Деян., 47 зач., XXIII, 1-11.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Имеет ли право христианин защищать себя от ложных обвинений? Согласитесь, вопрос не простой, поскольку касается темы смирения — одной из главных христианских добродетелей, которая основывается на самоограничении и даже ущемлении желаний, потребностей. И тут есть, над чем порассуждать. А поможет нам в этом отрывок из 23-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня на утреннем богослужении. Давайте послушаем.
Глава 23.
1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
Апостол Павел оказывается перед иудейским судом, так называемым Синедрионом. Павел понимает, что друзей или хотя бы сторонников у него в этом собрании нет. Но, тем не менее, стремится выразить свою позицию, показать и доказать, что ни в чём перед ветхозаветной традицией не виновен. Оправдательную речь Павла прерывает первосвященник Анания. Он бьёт апостола по лицу. А тот произносит в адрес ветхозаветного служителя слова, которые кроме как дерзостью и назвать сложно.
Павел даже называет Ананию «стеной подбелённой». В переводе на понятный язык — хорошо одетым, но непроходимым глупцом. Когда Павлу указывают, что он вообще-то говорит с первосвященником, апостол не извиняется, не берёт своих слов назад, но ещё более усиливает критику. И слова апостола — «я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоём не злословь» — это никакое не извинение.
Так Павел даёт понять, что он в курсе биографии Анании. Тот действительно был когда-то первосвященником, потом лишился своего места и оказался в ссылке. А теперь он вернулся и незаконно объявил себя главой Синедриона. Проявляет ли Павел греховную дерзость, ведёт ли себя не смиренно? Не без этого. Но он в данный момент не столько защищает себя, сколько в своём лице Церковь. Апостол понимает, что если допустит в свой адрес обвинение в богохульстве, то по тому же поводу подвергнут гонениям иных христиан. Потому и сопротивляется святой всем укорам в свой адрес. Не склоняет перед ними смиренно голову.
Павел затем проявляет изрядное остроумие. Заявляет, что его вообще-то судят за то, что он верит в воскресение мёртвых. Что в общем-то было правдой. Павел верил в воскресение Христа. Просто не стал дополнительно уточнять детали. Оказалось, что в Синедрионе есть две враждующие партии. Были фарисеи, верившие в бессмертие человеческой души. А были саддукеи, данного представления не разделявшие. Между фарисеями и саддукеями началась ссора, потом драка. И все про Павла забыли. Святого увели назад в тюрьму, где Бог приободрил и утешил гонимого апостола, поведав ему — в Иерусалиме жизнь святого не закончится. Ему ещё предстоит проповедовать в Риме. И много потрудиться над тем, чтобы в столице выросла и окрепла полноценная поместная Церковь.
Прозвучавший отрывок учит нас ответственности не только за собственную жизнь, но и за жизнь окружающих. В Церкви мы не имеем права быть одиночками. Мы призваны помогать и защищать тех, кто находится рядом. Потому, когда обижают другого, не стоит смиренничать. Нужно встать на защиту слабого. А ещё мы можем защитить собственное достоинство. Прежде всего тогда, когда, оскорбляя нас лично, обидчики, на самом деле, злословят в нашем лице Бога и Церковь. И проявлением смирения в данном случае будет дать подобным обвинениям и людям уважительный, но решительный ответ. Указать им на неправоту и недопустимость такого поведения. Как и поступил апостол Павел на заседании Синедриона.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







