Деян., 11 зач., IV, 13-22.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Современность отличается от всех прежних эпох обилием информации обо всем на свете. Даже если мы всеми силами пытаемся избежать погружения в это безбрежное море данных, в полной мере сделать это не получится, а потому мы все в той или иной степени ощущаем на себе информационное давление, ощущаем мы и связанный с этим давлением диктат определенного образа мысли и поведения. Сопротивляться этому диктату почти невозможно, однако невозможность сопротивления вовсе не должна означать отсутствия критического подхода. Эту последнюю мысль мы можем найти и в том отрывке из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Только что прозвучавший отрывок книги Деяний завершил собой довольно пространный рассказ об исцелении апостолами Петром и Иоанном человека, у которого с самого рождения были серьёзные проблемы с ногами, не позволявшие ему ходить. Этот рассказ любопытен сразу по нескольким причинам: во-первых, исцеление было настолько явным, что его не могли отрицать даже те, кто был враждебно настроен по отношению к апостолам, во-вторых, свершившееся чудо послужило причиной обращения ко Христу нескольких тысяч человек, и в-третьих, оно ещё раз обнажило неприкрытый богоборческий цинизм иудейской религиозной верхушки.
Интересно, что любой грех меняет сознание человека, и та мерзость, которую совершает человек, перестаёт казаться ему мерзостью. Для примера можно вспомнить сильно пьющих людей: тот, кто никогда не бывал в состоянии глубокого опьянения, отчётливо видит попрание собственного образа Божия пьяницей, ну а тот, кто и сам готов в любую секунду пуститься в алкогольное путешествие, видит в опьянении лишь забавное приключение, и такому человеку бывает сложно понять, почему существует библейский запрет на злоупотребление спиртным, и почему апостол Павел написал, что пьяницы Царства Божия не наследуют (см. 1Кор. 6:10). Так происходит с абсолютно любым грехом: согрешающий не только перестаёт осознавать собственное бедственное положение, он пытается заразить своим грехом и окружающих.
Именно это и попытались сделать члены синедриона, приказав апостолам прекратить проповедь Христа Воскресшего. Ответ апостолов был кратким и построенным в форме риторического вопроса: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). Конечно, собеседники апостолов не сумели понять эту простую мысль, уж слишком сильно они были ослеплены своим грехом противления Богу.
Впрочем, этих людей уже давно нет в живых, и теперь вопрос апостолов обращён не к ним, он обращён ко всем нам, правда, в несколько иной формулировке: «Справедливо ли пред Богом слушать кого-либо более, нежели Бога?» Эти простые слова должны приходить нам на память тогда, когда мы в очередной раз испытаем искушение пойти вслед влекущего за собой информационного потока современности, который чаще всего отстоит от Бога дальше, чем отстояли от него иудейские первосвященники времён жизни святых апостолов Христовых.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час