые песнопения великих праздников поются еще какое-то время после самого дня празднования. В пасхальные дни, например, вместо «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» в определенных местах службы мы поем тропарь «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
И вот, в один из таких моментов на службе я поймала себя на том, что восторженное чувство при пении этих слов немного ослабло. В сам праздник эти слова так сильно волновали, что иногда даже трудно было сохранить ровность звука из-за подступающих слез. Торжество победы воскресшего Христа, скорбь страстной недели и окончание Великого поста соединялись в одно большое чувство счастья.
Но постепенно, служба за службой я привыкла к этой радости, и ощущение счастья понемногу ослабело.
Пришло время отдания праздника и, готовясь к очередной службе, я стерла ластиком мою карандашную отметку «поем пасхальный тропарь» на полях в сборнике текстов и нот службы для певчих — ведь с этого дня по церковному уставу уже не поется «Христос воскресе». Стало немного жаль. Но все же продумано великими святыми, и в каждом правиле устава заложен определенный смысл.
Думаю, мы не поем все 365 дней в году эти слова, а лишь в светлую пятидесятницу, чтобы к следующей весне, к следующей Пасхе накопить сильное желание произнести этот наиважнейший текст! И снова каждое слово из тропаря «Христос Воскрес» будет таким долгожданным, захочется петь и повторять снова и снова!
Возможно, это только мои ощущения. Пасхальная радость — то, что вообще-то должно быть с нами всегда! Только вот по немощи моей человеческой не выходит. И я, закрывая сборник текстов с Пасхальными песнопениями, уже начинаю ждать следующей весны! Когда снова возрадуюсь, восклицая «Христос Воскресе!»
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Влиять на мнение о христианах. Елизавета Берназ
Я в храме с детства. Сталкивалась с разными мнениями о христианах. Когда я училась в православный гимназии все знакомые мамы относились к этому скептически, утверждали, что никаких знаний там я не смогу получить! Или. Когда у мамы появлялись новые неверующие знакомые, они, глядя на меня, удивлялись, что православные, оказывается, могут улыбаться, а не ходить вечно хмурыми. Одна женщина упрекнула мою маму сказав, что верят в Бога и в храм ходят одни глупые и необразованные люди. И тогда я решила, что должна что-то с этим сделать! Я должна постараться улучшить мнение о православных, но только как?
Решила, что буду изучать Священное писание, искать аргументы, чтоб в споре доказывать свою правоту... Увы, из попыток рассказывать о вере у меня всегда получался спор. Только вот споры никогда ни к чему хорошему не приводили. Лишь обиды, раздражение... Я долго думала, что же мне делать, и вдруг поняла!
Чтобы разрушить стереотипы о православии нужно просто быть хорошим человеком! Самым простым хорошим человеком, таким как это понимают даже невоцерковленные люди! Любить ближних, хорошо относится к людям, не обманывать, жить по любви, не ссорится, миром решать конфликты.
Постой! Ничего не напоминает этот перечень харакетристик? — вдруг спросила я себя. Это же все и есть суть христианства!
Чтобы разрушить плохие стереотипы о православии христианину просто нужно быть настоящим христианином! Жить по заповедям! Не стараться со всеми спорить и доказывать свою правоту, а действовать иначе! Являть собою любовь, насколько я это могу с Божьей помощью!
Ведь если я буду со всеми вступать в спор и доказывать свою правоту, оперируя сложными догматическими терминами, вряд ли это принесет добрый плод.
В Евангелии мы читаем: «по тому все узнают, что вы мои ученики, что вы имеете любовь между собою».
И тогда я поняла, что вот эту любовь я должна проявлять ко всем людям, и только благодаря этой любви мнение о православных может улучшиться.
Сам Господь на заповедал поступать именно так. В Евангелии от Матфея сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
Благодатное состояние души. Мария Чугреева
Насколько важно, чтобы в тот момент, когда ты пишешь песни о Боге, статьи, картины, быть в благодатном состоянии души. Я знала семью иконописцев, которые постились, часто исповедовались, причащались, жили духовной жизнью. Они говорили, что по-другому нельзя. Без чистоты души, без внутреннего света ничего во славу Божию сделать невозможно.
У меня случались недели и даже месяцы, когда я не могла написать ни строчки. Все, что происходит в творчестве я связываю только с Богом. Именно Господь посылает нам такие дары, как красивые мелодии, удачные рифмы, наполненные смыслом фразы, яркие образы...
Невозможно писать о добром и светлом, если в душе злоба, обида, раздражение... Если нет радости, если ты в смятении и твое внутреннее состояние напоминает походку человека, идущего по незнакомой местности в полной темноте. Он в страхе не видит дороги, на что-то натыкается и судорожно ищет источник света... Невозможно без благодарности Создателю написать ни строчки. Все, что делают творческие люди должно быть написано во славу Божию. И в этом я вижу огромную ответственность перед Богом и людьми.
Потому что за все, что тебе дано Господь обязательно спросит. И за каждое слово, тем более вынесенное в публичное пространство, придется ответить. Талант от Бога, но не все используют талант ради славы Божией. И часто Господь открывает таланты совершенно неожиданным, промыслительным образом. Недавно я сподобилась познакомиться с замечательным художником, он пишет храмы. И кто не знает его историю вряд ли мог бы догадаться, что этот человек страдал тяжелой алкогольной зависимостью, но очень хотел избавиться от нее. Господь услышал молитвы и послал ему для духовной поддержки двух священников, они тоже усиленно молились, помогали ему и он стал писать картины на христианскую тему, хотя никогда прежде живописью не занимался. Он сам был удивлен и потрясен тем, что с ним произошло.
Так Господь явил чудо через него! Эта история еще раз позволила мне убедиться в том, что талант — это исключительно дар от Господа, и это то, что накладывает на нас ответственность за каждое слово, каждый рисунок, каждую мелодию.. Согласно православному вероучению, каждый человек призван творить, потому что создан по образу и подобию Бога Творца. Человек как и Господь способен своим творчеством преображать мир, делать его лучше. Но созидание возможно только тогда, когда человек творит в единстве с Богом. Если этого не происходит, то эффект от любого произведения будет обратным — оно будет работать на разрушение. Поэтому, человек должен и внутренне совершенствоваться и создавать то, что будет преумножать и прославлять созданное Творцом. Помоги нам в этом, Господь!
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение