![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2020/10/Apostoly-ot-semidesjati.jpg)
Деян., 25 зач., X, 21-33.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У каждого из нас есть круг общения. Конечно, он ограничен, но каков характер этих ограничений? Он временный и ситуативный. Просто так сложились обстоятельства. Теоретически мы могли бы общаться с кем угодно, потому что принципиальной разницы между людьми нет. Сегодня мы в этом уверены. Но с чего мы взяли, что это так? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Человек так устроен, что культура и мировоззрение, в которых он вырастает, кажутся ему естественными. Например, сегодня мы воспринимаем людей, где бы они ни жили, к какой бы культуре ни принадлежали, как равных в своём достоинстве. Все мы в первую очередь люди, а уже потом мужчины и женщины, европейцы или азиаты, северяне или южане. Сегодня нам кажется это очевидным, но так было не всегда. Существовали культуры и их было не мало, в рамках которых о равенстве всех людей говорить не приходилось. Например, благочестивому иудею было нельзя общаться с язычниками. Естественно, когда враги приходили на их землю и силой присутствовали на их территориях, выбирать им не приходилось. Но даже в таких ситуациях люди благочестивые стремились минимизировать своё общение с язычниками, которое не просто было нежелательно, но воспринималось буквально как осквернение.
С приходом Иисуса Христа всё изменилось. Изменилось не сразу, потому что идеи, как семена, прорастают постепенно и приносят плоды только тогда, когда люди принимают их свободно. И в сегодняшнем чтении мы видим начало этих изменений. Придя в дом римского военачальника Корнилия, Пётр будто бы извиняясь, объясняет присутствующим, почему он, благочестивый иудей, согласился к ним прийти. Из его слов явно, что сам бы он на это ни за что не согласился, но Бог открыл ему, чтобы он «не почитал ни одного человека скверным или нечистым».
Ну и что такого, скажем мы сегодня. Обычные вещи. Но если мы присмотримся к этой фразе, мы заметим, что и для нас в ней есть кое-что новое.
Мы привыкли считать, что все люди равны, потому что христианство уже две тысячи лет проповедует, что каждый из нас сотворён по образу и подобию Творца и даже, что Творец стал одним из нас. Но относимся ли мы к людям на самом деле так, будто бы все они носят в себе образ Божий? Или выбираем только хороших, тех, кто нам близок, а об остальных забываем? Насколько на практике эти идеи в нашей жизни плодотворны?
Времена бывают такими, что проще разделить людей на хороших и плохих, с первыми общаться, а в сторону вторых даже не смотреть. Мы можем решить, что Петру было легко прийти к Корнилию, ведь он был хорошим человеком, но не забудем, что Корнилий был римским воином, живущим на израильской земле. После грехопадения люди готовы всех и каждого воспринимать враждебно, только волю дай... Но пришёл Христос и призвал нас к другому: в каждом увидеть достойное спасения и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преблагословенна еси Богородице...»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/window-glass-religion-church-art-mosaic-476044-pxhere.com_.jpg)
Фото: PxHere
В наши семьи порой приходят события печальные, когда уходят в мир иной наши родные и близкие люди. Так случилось, что мой младший сын Николай в пять лет впервые в жизни встретился лицом к лицу со смертью. Коля, на глазах которого мирно отошла ко Господу его бабушка, не испугался. Пока мы, взрослые, пытались осознать произошедшее, малыш с непоколебимым спокойствием сбегал за образком Пресвятой Богородицы и вложил его в руки бабушки, посмотрев на неё с улыбкой. Он вёл себя так, будто всё происходящее вполне естественно.
Об этом своём наблюдении я иногда вспоминаю во время короткого песнопения, которое мы с церковным хором поём каждую субботнюю вечернюю службу, ближе к её концу. Оно посвящено Пресвятой Богородице.
