Деян., 21 зач., VIII, 40 — IX, 19.
Глава 8.
40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.
Глава 9.
1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.
18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке мы услышали историю о призвании на апостольское служение Павла, одного из столпов христианской Церкви. Судьба этого человека очень примечательна. По происхождению он был евреем, однако имел римское гражданство и получил блестящее по тем временам греко-римское, а также традиционное религиозное иудейское образование. От юности Савл, именно так звали Павла до обращения в христианство, хотел всеми силами служить Богу. А потому он примкнул к партии фарисеев, ревнителей благочестия и старины, которые были хранителями закона Моисея и старались скрупулёзно его исполнять. Когда возникло христианство, он вместе со своими соратниками почувствовал в нём серьезную угрозу для традиции иудейской веры. А потому в числе других ревнителей благочестия посвятил себя искоренению этого зловредного, на его взгляд, учения. Можно сказать, он видел в этом свой священный долг. Ранее мы слышали, что, ещё будучи юношей, он принимал участие в казни первомученика Стефана, стерёг одежды палачей. В сегодняшнем чтении перед нами взрослый, самостоятельный человек, который добивается от Синедриона (Высшего религиозного совета) специального предписания ехать в Дамаск и уничтожать последователей Христа там. Однако в дороге ему является Тот, против Которого он воевал. Среди прочих Господь говорит Савлу очень примечательные слова: «Трудно тебе идти против рожна», то есть, трудно тебе идти грудью на острие, ты же сам себя ранишь и терзаешь. О чём идёт речь? Бог видит душу Савла. Он видит его горячее сердце и искреннее стремление служить Творцу. Но при этом он видит и то, что злоба Савла, его агрессия и фанатизм — это следствие того, что где-то глубоко внутри себя он чувствует, что делает что-то не так. Чего-то ему не хватает. Иными словами, Савл глубоко не удовлетворён своей духовной жизнью и пытается восполнить её недостаток преследованием христиан, то есть последователей Того, Кто Один может дать его душе мир и покой. Именно эти мир и покой Савл и обретает, когда принимает Христа, то есть встаёт на путь проповеди Евангелия и самоотверженного служения ближним.
Весьма поучительный эпизод и для каждого из нас. В отличие от апостола, многие из нас ещё в детстве крещены в христианство. Ходят в храм, принимают участие в Таинствах и богослужениях. Однако подобно Савлу мы бываем глубоко не удовлетворены тем, что с нами происходит, тем, как протекает наша духовная жизнь, которую мы поэтому и пытаемся компенсировать разного рода активностями. Отсюда, например, проистекает чрезмерное внимание к исполнению разного рода ритуальных предписаний и других правил внешнего церковного благочестия. На какое-то время, видимо, мы получаем нечто вроде успокоения, но кардинально ничего ни в нас, ни вокруг не меняется. Сегодня Писание прямо говорит нам, что подлинное христианство — это проповедь, то есть, исполнение Евангелия Христова, суть которого сводится к одной простой формуле: служи тем, кто тебя окружает. Служишь ближним — значит служишь Богу. Служишь Богу — обретаешь в итоге такой желанный душевный мир и покой.
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.