Деян., 40 зач. (от полу́), XVII, 19-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Иногда, когда слышишь чей-то разговор о религии и духовной жизни, понимаешь, лучше бы человек молчал. Настолько его слова безыскусны, настолько они ранят слушателя своей резкостью и грубой прямотой, что напрочь дискредитируют те высокие идеи, которые человек пытается при их помощи донести до своих слушателей. В связи с этим тот отрывок из 17 главы книги Деяний, который звучит сегодня в православных храмах, обращает наше внимание на один важный момент. Давайте послушаем.
Глава 17.
19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.
22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.
26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
Ареопаг был политическим центром Афин. Здесь проходили все самые значимые административные совещания, здесь выступали ораторы, принимались важные решения. Публичная речь в греко-римском мире являлась искусством, умение говорить ценилось особо. Те, кто им владел, формировали общественное сознание. А состязания и выступления ораторов были одним из наиболее любимых видов проведения досуга жителей Афин. Поэтому, когда апостол Павел пришёл в их город и предложил рассказать о новом учении, они с радостью согласились его послушать. Важно отметить, что афиняне были язычниками. А потому в городе было огромное количество статуй-идолов, а также капищ, где совершались обряды в честь местных божков. Очевидно, что апостол, видя всё это, не получает удовольствия. Писание даже специально отмечает, что он возмутился духом от этого зрелища. Однако посмотрите, как он начинает свою речь! Он хвалит афинян. Он отмечает их особую набожность. И только потом без всякого упрёка начинает им говорить о Боге, существование Которого они признают, но имени Которого не знают.
Необходимо отметить, что апостол Павел достиг в ораторском мастерстве больших успехов. А потому в своих проповедях он полагался не только на Божественную благодать, но и на тот риторический арсенал, который был в его распоряжении благодаря прекрасному классическому образованию. Тот приём, который он использует, называется в риторической науке выступлением с ораторской предосторожностью. Смысл его заключается в том, что нельзя начинать говорить на важную тему в режиме «с места в карьер». Не следует вываливать на собеседника новую информацию, предварительно не подготовив его к этому. Для начала необходимо сформировать дружелюбную среду. А как это сделать? Сделать акцент на тех ценностях, которые для вас являются общими. Поговорить о том, что нас объединяет в рамках обсуждаемой темы, а не разъединяет. Так мы располагаем слушателя к себе. Мы демонстрируем ему свою заинтересованность в нём как в человеке. Свидетельствуем о том, что его опыт важен для нас. Мы внимательны к нему. Мы готовы к диалогу, в котором собеседники с уважением относятся друг ко другу. Если начать с критики, обвинений, упрёков, обесценивания, нас просто не будут слушать. «Жили как-то до тебя, проживём ещё столько же и без тебя и твоих нравоучений». Вот, что мы услышим скорее всего. А возможны и более агрессивные сценарии.
Поэтому апостол всегда старался для начала создать пространство для общения и лишь потом говорить людям о чём-то новом. О себе он так и говорил: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев... для чуждых закона — как чуждый закона... чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
К слову, это не просто хитроумная риторическая стратегия. В этом проявлялся Дух Христов, который жил в сердце Павла. Ведь именно так к нам относится Господь. Он ищет не то, за что бы нас осудить, но то, за что бы нас оправдать. Этой стратегии в общении с людьми можем следовать и мы, особенно когда вступаем в разговоры о Боге. Перед тем как доказывать истину своей веры, да и вообще что-то объяснять, постараемся разглядеть положительные стороны в позиции собеседника. Особенно важно потрудиться разглядеть хорошее там, где его, возможно, другие уже не видят. В, конце концов, людей привлекают ко Христу, не хитроумные аргументы, а те милость, снисхождение и любовь, которыми исполнены слова проповедника.
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница