Деян., 16 зач., VI, 1-7.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
По мере того, как христианская Церковь увеличивалась, в ней возникали разные проблемы организационного порядка. В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как первые христиане предпринимали попытки их решить.
Основная проблема касалась социальной поддержки малоимущих. Для того, чтобы решить этот вопрос, верующие, подавляющее число которых было из иудеев, обратились к той практике, которая существовала в еврейских синагогах. Там каждую пятницу назначенные люди обходили членов общины и собирали в помощь нуждающимся деньги и разные вещи. Позже всё это распределялось в соответствии с потребностями людей, причём так, что они могли поесть два раза в день на протяжение двух недель. Подобную практику завели и первые христиане. Однако здесь возникли свои трудности. Дело в том, что иерусалимская община, хоть и состояла из евреев, была очень неоднородна. В неё входили и коренные жители Иерусалима и Палестины, которые говорили на арамейском языке, и те иудеи, которые жили в других странах, но пришли в столицу в день Пятидесятницы и уверовав во Христа, крестились. Поскольку они жили за пределами Палестины, то забыли родной язык и говорили по-гречески. Нередко христиане из местных евреев смотрели на своих далёких сородичей свысока и обделяли их при раздаче милостыни. Особенно тяжело приходилась вдовам, которые и так в древнем обществе были представителями самого бесправного класса. Для того, чтобы навести порядок в этой сфере, были избраны семь человек, в задачу которых входило, как говорит сегодняшний отрывок, «заботиться о столах». Их стали называть «диаконы». То есть, первоначально диаконский сан появился для решения практических административных задач. Важно то, что хозяйственными делами не занимались апостолы. Они занимались совершенно иной работой — молитвой за общину и проповедью слова Божия миру.
Перед нами яркий пример того, что в Церкви не бывает второстепенных ролей. Здесь каждый несёт то служение, на которое его поставил Господь. И несмотря на то, что внешне роль проповедника может казаться более значимой, чем работа хозяйственника, без тех людей, которые находятся за кулисами и обеспечивают быт, апостольское служение не имело бы такого успеха. Именно благодаря слаженному взаимодействию всех участников общины можно добиться высоких результатов. И неслучайно в конце сегодняшнего отрывка Писание говорит нам о том, что «слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось».
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.