Деян., 22 зач., IX, 19-31.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как мы помним, в молодости апостол Павел был непримиримым гонителем христианской веры. Для того, чтобы преуспеть в деле истребления Церкви, он выпросил у своего начальства специальный мандат, который давал ему неограниченные полномочия в проведении карательных мероприятий против христиан города Дамаск. Однако на пути ему является Спаситель, и жизнь Павла кардинально меняется. Из яростного гонителя он превратился в самого ревностного последователя Христа. Сегодня мы услышали о том, как апостол начал свою миссионерскую деятельность.
Проповедовать он начинает в Дамаске, сразу же после обращения. Причём проповедует он не на улицах, а в синагогах, то есть, там, где в его лице ждали прибытия представителя Верховной религиозной власти и защитника иудейской традиции. Представьте себе удивление и возмущение тех иудеев, когда, используя всё своё красноречие, знание Писания, ветхозаветной религиозной традиции, один из самых ярких лидеров фарисейской партии убедительно доказывал, что распятый Иисус и есть долгожданный Мессия. И в дальнейшем апостол действовал именно по этому сценарию. Куда бы он ни приходил, в первую очередь, если в городе была еврейская диаспора, он шёл именно в синагогу.
Подобная стратегия свидетельствует о многих замечательных чертах характера апостола: о его смелости, любви к своим соплеменникам, о его бесстрашии перед яростью тех, кто вчера ещё был его соратником и коллегой, о его доверии Богу. И не в последнюю очередь это свидетельство о честности апостола перед самим собой, перед людьми и перед Творцом. Ведь своей пламенной проповедью Павел открыто заявлял окружающим, что вся его прошлая жизнь, все его убеждения и представления о Боге и о Его участии в судьбе человека, были неверными. Его проповедь это не просто акт веры во Христа, это ещё и личное покаяние, отказ от прежних установок, которые формировались в нём на протяжении многих лет.
В случае Павла подобная честность требовала изрядной доли мужества и решимости. Ведь как это ни парадоксально, человеку образованному, интеллектуально и духовно развитому, свои недостатки и промахи всегда признать намного сложнее, чем тому, у кого пустота в голове и на душе. Люди такой внутренней силы, как Павел, всегда могут найти оправдания, чтобы не принимать чего-то нового. Так мог сделать и апостол. Он мог не принять Христа, найти при этом массу объяснений, почему этого не стоит делать. Однако он принимает Его всецело. И он очень последователен в этом решении. Идя в синагоги, Павел словно специально бьёт себя в самое больное место. Так он осознанно разрушает в себе остатки того ветхого мировоззрения, которое формировалось в этих религиозных собраниях, чтобы на чистом, твёрдом основании строить здание новой веры.
Подобной честности Господь ожидает и от нас. Ведь наша пробуксовка в духовной жизни напрямую зависит от того, что мы просто не хотим себе честно признаться в своих недостатках и промахах. Начинаем или жалеть себя, или оправдывать, сваливая вину на обстоятельства и окружающих. А если и признаёмся в каких-то недостатках, то ничего в дальнейшем не предпринимаем против них. Ведь делать что-то очень неприятно и чревато внутренним дискомфортом. А потому, дай же нам, Господи, мужество и доверие Тебе, чтобы при Твоей помощи мы не только смогли увидеть себя со стороны, но и преисполнились бы решимости начать свою жизнь на новых основаниях. На основаниях честности перед самими собой, перед людьми и перед нашим Небесным Отцом.
«Путь к священству». Протоиерей Леонид Коркодинов
У нас в гостях был настоятель Свято-Никольского храма села Усолье Самарской области протоиерей Леонид Коркодинов.
Наш гость рассказал о своей удивительной истории прихода к вере по молитве матери, как на это повлияло трагическое событие с пожаром, о том, как принял решение стать священником и как сейчас с его служением совмещается музыкальное творчество.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.