Деян., 43 зач., XX, 7-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В околоцерковном фольклоре есть такая поговорка: «Велеречивый проповедник — крест для паствы», её можно немного перефразировать и сделать более понятной плохо знакомым с церковнославянским языком людям: «Многословный проповедник — мучение для паствы». Действительно, проповедник, который, начав проповедь, никак не может её закончить, который добавляет всё новые и новые темы в свою речь, — это беда, регулярно слушать такого человека весьма непросто. В семинариях будущих священников учат не быть такими проповедниками. Правда, есть одно исключение: много и долго говорить можно при условии, что проповедник способен творить те чудеса, которые творил апостол Павел, и об одном из которых мы можем прочитать в 20-й главе книги Деяний святых апостолов. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 20.
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
С самых первых дней исторического бытия Христовой Церкви христиане почитают день Христова Воскресения — «первый день недели» по счёту книги Деяний или же седьмой день недели по нашему современному счёту, в этот день мы всеми силами стараемся посетить храм и приобщиться Телу и Крови Христовых. Если же какой-то христиан не ощущает в себе такого стремления, то древние церковные правила задают ему крайне неприятный вопрос: а точно ли он христианин, может, ему стоит как-то уточнить и скорректировать свою самоидентификацию?
События только что прозвучавшего рассказа книги Деяний происходили в воскресный день: люди собрались ради воспоминания Тайной вечери, Страданий, Смерти, Воскресения, Восхождения на Небеса и Второго Пришествия Спасителя, совершив евхаристическую трапезу, христиане не стали расходиться, они пребывали вместе ради поучений апостола Павла. Конечно, апостол Павел никого не принуждал себя слушать, люди делали это лишь по стремлению к совершенству в вере. Однако плоть есть плоть, и мы далеко не всегда способны противостоять её требованиям, особенно же непросто это делать в юности, и нет ничего удивительного в том, что молодой человек уснул, как нет ничего удивительного и в его дальнейшем падении из окна.
Конечно, собравшиеся не были бездушными роботами, а потому их очень встревожило случившееся, упавший юноша вряд ли мог бы пережить падение с высоты, но его спасло от смерти вмешательство апостола Павла, которое хоть и не классифицируется книгой Деяний как чудо, тем не менее было несомненным чудом, что и послужило причиной включения этого рассказа в книгу апостольских Деяний. Более того, здесь невозможно не заметить параллели с двумя воскрешениями мёртвых, описанными в Третьей и Четвёртой книгах Царств, эти воскрешения совершили пророки Илия и Елисей, они, как и апостол Павел, в буквальном смысле прижимались к умершим, именно это их действие стало центральным в чуде воскрешения мёртвых.
Но какой вывод можно сделать из этой истории, помимо очевидного вывода об особой благодати, данной апостолу Павлу Богом? Пожалуй, вывод здесь может быть только один, его мы можем найти в Послании к Евреям, он многим известен, однако мы склонны о нём забывать, а потому не лишним будет его повторить: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
23 ноября. О глубине милосердия Божия

В 10-й главе Евангелия от Луки есть притча о милосердном самарянине.
О глубине милосердия Божия — игумен Назарий (Рыпин).
Господь в этой притче показывает, что всякий, кого перед тобой поставил Господь промыслом Своим, это и есть твой ближний, по отношению к которому ты можешь проявить милосердие. Именно так и нужно поступать. Поэтому эта притча показывает глубину милосердия Божественного.
Святые отцы зачастую этим милосердным самарянином называют Самого Христа, Который совершил таинство Евхаристии в Своей Церкви. И эта гостиница, как есть, — образ Церкви, куда Христос приводит человека на попечение пастырей духовных, чтобы они заботились о нём. И вино, и елей — как таинства Евхаристии или освящения, которые возливаются на израненную страстями, демонами душу человека.
И нам нужно понимать, что мы должны уподобляться Христу в том, чтобы помогать тем, кто оказывается рядом с нами. Поэтому ближний — это не кровное родство, не духовное родство, а это физическая близость того, кто оказался рядом с тобой и нуждается в твоей помощи. Если ты настоящий христианин, то ты, как милосердный самарянин, с большой буквы, — Христос, должен поступать так же, являя о нём заботу, милосердие, человеколюбие и милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 ноября. О пришествии Христа ко всем народам земли
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова о Христе: «Придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те, и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе».
О пришествии Христа ко всем народам земли — игумен Лука (Степанов).
В этих словах апостол Павел кратко описал все действия Божии в отношении человечества, совершенные Им в Евангелии. Он приходит по обетованиям из ветхозаветных пророчеств, Он приходит долгожданным Спасителем мира, но не к иудеям только, к ближним Богу, но и к дальним — ко всем народам земли. Его пришествие, хоть и имеет исторические корни и географическое место определённое и связано непосредственно с Израилем, является Его долгожданной утехой и упованием, но при этом осуществляется пророчество, данное Богом самому Аврааму: «В семени твоём благословятся все племена земные».
Все выпуски программы Актуальная тема
23 ноября. О личности и трудах Михаила Погодина

Сегодня 23 ноября. В этот день в 1800 году родился историк Михаил Погодин.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Литературная гостиная Погодина и дом его видели у себя в гостях всех самых замечательных русских литераторов: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Фет, Майков. Погодин — замечательный издатель харизмы его, альманахи, в которых печатались будущие светила русской словесности.
Интересно, что первое впечатление об Александре Сергеевиче у Погодина было не то чтобы отрицательным, но и не вдохновил он его. Он назвал его вертлявым человеком, с ничего не обещающим будущим. Однако впоследствии гений Пушкина вполне был разгадан нашим издателем, и многие годы изучения русской словесности привели его к славянофильству.
Человек консервативных политических взглядов, он высказывал суждения на основании глубокого изучения западной и русской истории о том, насколько отлично было восприятие монарха, государя там и здесь. Если в Европе государя его вассалы рассматривали часто как соперника, то у восточного славянства государь — это отец нации, служение которому не за страх, а за совесть, собственно, и формировало психологию служивого человека-дворянина.
Замечательно, что дед Михаила Погодина был крепостным, а сам он, отроком живя при барском доме, знал лишь только грамоту, но его отличало неуклонное стремление к развитию, к самообразованию, так что уже в зрелые годы это был один из самых образованных и интересных в общении людей в России.
Все выпуски программы Актуальная тема







