
Деян., 25 зач., X, 21-33.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У каждого из нас есть круг общения. Конечно, он ограничен, но каков характер этих ограничений? Он временный и ситуативный. Просто так сложились обстоятельства. Теоретически мы могли бы общаться с кем угодно, потому что принципиальной разницы между людьми нет. Сегодня мы в этом уверены. Но с чего мы взяли, что это так? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Человек так устроен, что культура и мировоззрение, в которых он вырастает, кажутся ему естественными. Например, сегодня мы воспринимаем людей, где бы они ни жили, к какой бы культуре ни принадлежали, как равных в своём достоинстве. Все мы в первую очередь люди, а уже потом мужчины и женщины, европейцы или азиаты, северяне или южане. Сегодня нам кажется это очевидным, но так было не всегда. Существовали культуры и их было не мало, в рамках которых о равенстве всех людей говорить не приходилось. Например, благочестивому иудею было нельзя общаться с язычниками. Естественно, когда враги приходили на их землю и силой присутствовали на их территориях, выбирать им не приходилось. Но даже в таких ситуациях люди благочестивые стремились минимизировать своё общение с язычниками, которое не просто было нежелательно, но воспринималось буквально как осквернение.
С приходом Иисуса Христа всё изменилось. Изменилось не сразу, потому что идеи, как семена, прорастают постепенно и приносят плоды только тогда, когда люди принимают их свободно. И в сегодняшнем чтении мы видим начало этих изменений. Придя в дом римского военачальника Корнилия, Пётр будто бы извиняясь, объясняет присутствующим, почему он, благочестивый иудей, согласился к ним прийти. Из его слов явно, что сам бы он на это ни за что не согласился, но Бог открыл ему, чтобы он «не почитал ни одного человека скверным или нечистым».
Ну и что такого, скажем мы сегодня. Обычные вещи. Но если мы присмотримся к этой фразе, мы заметим, что и для нас в ней есть кое-что новое.
Мы привыкли считать, что все люди равны, потому что христианство уже две тысячи лет проповедует, что каждый из нас сотворён по образу и подобию Творца и даже, что Творец стал одним из нас. Но относимся ли мы к людям на самом деле так, будто бы все они носят в себе образ Божий? Или выбираем только хороших, тех, кто нам близок, а об остальных забываем? Насколько на практике эти идеи в нашей жизни плодотворны?
Времена бывают такими, что проще разделить людей на хороших и плохих, с первыми общаться, а в сторону вторых даже не смотреть. Мы можем решить, что Петру было легко прийти к Корнилию, ведь он был хорошим человеком, но не забудем, что Корнилий был римским воином, живущим на израильской земле. После грехопадения люди готовы всех и каждого воспринимать враждебно, только волю дай... Но пришёл Христос и призвал нас к другому: в каждом увидеть достойное спасения и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Последние годы жизни А.С. Пушкина». Алексей Бархатов

У нас в гостях был писатель, публицист Алексей Бархатов.
Разговор шел о Болдинских периодах творчества Александра Сергеевича Пушкина, о его отношении к христианству в последние годы жизни, а также о роковой дуэли с Дантесом.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 72. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего человека бывают сомнения. Происходит это по разным причинам, порой как явное искушение, порой из-за тяжёлых обстоятельств, в которых человек оказывается. Но как быть верующему человеку, если его одолевают сомнения? Ответ на этот вопрос звучит в 72-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 72.
Псалом Асафа.
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
Многие верующие люди читали книгу Иова и помнят, что он не только был праведен во время благополучной жизни, но не усомнился в Боге и во время испытаний. Вместе с Иовом его страдания осмысляли пришедшие к нему друзья. Логика их рассуждений была проста — ты виноват, покайся — и всё будет хорошо. Посмотри, как спокойно и благополучно живут праведники и как страдают грешники... В сознании друзей Иова всё было просто. Но Иов задаёт им резонный вопрос: вы что, ослепли? Посмотрите вокруг, всё совсем наоборот! И действительно, когда Бог им является, Он хвалит Иова, потому что тот не уходил от проблемы, но видел и признавал, что в мире действительно не всё так просто.
В псалме, который мы сейчас услышали, рассказывается история одного не совершившегося падения. Он старался жить благочестиво и видеть мир через призму простых правил, какими пытались руководствоваться друзья Иова. Но сердце его увидело благоденствие нечестивых, и он позавидовал сильным мира сего. Они горды, говорят с высока... делают, что хотят, и благоденствуют, дерзки и уверены в том, что им за это ничего не будет. И в сердце псалмопевца закралась страшная мысль: зачем я праведен? Зачем стремлюсь к чистоте сердца? Зачем испытываю вину за грехи? Но самое интересное в том, что он с этой мыслью не согласился. Если бы я стал рассуждать так, я был бы виновен, — говорит он. Эта мысль мучила его, была для него трудна, пока он не вошёл в храм и не успокоился внутренне. И причиной его спокойствия было не только осознание страшного конца тех, кто живёт без правды в сердце. Самое главное — он осознал, что никакие земные радости, никакую возможность быть дерзким и своенравным он не променяет на возможность жить с Богом. Чувствовать, что Творец рядом, что Он держит его за руку, руководит его жизнью.
Псалом 72. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 72. (Церковно-славянский перевод)