
Этим летом я был вожатым в приходском детском лагере в одной деревне Рязанской области. Я отвечал за небольшую команду детей, которым было по 10. Темой летнего выезда стали добрые дела.
В один из дней, у нашей команды было задание убрать мусор вдоль дороги от лагеря до кладбищенского храма. Батюшка, который духовно окормлял наш лагерь, дал наставление перед выходом. Сначала оно показалось загадочным. Звучало так:
«Смотрите, доброе дело часто бывает незапланированным, надо быть готовым его узнать и отдать ему приоритет». Мы пошли вдоль дороги, дети рассредоточились по разным участкам и относили мусор на свалку, и вот один из мальчиков кричит:
— Вааняя, тут крест! — мы с другим вожатым побежали на голос. Мальчик стоял около мусорного бака и смотрел на лежащий на земле деревянный намогильный крест. Подбежали и остальные дети.
— Вань, а почему люди выбросили крест? Мы ведь в храме его целуем, а он тут в мусорке.
Меня уколола эта детская непосредственность, и я сам не мог объяснить, почему так получается. Однако стало не по себе от вида, как в мусорном баке лежит символ моей веры. Пока я думал, второй вожатый вдруг предложил:
— Ребята, смотрите, на кресте нет никаких надписей, давайте сходим на кладбище и посмотрим, может там есть могила человека, за которой никто не ухаживает. Если найдём такую, то давайте поставим ему памятный крест, помянем его и помолимся.
Я внутри себя помолился, чтобы мы могли сделать доброе дело и обнаружить то место, где послужить своими силами.
Пока ходили по кладбищу, нам встретился пожилой мужчина, который мыл памятник. Мы поздоровались и спросили, не знает ли на этом кладбище одинокую могилу, за которой никто не ухаживает.
— Охохо, ребятки...есть одна. Когда я только вернулся из армии у нас старый сосед умер — Николай Ксенофонтович. Кажется, был 1976 год. Жил он одиноко: ни родни, ни детей у него не было. Собрались мы, молодые парни и похоронили его на этом кладбище. Дай Бог памяти, где это и было... А, пойдёмте, кажется, припомнил.
Он повёл чуть вглубь кладбища и остановился у берёзы. Там он показал нам заросший травой бугор, который можно было бы спутать с большой кочкой.
— Вот, тут. Тут покоится Николай Ксенофонтович. Помню, думал, как в жизни получается: никогда с ним не общались, а тут хороню его, как своего родного. Памятник тогда сделали сами, крестов вот не ставили, не по правильному тогда было. А сейчас ни памятника, ни могилы нет. Эх, покойся Николай Ксенофонтович.
Мальчик, который обнаружил крест, потянул меня за футболку — я наклонил к нему ухо и он прошептал:
— Давайте сюда отнесём крестик.
Видимо, он почувствовал, что это именно тот человек, которого послал нам Господь, чтобы мы могли сделать доброе дело.
Мы начали выдирать траву, которая наросла в этом месте плотным слоем. И обнаружили остатки памятника. Точно. Это старая могила. Она. Принесли крест, установили его, положили полевые цветы и написали маркером: Лифанов Николай Ксенофонтович.
Наш новый знакомый посмотрел на теперь уже ухоженную могилу и сказал:
— Слава Богу, теперь у Николая Ксенофонтовича появились близкие люди.
После такого дня я подумал, как радостно бывает доверять Богу своё желание сделать, что-то доброе. Христианское. Божье.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Как собака друга искала

Давным-давно в лесу жила Собака. Одна-одинешенька. Скучно ей стало, и захотелось Собаке друга найти. Но только такого сильного и смелого, который никого бы в лесу не боялся.
Встретила она на тропинке Зайца и говорит:
— Давай, Заяц, с тобой дружить, вместе веселее жить!
— Давай, — согласился Заяц.
Нашли новые друзья себе вечером местечко для ночлега и легли спать. Ночью вспорхнула с куста птичка. Собака услышала шорох — вскочила, да как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит Собаке. — Услышит Лиса, придет сюда и нас съест. Нет уж, лучше я один буду жить.
На другой день Собака на поляне Лису встретила и говорит:
— Давай, Лиса, с тобой дружить, будем вместе жить!
— Что ж, вместе не так скучно, — согласилась Лиса.
Легли они ночью спать в лисьей норе. Ночью пробегала мимо мышка, Собака услышала шорох, залаяла.
— Уходи, ты мне спать мешаешь, — сказала Лиса. — Не хватает ещё, чтобы Волк на шум прибежал. Он, когда голодный — сердитый, и мне тогда не поздоровится...
«Неважный это друг, — подумала Собака. — Зато Волк, наверное, никого в лесу не боится».
Распрощалась Собака с Лисой, и пошла искать Волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, Волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Годится, — отвечает Волк.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, Собака услышала — да как вскочит, как залает громко.
Волк в испуге проснулся и стал ругать Собаку:
— Услышит Медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас на мелкие кусочки. Лучше уж я без всяких друзей жить буду...
Нашла Собака на лесной поляне Медведя и говорит:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит Медведь. — Айда ко мне в берлогу.
Наступила ночь. Легли они спать. А ночью Собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Зачем ты лаешь? Пойдёт человек на охоту, и найдёт меня... Уходи, мне такие друзья не нужны....
Прибежала собака в село, постучалась в крайний дом и говорит:
— Человек, человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился Человек. Легли они спать. Услышала Собака, как к курятнику прокралась его старая знакомая — Лиса, залаяла, та и убежала прочь.
Вышел Человек посмотреть, почему Собака лает, увидел лисьи следы, и понял, как хорошо верного друга и помощника иметь. Накормил он Собаку, приласкал, тёплую конуру ей построил возле своей избы.
Ночью Собака лает — дом охраняет. А Человек ей за это только спасибо говорит.
С тех пор Собака и Человек вместе дружно живут. В точности по русской пословице: нет друга — так ищи, а нашёл — береги.
(по мотивам русской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
ДоброГжель Василия Панина

Фото: PxHere
Один из видео сюжетов в социальных сетях познакомил меня с жителем Гжели, о котором я хочу вам рассказать.
Василий Панин родился в Подмосковье, в многодетной семье: у него было девять сестёр и братьев. Семья была неблагополучной: родители много пили и рано умерли. Наш герой хорошо помнит свою бабушку — папину маму, которая оформила опеку над Васей с младшим братом и забрала их к себе. «Дома у бабушки было тепло и пахло пирогом», — вспоминает мужчина. Правда, оттуда часто приходилось уезжать в специальный санаторий, где они с братом лечились от туберкулеза.
Бабушка навещала мальчиков в санатории, а позже — в детском доме, куда сама их оформила, состарившись. «Не подумайте, что она нас бросила, — объясняет Василий. — Просто в последние годы по состоянию здоровья уже не могла быть опекуном».
Бабушки не стало, когда подростку исполнилось четырнадцать. В детдоме он не чувствовал себя одиноким: дружил с ребятами, с уважением относился к воспитательницам, которые старались облегчить жизнь сирот. «Летом они у нас в группе клеили обои, а на Новый год угощали домашними заготовками», — рассказывает о наставницах Панин.
Сегодня Василий живёт в подмосковном селе Гжель с семьёй: женой Оксаной и дочерью Александрой. У супругов свой небольшой бизнес: они разводят собак декоративной породы чихуахуа. А ещё у него собственный благотворительный проект под названием «ДоброГжель», созданный в мае 2017 года.
Незадолго до этого соседка попросила Василия Панина собрать и отвезти подарки воспитанникам Калязинского детского дома «Родничок», что в Тверской области. Бывший детдомовец согласился, и со временем «Родничок» стал одним из подшефных «ДоброГжели».
Потом помощь понадобилась Ирине, девушке из соседнего города Бронницы с диагнозом «детский церебральный паралич», которая не могла передвигаться на обычной инвалидной коляске и нуждалась в электрической. Василий обратился за поддержкой к землякам, а когда собрал большую часть суммы, сотрудники соцзащиты предоставили Ирине коляску бесплатно! Собранные деньги Василий передал на лечение детям.
С тех пор Панин помогает местным жителям постоянно. К нему в фонд «ДоброГжель» обращаются многодетные и малоимущие, пожилые и больные, инвалиды и погорельцы. А ещё с недавних пор доброгжельцы проводят концерты и новогодние «Ёлки желаний».
Когда Василия Панина спрашивают, почему он всем этим занимается, он говорит: «Я делаю то, что когда-то делали для меня».
Все выпуски программы Живут такие люди
Псалом 85. Богослужебные чтения

Не каждому человеку довелось в жизни испытать банкротство — но, не сомневаюсь, определённое представление об этом тяжёлом испытании есть у каждого. Однако, кроме финансового банкротства, бывает и иное — духовное. Именно о нём говорит пророк Давид в 85-м псалме — который сегодня читается в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 85.
Молитва Давида.
1 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё,
10 ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего.
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твоё вечно,
13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
Чтобы понять, как можно стать «духовным банкротом», для начала хотя бы немного вспомним, из чего слагается обычное банкротство. Это, как правило, несколько критических составляющих: неплатёжеспособность по взятым долгам, недостаточность активов, публичная продажа всего, что имеет хотя бы какую-то стоимость по бросовым ценам, и, наконец, существенный провал в репутации. Едва ли кто захочет иметь дело в будущем с вчерашним банкротом!
Давайте теперь попробуем перевести эти параметры в духовную плоскость. Когда человек становится «неплатёжеспособным»? Вы удивитесь, но вовсе не тогда, когда он ощущает себя грешником! Грешники «духовные кредиты» не берут — зная, что отдавать-то нечем! А вот «мнимые праведники» — ещё как! «Духовный кредит» — уверенность в том, что человек имеет достаточно оснований «духовной кредитной истории», чтобы милость Божия была снова и снова явлена ему. И тут вдруг — бац! — а нет больше доверия должнику: ваш «лимит» исчерпан, и со всех сторон начинают сыпаться напасти одна жёстче другой!
«Недостаточность активов» — прежде всего, самый главный актив — это собственно вера: чем её больше, чем она твёрже — тем большие испытания может человек пережить без внутреннего разрушения. Это — в теории. А на практике — точно, как с банкротством: когда нечем платить по кредитам, то, как правило, и активы все почему-то распроданы. Приходит беда — отворяй верой ворота, а вера-то куда-то испарилась. Словно бы и не было вообще!
«Публичный аукцион» — это когда твоя полная духовная несостоятельность становится очевидной окружающим: уже не помогают никакие ни социальные роли, ни надетые маски, ни шаблонные фразы. В глазах окружающих быстро превращаешься в «токсичного» — и они предпочитают обходить тебя стороной, дабы не «заразиться». Вот и подошли мы к самому краю — обрушению репутации — прежде всего в собственных глазах — ну и потом для окружающих. Оказавшись «духовным банкротом», человек ясно осознаёт: да, ему уже нечего предъявить Божественному заимодавцу. Казалось бы, это — ужасно. А в духовной жизни — это едва ли не самое лучшее состояние, только находясь в котором и может человек поднять голову вверх, к Небесному Отцу — и начать молиться по-настоящему, не из позиции «веры», «уверенности», или, помилуй Бог, «духовной состоятельности».
Так что проникнемся, дорогие друзья, правильной «непотребностью» царя Давида — и напитаем свою тощую душу его живительными, согревающими, вдохновляющими словами!