— Маргарита Константиновна, приветствую вас! С днём рождения!
— Андрей Борисович, здравствуйте! Спасибо большое! Проходите, располагайтесь!
— Позвольте вам подарить художественный альбом Данте Габриэля Россетти.
— Как же я вам благодарна, дорогой мой человек! Какое изумительное качество печати, безупречная цветопередача, богатая подборка! Репродукция картины «Благовещение» есть — я рада!
— Полотно, которое ещё называют «Се, раба Господня»? Одно из знаковых произведений Россетти!
— Знаковых? Что вы имеете в виду?
— То, что в этом полотне отразились все особенности творчества художника. И яркие, свежие тона, и отступление от академических традиций живописи в сторону простоты и искренности.
— В 1850 году Россетти представил картину «Благовещение» на выставке в Лондоне, в Королевской академии художеств. И его обвинили в отступлении не только от академизма, но и от христианского канона. Богородица на полотне выглядит испуганной — этот факт общественность сочла слишком вольной трактовкой Евангельского сюжета.
— Россетти отличает предельная правдивость. А испуг вполне возможен как первая реакция на призыв стать матерью Мессии. Мария, конечно же, чаяла этого. Но едва ли Она представляла, что станет беременной, оставаясь девственной. Помните, в Евангелии от Луки Она говорит: «Как это будет, если я мужа не знаю?».
— Но эти слова предполагают растерянность, а не испуг.
— Женщине, зачавшей ребенка вне брака, в древнем Израиле грозила смертная казнь через побиение камнями. Тут есть чего испугаться. Но Пречистая Дева, презрев страхи и сомнения, говорит свое «Да», судьбоносное для всего человечества, для каждого из нас.
— Получается, что художник хотел напомнить, как дорого стоят слова Богородицы «Се, раба Господня», ставшие вторым названием картины?
— Конечно! На полотнах Россетти нет случайных штрихов, ведь символизм — ещё одна примета его художественного стиля.
— Подождите, подождите! Давайте я попробую по памяти перечислить все говорящие детали на картине Россетти. Белые одежды Марии и Архангела символизируют чистоту, непорочность. Голубой цвет в иконописи знаменует Богородицу, как Ту, что соединила небо с землёй. Но у Россетти Дева только готовится принять свою миссию, поэтому голубое полотно мы видим у Неё за спиной в виде ширмы. Сама ширма, надо полагать, символизирует то, что пока скрыто от Марии, но скоро станет для Неё новой реальностью.
— А саму реальность олицетворяет красное полотно, вытканное Девой. Эта ткань висит так, что вышитая на ней лилия оказалась бутонами вниз. Белые цветы — словно корни, а стебель с поперечными горизонтальными побегами похож на ствол. Так символично на картине представлено древо, из которого будет изготовлен Крест — орудие казни Христа и знамя победы над смертью.
— Удивительные открытия вы помогли мне сделать, Андрей Борисович! Ах, нет у меня возможности поехать в Лондон, в галерею Тейт, где выставлено полотно Данте Габриэля Россетти! Но зато теперь у меня есть альбом с репродукцией «Благовещения».
— Да, к этой картине стоит возвращаться. Размышление над её сюжетом дарит то тёплое чувство благодарности Пресвятой Богородице, которое помогает молиться. И жить!
Храм иконы Божьей Матери «Знамение» (Крым, Судакский район, село Грушевка)
Путешествуя по Крыму, порой открываешь для себя уникальные места, о которых мало кто знает. Вот, например, едешь себе по трассе «Феодосия-Симферополь» и вдруг — указатель. Скромный, маленький, можно не обратить внимания и проскочить. Но если заметил — мимо уже точно не проедешь. Надпись на нём гласит: «Храм Знамения, 1-й век — 1 километр». Подумать только: где-то здесь, совсем рядом, находится христианская церковь апостольских времён!
Дорога приведёт в село Грушевка — это Судакский район. Придётся немного попетлять между домами по холмистой, неровной местности — такова уж особенность неповторимого крымского ландшафта. И вот, почти на окраине, у кромки леса, перед нами встанет довольно неприметный приземистый домик из неотёсанного природного камня. Крест на плоской крыше заметен не сразу. На стене табличка с надписью: «Древний храм. Первый век».
Признак того, что храм относится к апостольским временам — это особое устройство его алтаря. Небольшое помещение перекрыто сферическим куполом, который держится на закладных камнях. Так действительно было принято при апостолах. Строго говоря, первым веком от Рождества Христова следует датировать именно алтарь. Предположительно, он был устроен в небольшой пещере. Позже, примерно в 4 столетии, над пещерой был возведён храм. Многое повидал он за полтора тысячелетия. Пережил нашествие кочевников-гуннов, османское владычество, а в конце 18 века был освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение». Какому святому, иконе или празднику изначально, в древности, была посвящена церковь — увы, неизвестно. Храм разрушался и восстанавливался. Но древняя, пещерная его часть, дошла до нас в первозданном виде. Интересно, что даже в советское время Знаменский храм оставался действующим вплоть до 1958 года и закрылся по причине аварийного состояния здания. Когда в 1990-е храм вновь передали верующим, его пришлось буквально откапывать — настолько сильно он ушёл в землю. И сегодня, как два тысячелетия назад, здесь возносятся молитвы Богу, а камни помнят первых последователей Христа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Блаженной Матроны Московской (Комсомольск-на Амуре, Хабаровский край)
Комсомольск-на-Амуре расположен в четырёхстах километрах к северу от Хабаровска. Город был основан в 1860 году как село Пермское в рамках правительственной программы по укреплению дальневосточных рубежей России. Дома русские поселенцы поставили на берегу Амура — там, где сейчас возвышается над рекой деревянная церковь Блаженной Матроны Московской.
Это уже третий храм здесь, в районе современной Набережной. Первый, построенный в девятнадцатом веке, был посвящён Илье Пророку. Ту церковь закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом — столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим.
Однако, в 1996 году горожане решили вновь поставить над Амуром церковь. В начале 1999 года деревянный храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, но вскоре произошла беда — 7 марта здание загорелось из-за неисправности электропроводки. После пожара от церкви остался лишь каменный фундамент.
На этом история не закончилась. Жители Комсомольска-на-Амуре не оставляли надежду восстановить храм на набережной. Через 20 лет на собранные горожанами средства был изготовлен сруб из дальневосточной лиственницы — дерева, которому не страшны морозы. Церковь собрали на прежнем фундаменте по старинным технологиям, без единого гвоздя и освятили во имя блаженной старицы Матроны Московской. 4 сентября 2021 года под сводами храма состоялась первая литургия. С тех пор богослужения здесь не прекращаются.
А в 2024 году в Комсомольск-на-Амуре доставили из Москвы частицу святых мощей блаженной Матроны Московской. Помолиться у святыни в храм на Набережной пришли сотни горожан. Это событие стало важной страницей в летописи деревянной церкви, посвящённой блаженной старице.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (посёлок Желнино, Нижегородская область)
Поселок Желнино — заповедный уголок в пятидесяти километрах от Нижнего Новгорода. С одной стороны его омывает величавая Ока, с другой — тихая, поросшая кувшинками речка Осовец. В окрестностях много озёр с чистой ключевой водой. Дубовая роща, обступающая стройные ряды домов, полна птиц. Здесь можно встретить даже редкого краснокнижного дятла — желну. Собственно, благодаря этому черному красавцу в красной шапочке Желнино и получило своё название.
Главная достопримечательность здешних мест — старинный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Из любой точки посёлка видны островерхие башенки шатровых куполов и колокольня из красного кирпича. Церковь построили в 1878 году, а прежде Желнино считалось деревней. Местные жители были прихожанами Успенского храма Дудина монастыря. Это совсем рядом, пара километров, но — на другой стороне Оки! Зимой, когда река замерзала, дорога до храма по льду занимала не больше часа. Летом и осенью прихожане добирались на службу на лодках. А вот весной, в половодье, пускаться в плаванье было опасно. Иной год даже на Пасху православные оставались без литургии.
Исправить положение вызвался уроженец здешних мест, купец Степан Солин. Он истратил на богоугодное дело большую часть своего состояния и построил в Желнино просторный храм на три придела. 29 июля 1879 года центральный престол освятили в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Нижегородский епископ Макарий преподнёс Степану Петровичу образ преподобного Сергия Радонежского с дарственной надписью на обороте. Икона многие годы хранилась в церкви Благовещения, но была утрачена, когда храм закрыли безбожники после революции 1917-го.
Великолепное здание из красного кирпича многие годы использовалось под овощехранилище. Когда в конце восьмидесятых годов двадцатого века церковь вернули православным, над её восстановлением пришлось немало потрудиться. Местные жители очистили замусоренное помещение. Художники-реставраторы из Ленинграда заново расписали стены. Вернулась под церковные своды и икона Сергия Радонежского, принадлежавшая Степану Солину. Как оказалась, её сохранила одна из прихожанок.
В 1988 году в храме Благовещения Богородицы вновь зазвучала молитва. С тех пор богослужения в Желнино не прекращаются.
Все выпуски программы ПроСтранствия







