
Екатерина Каштанова
Маленький отпуск за свой счет, длинною в несколько дней я позволила себе ради того, чтобы съездить в Краснодар на первый день рождения племянника. Это — официальная версия. А если честно, очень устала. И надеялась, раз уж еду в сторону юга, и на море хоть немного времени провести. Поэтому все путешествие тщательно распланировала.
Итак, в Краснодаре аэропорт был закрыт. Поэтому я полетела в Сочи, чтобы оттуда на скоростной электричке добраться до Краснодара. Думаю, многие знают, что сочинский аэропорт находится в Адлере. Туда я и прилетела. Думала, что оттуда же отправляется поезд на Краснодар. Но! О ужас, он отправлялся из самого города Сочи, что в сорока минутах езды от Адлера.
В общем, на свою скоростную электричку я опоздала. И началась кутерьма с транспортом! Сорвались все планы. Тот поезд, на который я поменяла билеты, приходил уже ночью. Это означало, что не просто мы лишились вечерних посиделок, я еще и разбивала всем ночной сон накануне торжественного дня.
Отпуск? Я хотела отдохнуть? Эта транспортная путаница высосала из меня остатки и душевных, и духовных сил. Я и так от накопившейся усталости почти не молилась последнее время. А тут — совсем поплыла. Одно раздражение, досада, печаль... Только и смогла сказать: «Господи, ну помоги!»
Поезд пришел глубокой ночью. Заспанный зять быстро открыл мне дверь, чтобы не перебудить семью. На следующий день мы весело отпраздновали первый год жизни нашего маленького именинника: повидались с родственниками, погуляли по городу, сделали массу фотографий. А через день мне пришла пора уезжать.
Дорога вновь предстояла «на перекладных». Встать рано утром, чтобы без пробок доехать через весь город до вокзала Краснодара и не опоздать. Далее, успеть сесть на скоростную электричку до железнодорожного вокзала Адлера. А оттуда доехать на такси, и желательно без пробок, до аэропорта, чтобы успеть на свой самолёт в Москву. По прогнозам транспортных приложений пробки могли меня ожидать и на пути из дома до вокзала в Краснодаре, и в дороге от вокзала до аэропорта в Адлере. Какое уж тут море... Домой бы вернуться.
С самого утра я начала уже усердно молиться святителю Николаю как помощнику путешествующим. С сестрой попрощались в дверях квартиры, чтобы не будить малыша. Я одна вышла на улицу. Стояла у подъезда и ждала такси. И тут...
Из соседнего двора прямо ко мне идет то ли уставший, то ли сонный зрелый мужчина с сединой в бороде, в волосах и ... с веткой дикой лилии в руках. Согласитесь, редко в 5 утра можно встретить человека с лилией, вероятно, сорванной в ближайшем палисаднике. Кстати, лилия — мой любимый цветок.
Поравнявшись со мной, мужчина резко протянул мне эту ветку и буркнул как бы нехотя:
— С праздником
— А с каким? — удивлённо успела спросить я.
— Да, вроде, святого Николая — ответил человек и ушёл.
Я стояла ошарашенная какие-то мгновения. Как человек, который даже толком не знает святого, поздравляет меня с его праздником который отмечали неделю назад? Да еще моим любимым цветком? Словно сам святой Николай прислал мне этого человека для укрепления перед сложной дорогой через нежное творение Божие — цветок.
Подьехало такси. Я села в машину и всю дорогу смотрела на свою ветку белых лилий от святого Николая.
Надо ли говорить, что до вокзала мы долетели без пробок. Я вовремя села в электричку и сразу поставила в воду свой подарок от святого. Лилия благоухала все 4 часа дороги до моря, двадцать минут в такси без пробок до аэропорта и 3 часа полета до Москвы.
Как нежно, с какой любовью получаем мы ответ на молитвы. И почему суета и напряжение гасят наш молитвенный пыл, когда наоборот именно молитва — первая помощь в решении любых трудностей. Но стоит поднять глаза к небу, обратиться к святым, к Господу, как мы получаем явный ответ.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер