
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 46 зач., XXI, 26-32.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых», — эти слова принадлежат апостолу Павлу. Павел, еврей по национальности, много проповедовал среди язычников, говоря им только о Христе и не навязывая ветхозаветной религии. За что (в каком-то смысле) и поплатился. Об этом повествует читаемый сегодня утром во время богослужения отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем.
Глава 21.
Итак. Апостола Павла обвиняют в Иерусалиме в предательстве веры. Великого святого толпа разъярённых иудеев сначала хватает, а затем начинает избивать. В чём состояла причина подобной расправы? Враги апостола набрасываются на него, поверив в ложный слух, что Павел якобы совершил богохульство и привёл на территорию Иерусалимского храма — в священное место — язычника. Для достоверности называлось даже имя этого язычника — Трофим из Эфеса.
Такой человек действительно существовал. Это святой Трофим, принадлежащий к числу так называемых 70 апостолов. Он когда-то был язычником, а потом стал христианином. И, конечно же, на территории Иерусалимского храма он не бывал. Поскольку и Трофим, и Павел с уважением относились к ветхозаветной традиции. И не желали оскорблять религиозных чувств иудеев. Трофим был христианином, но не был обрезан. Потому в Иерусалимский храм ему вход был воспрещён. И он, повторюсь, не собирался данный запрет нарушать. Таким образом, повод для избиения Павла представляется надуманным.
Но почему же в ложные слухи поверили? Потому что святой Павел руководствовался поручением апостольского собора и, проповедуя язычникам, не принуждал их исполнять ветхозаветных обрядов. Христиане из язычников должны были воздерживаться только от пищи, посвящённой идолам, питья животной крови и так называемой удавленины. Иными словами — мяса животного, убитого через удушение. В большинстве случаев не ради извращённого кулинарного искусства, а ради магических практик. Считалось, что с кровью животного язычник якобы может получить силы и способности этого животного.
Но вернёмся к апостолу Павлу. Нарушал ли он сам иудейские обряды и правила? Скорее всего, нет. Ведь иначе бы странным выглядел укор Павла в сторону апостола Петра, который то ел некошерное, то не ел — в зависимости от окружения, в котором он находился. Павел называл подобное поведение лукавством. Тем не менее, апостол много общался с язычниками. А потому с точки зрения иерусалимских законников выглядел осквернённым. Павлу даже пришлось пройти обряд очищения, но он, как мы уже знаем, святому не помог. Апостол стал для столичных соплеменников врагом и предателем.
Что значит для нас пример святого Павла? На самом деле, многое. Прежде всего, мы видим, как не в теории, а на практике выглядит мудрая проповедь евангельского учения Христа. Как можно, соблюдая дорогие для себя религиозные принципы, не навязывать лишнее и чуждое, другим. Как можно отличать главное от второстепенного. И в отношении главного быть крепким и стойким, а во второстепенном проявлять не равнодушие или дурной либерализм, а милосердие и понимание. Будем же просить у Бога мудрости, которой он наделил апостола Павла, чтобы проповедуя Христа разным людям, не терять себя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.