
Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Имена двенадцати апостолов известны всем христианам, об апостоле Павле тоже знают все, а вот о семидесяти апостолах у нас совсем немного информации, ещё меньше мы знаем о более широком круге Христовых учеников, в лучшем случае, нам известны их имена. Однако и среди этого широкого круга есть те, кого само Священное Писание в некоторых своих фрагментах ставит на один уровень с апостолами Петром и Павлом. К числу таких людей относился и Аполлос, человек, который был популярен среди христиан Коринфа настолько, что некоторые из них готовы были предпочесть его и Петру, и Павлу, и даже Самому Христу (см. 1Кор. 1:12). Впервые Аполлос упоминается в 18-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Весь только что прозвучавший отрывок книги Деяний посвящён рассказу о вхождении в Христову Церковь будущего апостола Аполлоса. Из этого фрагмента мы знаем, что он был иудеем и что он был из Александрии. С одной стороны, эти два факта носят сугубо биографический характер, с другой — они дают нам возможность предположить, что Аполлос был знаком с выдающимся александрийцем, богословом и религиозным мыслителем Филоном Александрийским, возможно также, что Аполлос был его учеником. Если это так, то был Аполлос знаком и с учением Филона о Логосе, которое стоит ближе к христианскому осмыслению этого богословского понятия и стоящей за ним Личности — Господа нашего Иисуса Христа, чем учение какого-либо иного иудея. Скорее всего, под сообщением книги Деяний о том, что Аполлос «был наставлен в начатках пути Господня» стоит понимать его первоначальное обучение в Александрии и последующее знакомство с кем-то из христиан.
Впрочем, некоторых из древних толкователей занимал совсем другой вопрос: каким образом Аполлос, имея лишь крещение Иоанново, мог «гореть духом», ведь под этим выражением, к примеру, святитель Иоанн Златоуст понимал водительство Духа Святого, а не личный энтузиазм? У самого святителя Иоанна нет ответа на этот вопрос, и он был склонен предполагать, что в случае Аполлоса мы имеем дело либо с особым водительством Божиим, либо же Аполлос был среди тех людей, которые получили Духа при Его Схождении на апостолов в день Пятидесятницы. Других предположений святитель Иоанн не сделал, однако нам ничто не мешает понимать под «горением духом» не жизнь в Духе Святом, а сильнейшее стремление к проповеди Христа Воскресшего, которое и реализовывал Аполлос.
Как бы то ни было, перед нами прекрасное свидетельство Древней Церкви: рассказ о человеке, который, если следовать логике повествования книги Деяний, был привлечён к Церкви не совсем обычным путём, и в конечном итоге стал одним из ближайших помощников апостола Павла. История Аполлоса напоминает нам о том, что даже если сегодня мы не видим пламенных проповедников Евангелия Христова, а в самих себе не можем найти энтузиазма для евангельской жизни, то это вовсе не означает, что в обозримом будущем ситуация не изменится, ведь всё — от Бога, у Него есть масса самых изысканных и неожиданных способов помочь нам обрести спасение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.