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Текст первой строчки такой: «В высшей степени благословенна Ты, Богородица Дева, потому что Воплотившийся из Тебя пленил ад, Адам вызволен из ада, проклятие уничтожено, Ева освобождена, смерть умерщвлена, и мы ожили». Вот как этот фрагмент звучит на церковнославянском языке: «Преблагословенна еси Богородице Дево, воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом».
Давайте послушаем первую часть песнопения:
Вторая строчка песнопения по-русски звучит так: «Поэтому, воспевая, взываем: "Благословен Христос Бог, так соизволивший, слава Тебе!"» Вот как этот фрагмент переводится на церковнославянский язык: «Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог благоволивый тако, слава Тебе».
Послушаем вторую часть песнопения:
Эта посвящённая Пресвятой Богородице хвалебная песнь наполнена пасхальным ликованием праотцев, первых людей, Адама и Евы. Благодаря Той, Которая родила Спасителя, они получили прощение и смогли вернуться в рай. Поэтому во время песнопения «Преблагословенна еси Богородице Дево...» в конце вечерней службы открываются царские врата в знак того, что через Матерь Божию и рождение Ею Спасителя, для нас открылись врата в Царствие Небесное.
Малыш Николай в момент смерти бабушки многого ещё не знал о жизни, но, кажется, почувствовал главное — смерти нет.
Давайте послушаем песнопение «Преблагословенна еси Богородице Дево...» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Господне утешение. Елена Тулисова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/chastnoe-mnenie_16h9.jpg)
Признаюсь — с самого детства я сильно переживаю любые расставания. Даже слишком сильно. Прощания с людьми и полюбившимися местами проходят с бурными эмоциями и потоками слёз. Будь то окончание смены в пионерском лагере или переход на другую работу. Но с началом церковной жизни стала замечать, что Господь в таких ситуациях непременно посылает утешение. Печаль прелагает в радость.
В последний день паломничества по Святой Земле мы прощались с храмом Воскресения Господня. Поклонившись Гробу Спасителя, снова обошли все приделы по периметру храма. Группа потянулась к выходу. А мне всё мало, хочу ещё хоть чуть-чуть побыть в этих стенах:
— Я вас догоню!.. Я быстро! Только на Голгофу — и сразу обратно!
Почти бегом поднимаюсь на место Крестной смерти Спасителя — и останавливаюсь в удивлении.
Потому что вижу совсем житейскую картину, которая в первое мгновение не вяжется в моей голове с этим святым местом. Идёт подготовка к уборке. Двое монахов уже сняли с камня — того, что справа от Распятия, — стеклянный футляр. И... собираются пылесосить святую скалу!
Заметив моё появление, один из братьев что-то говорит мне по-гречески. Не понимаю... Тогда красноречивым жестом энергично проводит по своим волосам — мол, давай платок! Боясь поверить, срываю с головы беленький шелковый платочек. Через мгновение его опускают в раскрывшуюся передо мной расщелину. По которой текла Господня Кровь... Не успевая даже подумать, что делаю, быстро снимаю цепочку с крестиком и образками — и они тоже освящаются на Голгофе. Снова надев на себя крестик и платок, падаю перед Распятием ниц в благодарности и трепете...
Почти бегом спускаюсь с Лобного места, успеваю на мгновение припасть к Камню Помазания и выскакиваю на улицу, где меня с нетерпением ждёт вся наша группа. Пора в гостиницу за вещами — и в аэропорт.
Поправляя платок, замечаю, что он уже не белоснежный — на нем святая пыль святой Голгофы. Я зарываюсь лицом в шёлк платка и чувствую тонкое, ни с чем не сравнимое благоухание.
В самолёте я сжимала ставший бесценным кусочек ткани, вдыхала подаренный Святой Землёй Божественный аромат и горячо молилась о нашем благополучном путешествии.
Потом пришло грустное понимание того, что для нас, уже попрощавшихся с Израилем, скоро наступит момент расставания и друг с другом. Побрела по салону, оставляя тем, к кому так привязалась за эти несколько дней, свой номер телефона и записывая их координаты.
