Деян., 21 зач., VIII, 40 — IX, 19.
Глава 8.
40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.
Глава 9.
1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.
18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке мы услышали историю о призвании на апостольское служение Павла, одного из столпов христианской Церкви. Судьба этого человека очень примечательна. По происхождению он был евреем, однако имел римское гражданство и получил блестящее по тем временам греко-римское, а также традиционное религиозное иудейское образование. От юности Савл, именно так звали Павла до обращения в христианство, хотел всеми силами служить Богу. А потому он примкнул к партии фарисеев, ревнителей благочестия и старины, которые были хранителями закона Моисея и старались скрупулёзно его исполнять. Когда возникло христианство, он вместе со своими соратниками почувствовал в нём серьезную угрозу для традиции иудейской веры. А потому в числе других ревнителей благочестия посвятил себя искоренению этого зловредного, на его взгляд, учения. Можно сказать, он видел в этом свой священный долг. Ранее мы слышали, что, ещё будучи юношей, он принимал участие в казни первомученика Стефана, стерёг одежды палачей. В сегодняшнем чтении перед нами взрослый, самостоятельный человек, который добивается от Синедриона (Высшего религиозного совета) специального предписания ехать в Дамаск и уничтожать последователей Христа там. Однако в дороге ему является Тот, против Которого он воевал. Среди прочих Господь говорит Савлу очень примечательные слова: «Трудно тебе идти против рожна», то есть, трудно тебе идти грудью на острие, ты же сам себя ранишь и терзаешь. О чём идёт речь? Бог видит душу Савла. Он видит его горячее сердце и искреннее стремление служить Творцу. Но при этом он видит и то, что злоба Савла, его агрессия и фанатизм — это следствие того, что где-то глубоко внутри себя он чувствует, что делает что-то не так. Чего-то ему не хватает. Иными словами, Савл глубоко не удовлетворён своей духовной жизнью и пытается восполнить её недостаток преследованием христиан, то есть последователей Того, Кто Один может дать его душе мир и покой. Именно эти мир и покой Савл и обретает, когда принимает Христа, то есть встаёт на путь проповеди Евангелия и самоотверженного служения ближним.
Весьма поучительный эпизод и для каждого из нас. В отличие от апостола, многие из нас ещё в детстве крещены в христианство. Ходят в храм, принимают участие в Таинствах и богослужениях. Однако подобно Савлу мы бываем глубоко не удовлетворены тем, что с нами происходит, тем, как протекает наша духовная жизнь, которую мы поэтому и пытаемся компенсировать разного рода активностями. Отсюда, например, проистекает чрезмерное внимание к исполнению разного рода ритуальных предписаний и других правил внешнего церковного благочестия. На какое-то время, видимо, мы получаем нечто вроде успокоения, но кардинально ничего ни в нас, ни вокруг не меняется. Сегодня Писание прямо говорит нам, что подлинное христианство — это проповедь, то есть, исполнение Евангелия Христова, суть которого сводится к одной простой формуле: служи тем, кто тебя окружает. Служишь ближним — значит служишь Богу. Служишь Богу — обретаешь в итоге такой желанный душевный мир и покой.
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.
26 апреля. О творчестве Григория Данилевского
Сегодня 26 апреля. В этот день в 1829 году родился писатель Григорий Данилевский.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.