Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Христианство исповедует веру в Бога всемогущего и всеведущего. Но не ставит ли такое восприятие Творца под сомнение свободу человеческой воли? Ответить на данный вопрос поможет нам книга Деяний святых апостолов, отрывок из первой главы которой читается сегодня во время богослужения.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов наполнен одновременно радостью и неопределённостью. С одной стороны, мы видим, в каком духовном восторге пребывают ученики Спасителя, уверившись в Его реальном воскресении из мёртвых. Смерть оказалась побеждена и посрамлена. С другой стороны, Христос на сороковой день после восстания из мёртвых, вознёсся на Небо. И апостолы, ещё не просвещённые благодатью Святого Духа, недоумевают. Им казалось, что ещё чуть-чуть, ещё немного, и исполнятся пророчества о Мессии. В том привычном и политическом восприятии, что было свойственно ветхозаветным иудеям.
Но Спаситель, вновь сказав, что Царство Его не от мира сего, вознёсся на Небо с вершины Елеонской горы. Расставшись со Христом, апостолы вернулись в горницу — комнату, где совершилась Тайная вечеря (последняя трапеза Господа Иисуса с учениками), где Спаситель впервые явился им по воскресении из мёртвых. В этих привычных и дорогих сердцу стенах апостолам пришло осознание — пора взрослеть и начинать принимать самостоятельные решения.
Апостол Пётр (как наиболее авторитетный и эмоциональный ученик Христа) взял инициативу в свои руки и предложил избрать на место убившего себя Иуды иного апостола. Речь шла не о восстановлении, простите, какой-то комплектности. Логика Петра состояла в ином. А именно — в необходимости продолжения того пути служения, что избрал для Себя Господь Иисус. Свобода Христа никогда не ограничивалась Отцом Небесным. Но Спаситель постоянно соотносил Свои действия с Промыслом Божиим, понуждал Себя к исполнению ветхозаветных пророчеств. Не потому, что хотел уверить общественность в Своём мессианском статусе, а потому что эти пророчества вели Христа к искуплению и спасению человечества.
Апостолам прекрасно известно было предсказание ветхозаветных пророков о том, что Спаситель восстановит двенадцать колен — родов, из которых состоит еврейский народ. БОльшая часть этих колен в течение истории оказалась уничтоженной. И Пётр дерзновенно полагает, что неслучайно Христос собрал вокруг Себя именно двенадцать учеников. Один из апостолов — Иуда — стал предателем и наложил на себя руки. Необходимо теперь избрать на его место нового ученика. Подбираются два кандидата. Но итоговое решение остаётся за Богом — после усиленной молитвы и путём жребия новым апостолом становится Матфий.
Прозвучавший отрывок замечательно показывает нам верный баланс между Промыслом Божиим и человеческим волеизъявлением. Мы не принуждаемся Господом к принятию каких-то решений. Но, при этом, (если мы действительно считаем себя людьми верующими) призваны соотносить наши слова и поступки с заповедями Божиими, быть Его со-работниками, проводниками Его благодати в мир. А ещё мы должны Богу, конечно же, доверять. Апостолы, может быть, оказались несколько разочарованы тем, что Спаситель не стал восстанавливать политическое могущество Израиля. Но они верили Учителю, любили Его всем сердцем, а потому не стали навязывать Ему своих желаний. Вот и мы призваны поступать подобным образом. Следовать правде Божией, оставив всё остальное на попечение Отца Небесного.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.