
Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Имена двенадцати апостолов известны всем христианам, об апостоле Павле тоже знают все, а вот о семидесяти апостолах у нас совсем немного информации, ещё меньше мы знаем о более широком круге Христовых учеников, в лучшем случае, нам известны их имена. Однако и среди этого широкого круга есть те, кого само Священное Писание в некоторых своих фрагментах ставит на один уровень с апостолами Петром и Павлом. К числу таких людей относился и Аполлос, человек, который был популярен среди христиан Коринфа настолько, что некоторые из них готовы были предпочесть его и Петру, и Павлу, и даже Самому Христу (см. 1Кор. 1:12). Впервые Аполлос упоминается в 18-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Весь только что прозвучавший отрывок книги Деяний посвящён рассказу о вхождении в Христову Церковь будущего апостола Аполлоса. Из этого фрагмента мы знаем, что он был иудеем и что он был из Александрии. С одной стороны, эти два факта носят сугубо биографический характер, с другой — они дают нам возможность предположить, что Аполлос был знаком с выдающимся александрийцем, богословом и религиозным мыслителем Филоном Александрийским, возможно также, что Аполлос был его учеником. Если это так, то был Аполлос знаком и с учением Филона о Логосе, которое стоит ближе к христианскому осмыслению этого богословского понятия и стоящей за ним Личности — Господа нашего Иисуса Христа, чем учение какого-либо иного иудея. Скорее всего, под сообщением книги Деяний о том, что Аполлос «был наставлен в начатках пути Господня» стоит понимать его первоначальное обучение в Александрии и последующее знакомство с кем-то из христиан.
Впрочем, некоторых из древних толкователей занимал совсем другой вопрос: каким образом Аполлос, имея лишь крещение Иоанново, мог «гореть духом», ведь под этим выражением, к примеру, святитель Иоанн Златоуст понимал водительство Духа Святого, а не личный энтузиазм? У самого святителя Иоанна нет ответа на этот вопрос, и он был склонен предполагать, что в случае Аполлоса мы имеем дело либо с особым водительством Божиим, либо же Аполлос был среди тех людей, которые получили Духа при Его Схождении на апостолов в день Пятидесятницы. Других предположений святитель Иоанн не сделал, однако нам ничто не мешает понимать под «горением духом» не жизнь в Духе Святом, а сильнейшее стремление к проповеди Христа Воскресшего, которое и реализовывал Аполлос.
Как бы то ни было, перед нами прекрасное свидетельство Древней Церкви: рассказ о человеке, который, если следовать логике повествования книги Деяний, был привлечён к Церкви не совсем обычным путём, и в конечном итоге стал одним из ближайших помощников апостола Павла. История Аполлоса напоминает нам о том, что даже если сегодня мы не видим пламенных проповедников Евангелия Христова, а в самих себе не можем найти энтузиазма для евангельской жизни, то это вовсе не означает, что в обозримом будущем ситуация не изменится, ведь всё — от Бога, у Него есть масса самых изысканных и неожиданных способов помочь нам обрести спасение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О святых и святынях Казанской земли

Сегодня 17 октября. Собор Казанских святых.
О святых и святынях Казанской земли — священник Александр Ермолин.
В Соборе Казанских святых мы видим множество угодников Божиих, которые самым решительным образом повлияли на православие в России. Это и святители Гурий, Варсонофий, это и святейший Патриарх Ермоген, который обрёл Казанскую икону Божией Матери и который, став патриархом, рассылал письма, воодушевляя русский народ на сопротивление польской интервенции.
В Соборе святых Казанской земли — множество новомучеников и исповедников Церкви Христовой XX века. И во главе новомучеников также стоит выдающийся митрополит Кирилл Смирнов, который по завещанию Патриарха Тихона был первым в списке местоблюстителей патриаршего престола. И только арест митрополита Кирилла воспрепятствовал тому, чтобы он занял пост местоблюстителя и впоследствии был бы избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Взирая на сонм казанских святых, озаряемых Казанской иконой Божией Матери, будем молиться всем им — и древним святым, и современным, чтобы они уберегли нас от суеверий и расколов, от неверия и хулы, и чтобы по нашей молитве и по нашей вере все они, как только мы к ним обратимся, по слову преподобного Амвросия Оптинского, положили за нас поклон у престола Царя Небесного, если мы с верой обратимся к ним.
Все выпуски программы Актуальная тема