Отец Герман усадил в свободное кресло рядом с собой. И, словно не замечая наполнивших мои глаза слёз, стал почему-то рассказывать чудесную историю из своего детства. В ней он, тогда ещё маленький пастушок, во время дождя вошёл в радугу и пережил мгновения непередаваемого счастья. Став взрослым, он будет безуспешно гоняться за радугой по полю на машине. Но дарованная Господом радость чуда осталось в душе батюшки на всю жизнь.
Высохли мои слёзы. Удивительным образом утешил меня рассказ отца Германа. Я вдруг почувствовала, что расставания со Святой Землей и её святынями не произошло. Она теперь навсегда в моем сердце.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Соловецкие крестины. Елена Тулисова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/chastnoe-mnenie_16h9.jpg)
Многие мои знакомые крестились, уже будучи взрослыми. Уверена — после крещения каждый человек духовно меняется. Но иногда эти изменения особенно очевидны. В одной из моих командировок я стала непосредственным участником именно такого события.
На Соловки наша съёмочная группа прилетела в самом конце сентября. Снимать телефильм об этом святом месте. Правда, святость его по-настоящему мы почувствовали немного позже. А вот невероятная красота острова поразила сразу.
Оператор Алексей камеру включил, едва сойдя с трапа самолёта. Хорошо помню тот первый соловецкий видеокадр. Его Лёша снял, буквально опустившись на колени. Уж очень величественно монастырь на заднем плане смотрелся в этом ракурсе — снизу, через высокую осеннюю траву. Так сам собой получился у Алексея первый поклон Соловецкой земле.
Этот симпатичный русоволосый парень уже работал с нами на других телепроектах. Но раньше разговор о вере у нас не заходил. А тут эта тема возникла естественным образом. Трудно передать наше общее удивление, когда за вечерней трапезой мы вдруг узнали, что Лёша некрещёный! И нашу радость, когда услышали:
— Я хочу покреститься. Именно здесь, на Соловках!
Наместник монастыря принял нас с любовью, готовиться к Таинству Алексия благословил, но добавил:
— Только ведь у нас традиция такая — крещение совершается в Святом озере. И летом, и зимой.
Я замерла, ожидая Лешиной реакции. Но молодой человек улыбнулся:
— Значит, и осенью можно?
Понятно, что без искушений не обошлось. В первый вечер мы почему-то не смогли найти батюшку, которого отец наместник назначил совершить Таинство крещения. Слава Богу, на следующий день наша встреча со священником состоялась. И тут же резко испортилась погода.
Но налетевший порывистый ветер так же неожиданно утих, едва мы вышли на берег. Мы даже смогли расставить на мостках свечи. Они горели ровным и спокойным огнём. И вместе с вековыми стенами монастыря создавали немного таинственную и очень кинематографичную картину. Но оператор был занят важным делом. Может, самым важным в его жизни.
«Эх, жаль, не умею снимать», — подумала я, натягивая поглубже шапку и засовывая руки в карманы тёплой куртки. Конец сентября на Севере! Но я-то, по благословению архимандрита очередной раз ставшая крестной, закутаться могла.
А в нескольких метрах от берега, по пояс в воде Святого озера, стояли одетый в белую рубаху юноша и почти невидимый в чёрном облачении священник.
— Крещается раб Божий Алексий!.. — торжественно прозвучало в вечерней соловецкой тишине.
Помните про первый кадр на Соловках, сделанный нашим оператором? Да, он, несомненно, получился профессиональным и по-настоящему художественным. Я бы сказала, душевным. Но тот видеоматериал, который Алексей снял после крещения, на мой вгляд, словно наполнился особым, духовным смыслом. Ведь через объектив телекамеры на мир смотрел человек, на которого сошла благодать Святого Духа. А это не могло пройти бесследно.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение