
Этим летом я был вожатым в приходском детском лагере в одной деревне Рязанской области. Я отвечал за небольшую команду детей, которым было по 10. Темой летнего выезда стали добрые дела.
В один из дней, у нашей команды было задание убрать мусор вдоль дороги от лагеря до кладбищенского храма. Батюшка, который духовно окормлял наш лагерь, дал наставление перед выходом. Сначала оно показалось загадочным. Звучало так:
«Смотрите, доброе дело часто бывает незапланированным, надо быть готовым его узнать и отдать ему приоритет». Мы пошли вдоль дороги, дети рассредоточились по разным участкам и относили мусор на свалку, и вот один из мальчиков кричит:
— Вааняя, тут крест! — мы с другим вожатым побежали на голос. Мальчик стоял около мусорного бака и смотрел на лежащий на земле деревянный намогильный крест. Подбежали и остальные дети.
— Вань, а почему люди выбросили крест? Мы ведь в храме его целуем, а он тут в мусорке.
Меня уколола эта детская непосредственность, и я сам не мог объяснить, почему так получается. Однако стало не по себе от вида, как в мусорном баке лежит символ моей веры. Пока я думал, второй вожатый вдруг предложил:
— Ребята, смотрите, на кресте нет никаких надписей, давайте сходим на кладбище и посмотрим, может там есть могила человека, за которой никто не ухаживает. Если найдём такую, то давайте поставим ему памятный крест, помянем его и помолимся.
Я внутри себя помолился, чтобы мы могли сделать доброе дело и обнаружить то место, где послужить своими силами.
Пока ходили по кладбищу, нам встретился пожилой мужчина, который мыл памятник. Мы поздоровались и спросили, не знает ли на этом кладбище одинокую могилу, за которой никто не ухаживает.
— Охохо, ребятки...есть одна. Когда я только вернулся из армии у нас старый сосед умер — Николай Ксенофонтович. Кажется, был 1976 год. Жил он одиноко: ни родни, ни детей у него не было. Собрались мы, молодые парни и похоронили его на этом кладбище. Дай Бог памяти, где это и было... А, пойдёмте, кажется, припомнил.
Он повёл чуть вглубь кладбища и остановился у берёзы. Там он показал нам заросший травой бугор, который можно было бы спутать с большой кочкой.
— Вот, тут. Тут покоится Николай Ксенофонтович. Помню, думал, как в жизни получается: никогда с ним не общались, а тут хороню его, как своего родного. Памятник тогда сделали сами, крестов вот не ставили, не по правильному тогда было. А сейчас ни памятника, ни могилы нет. Эх, покойся Николай Ксенофонтович.
Мальчик, который обнаружил крест, потянул меня за футболку — я наклонил к нему ухо и он прошептал:
— Давайте сюда отнесём крестик.
Видимо, он почувствовал, что это именно тот человек, которого послал нам Господь, чтобы мы могли сделать доброе дело.
Мы начали выдирать траву, которая наросла в этом месте плотным слоем. И обнаружили остатки памятника. Точно. Это старая могила. Она. Принесли крест, установили его, положили полевые цветы и написали маркером: Лифанов Николай Ксенофонтович.
Наш новый знакомый посмотрел на теперь уже ухоженную могилу и сказал:
— Слава Богу, теперь у Николая Ксенофонтовича появились близкие люди.
После такого дня я подумал, как радостно бывает доверять Богу своё желание сделать, что-то доброе. Христианское. Божье.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема