— Маргарита Константиновна, приветствую вас! С днём рождения!
— Андрей Борисович, здравствуйте! Спасибо большое! Проходите, располагайтесь!
— Позвольте вам подарить художественный альбом Данте Габриэля Россетти.
— Как же я вам благодарна, дорогой мой человек! Какое изумительное качество печати, безупречная цветопередача, богатая подборка! Репродукция картины «Благовещение» есть — я рада!
— Полотно, которое ещё называют «Се, раба Господня»? Одно из знаковых произведений Россетти!
— Знаковых? Что вы имеете в виду?
— То, что в этом полотне отразились все особенности творчества художника. И яркие, свежие тона, и отступление от академических традиций живописи в сторону простоты и искренности.
— В 1850 году Россетти представил картину «Благовещение» на выставке в Лондоне, в Королевской академии художеств. И его обвинили в отступлении не только от академизма, но и от христианского канона. Богородица на полотне выглядит испуганной — этот факт общественность сочла слишком вольной трактовкой Евангельского сюжета.
— Россетти отличает предельная правдивость. А испуг вполне возможен как первая реакция на призыв стать матерью Мессии. Мария, конечно же, чаяла этого. Но едва ли Она представляла, что станет беременной, оставаясь девственной. Помните, в Евангелии от Луки Она говорит: «Как это будет, если я мужа не знаю?».
— Но эти слова предполагают растерянность, а не испуг.
— Женщине, зачавшей ребенка вне брака, в древнем Израиле грозила смертная казнь через побиение камнями. Тут есть чего испугаться. Но Пречистая Дева, презрев страхи и сомнения, говорит свое «Да», судьбоносное для всего человечества, для каждого из нас.
— Получается, что художник хотел напомнить, как дорого стоят слова Богородицы «Се, раба Господня», ставшие вторым названием картины?
— Конечно! На полотнах Россетти нет случайных штрихов, ведь символизм — ещё одна примета его художественного стиля.
— Подождите, подождите! Давайте я попробую по памяти перечислить все говорящие детали на картине Россетти. Белые одежды Марии и Архангела символизируют чистоту, непорочность. Голубой цвет в иконописи знаменует Богородицу, как Ту, что соединила небо с землёй. Но у Россетти Дева только готовится принять свою миссию, поэтому голубое полотно мы видим у Неё за спиной в виде ширмы. Сама ширма, надо полагать, символизирует то, что пока скрыто от Марии, но скоро станет для Неё новой реальностью.
— А саму реальность олицетворяет красное полотно, вытканное Девой. Эта ткань висит так, что вышитая на ней лилия оказалась бутонами вниз. Белые цветы — словно корни, а стебель с поперечными горизонтальными побегами похож на ствол. Так символично на картине представлено древо, из которого будет изготовлен Крест — орудие казни Христа и знамя победы над смертью.
— Удивительные открытия вы помогли мне сделать, Андрей Борисович! Ах, нет у меня возможности поехать в Лондон, в галерею Тейт, где выставлено полотно Данте Габриэля Россетти! Но зато теперь у меня есть альбом с репродукцией «Благовещения».
— Да, к этой картине стоит возвращаться. Размышление над её сюжетом дарит то тёплое чувство благодарности Пресвятой Богородице, которое помогает молиться. И жить!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер