Будучи неофитом, я не раз впадал в осуждение людей других вероисповеданий. Теперь стараюсь избегать этого, оставляя Суд Богу. После одного случая.
В тот день мне, гиду Паломнической службы Валаамского монастыря выпал выходной. И я решил прогуляться по острову. Сначала направился на берег Монастырской бухты к старинной каменной часовне в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Зашел внутрь и увидел там двух молодых людей — парня и девушку. На вид — лет тридцати. Обычная картина, в часовню постоянно заходят приезжающие на остров люди. Но этот парень особо привлёк парень внимание. Он стоял с покрытой головой. Голову девушки украшал красивый платок-шаль. Обратившись к молодому человеку, я подсказал ему, что мужчинам в таком святом месте следует снимать головной убор.
— Мы — буддисты, — прозвучал неожиданный, удививший меня ответ. Но шапочку парень всё же снял.
Скоро я вышел наружу. За мной следом покинула часовню и пара.
На вид это были обычные люди, и одеты по-современному, как большинство сегодня. Но очень трогательно общались друг с другом. Не спеша они направились вверх — в сторону центральной усадьбы обители.
И тут меня что-то потянуло подойти к ним и заговорить. Оказалось, они — Петербуржцы, впервые решили побывать на Валааме.
Неожиданно для себя, я сменил свои планы и предложил им, насколько позволит время, познакомить с монастырём. А прежде — посетить Игуменское кладбище, куда ведёт красивая аллея старинных деревьев. Я объяснил, что денег мне за это не надо. Ребята искренне обрадовались предложению.
Всю дорогу Роман и Елена — так звали этих людей — с интересом слушали мой рассказ про обитель.
В главный собор мы вошли уже как хорошие знакомые. И с благоговением. Внутри нижнего храма было не многолюдно. Я заметил свою коллегу. Она только что распрощалась с очередной группой туристов и стояла возле чудотворной иконы Богородицы «Валаамская». Мы встретились взглядами и, улыбаясь поприветствовали друг друга. Подойдя ближе я представил гостей:
— Вот, ребята буддисты из Петербурга, первый раз на Валааме.
И тут моя коллега так искренне улыбнулась, буквально с распростертыми объятиями устремилась навстречу моим новым знакомым:
— Идите сюда, мои хорошие, поближе — к Царице Небесной, — и, обняв их, повлекла к чудотворному Образу Богородицы. Встав рядом, она стала петь молитвы и прославлять Божию Матерь. Глаза моей коллеги излучали свет и тепло любви.
В этот момент что-то произошло и со всеми нами. Потекли слёзы умиления и счастья, на душе стало светло и радостно. Вдруг все мы стали едины в ощущении излившейся на нас благодати и любви Бога.
Мы вышли из собора почти как родные люди. Ребята оказались мужем и женой, в этот день у них был годовщина— пять лет совместной жизни.
Всю обратную дорогу к причалу они удивлялись месту, где оказались, радовались всему, что здесь с ними произошло, говорили, что хотят обязательно приехать снова.
Молодые супруги увезли с собой опыт соприкосновения с живой веры моей коллеги, любви, которая согревает людей.
Автор: Сергей Кубасов
Все выпуски программы Частное мнение
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема