
Деян., 47 зач., XXIII, 1-11.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Имеет ли право христианин защищать себя от ложных обвинений? Согласитесь, вопрос не простой, поскольку касается темы смирения — одной из главных христианских добродетелей, которая основывается на самоограничении и даже ущемлении желаний, потребностей. И тут есть, над чем порассуждать. А поможет нам в этом отрывок из 23-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня на утреннем богослужении. Давайте послушаем.
Глава 23.
1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
Апостол Павел оказывается перед иудейским судом, так называемым Синедрионом. Павел понимает, что друзей или хотя бы сторонников у него в этом собрании нет. Но, тем не менее, стремится выразить свою позицию, показать и доказать, что ни в чём перед ветхозаветной традицией не виновен. Оправдательную речь Павла прерывает первосвященник Анания. Он бьёт апостола по лицу. А тот произносит в адрес ветхозаветного служителя слова, которые кроме как дерзостью и назвать сложно.
Павел даже называет Ананию «стеной подбелённой». В переводе на понятный язык — хорошо одетым, но непроходимым глупцом. Когда Павлу указывают, что он вообще-то говорит с первосвященником, апостол не извиняется, не берёт своих слов назад, но ещё более усиливает критику. И слова апостола — «я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоём не злословь» — это никакое не извинение.
Так Павел даёт понять, что он в курсе биографии Анании. Тот действительно был когда-то первосвященником, потом лишился своего места и оказался в ссылке. А теперь он вернулся и незаконно объявил себя главой Синедриона. Проявляет ли Павел греховную дерзость, ведёт ли себя не смиренно? Не без этого. Но он в данный момент не столько защищает себя, сколько в своём лице Церковь. Апостол понимает, что если допустит в свой адрес обвинение в богохульстве, то по тому же поводу подвергнут гонениям иных христиан. Потому и сопротивляется святой всем укорам в свой адрес. Не склоняет перед ними смиренно голову.
Павел затем проявляет изрядное остроумие. Заявляет, что его вообще-то судят за то, что он верит в воскресение мёртвых. Что в общем-то было правдой. Павел верил в воскресение Христа. Просто не стал дополнительно уточнять детали. Оказалось, что в Синедрионе есть две враждующие партии. Были фарисеи, верившие в бессмертие человеческой души. А были саддукеи, данного представления не разделявшие. Между фарисеями и саддукеями началась ссора, потом драка. И все про Павла забыли. Святого увели назад в тюрьму, где Бог приободрил и утешил гонимого апостола, поведав ему — в Иерусалиме жизнь святого не закончится. Ему ещё предстоит проповедовать в Риме. И много потрудиться над тем, чтобы в столице выросла и окрепла полноценная поместная Церковь.
Прозвучавший отрывок учит нас ответственности не только за собственную жизнь, но и за жизнь окружающих. В Церкви мы не имеем права быть одиночками. Мы призваны помогать и защищать тех, кто находится рядом. Потому, когда обижают другого, не стоит смиренничать. Нужно встать на защиту слабого. А ещё мы можем защитить собственное достоинство. Прежде всего тогда, когда, оскорбляя нас лично, обидчики, на самом деле, злословят в нашем лице Бога и Церковь. И проявлением смирения в данном случае будет дать подобным обвинениям и людям уважительный, но решительный ответ. Указать им на неправоту и недопустимость такого поведения. Как и поступил апостол Павел на заседании Синедриона.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы в жизни ребят из детских домов случались позитивные перемены

Артём вырос в детском доме. Там он начал увлекаться футболом, но возможности развиваться в спорте у него не было. И только когда Артём стал выпускником и покинул стены учреждения, он исполнил свою мечту. Парень присоединился к футбольной команде, созданной ярославским фондом «Спасибо». Проект уже десять лет помогает ребятам, лишённым родительской опеки, адаптироваться к взрослой жизни. Кроме этого, фонд организует для подопечных возможность развивать свои таланты, в том числе в спорте.
Артём, как и многие выпускники, тоже столкнулся с трудностями в самостоятельной жизни. Фонд «Спасибо» поддержал его в трудный момент, помог решить бытовые вопросы и пригласил в свою футбольную команду, чему парень очень обрадовался. Там он встретил близких по духу ребят. Благодаря регулярным тренировкам Артём обрёл полезные навыки, стал более ответственным и уверенным в себе. В его жизни произошли позитивные перемены – он устроился на работу, у него появились стремления и цели.
Вы можете поддержать проекты фонда «Спасибо» и ребят из детских домов. Чтобы у них была возможность развивать свои таланты, становиться самостоятельнее, увереннее и выбирать правильный путь. Для этого переходите на сайт фонда «Спасибо» и cделайте любой благотворительный взнос. Также есть возможность помочь ребятам другим способом: передать для них вещи и обувь, организовать экскурсию, мастер-класс или другое интересное и полезное событие.
Связаться с сотрудниками фонда: +7 (4852) 66-25-10, info@bfondspasibo.ru.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Филарет Московский». Артём Малышев

У нас в студии был преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Артём Малышев.
Разговор шел жизни, служении и богословских трудах святителя Филарета Московского.
Этой программой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Культура как способ разговора о вере». Игумен Лука (Степанов)

У нас в гостях был настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в Рязанской области, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета отец Лука, игумен, монах (Степанов).
Мы говорили о том, как через культуру можно говорить с современными молодыми людьми о вере и нравственных ценностях.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер