
Этим летом я был вожатым в приходском детском лагере в одной деревне Рязанской области. Я отвечал за небольшую команду детей, которым было по 10. Темой летнего выезда стали добрые дела.
В один из дней, у нашей команды было задание убрать мусор вдоль дороги от лагеря до кладбищенского храма. Батюшка, который духовно окормлял наш лагерь, дал наставление перед выходом. Сначала оно показалось загадочным. Звучало так:
«Смотрите, доброе дело часто бывает незапланированным, надо быть готовым его узнать и отдать ему приоритет». Мы пошли вдоль дороги, дети рассредоточились по разным участкам и относили мусор на свалку, и вот один из мальчиков кричит:
— Вааняя, тут крест! — мы с другим вожатым побежали на голос. Мальчик стоял около мусорного бака и смотрел на лежащий на земле деревянный намогильный крест. Подбежали и остальные дети.
— Вань, а почему люди выбросили крест? Мы ведь в храме его целуем, а он тут в мусорке.
Меня уколола эта детская непосредственность, и я сам не мог объяснить, почему так получается. Однако стало не по себе от вида, как в мусорном баке лежит символ моей веры. Пока я думал, второй вожатый вдруг предложил:
— Ребята, смотрите, на кресте нет никаких надписей, давайте сходим на кладбище и посмотрим, может там есть могила человека, за которой никто не ухаживает. Если найдём такую, то давайте поставим ему памятный крест, помянем его и помолимся.
Я внутри себя помолился, чтобы мы могли сделать доброе дело и обнаружить то место, где послужить своими силами.
Пока ходили по кладбищу, нам встретился пожилой мужчина, который мыл памятник. Мы поздоровались и спросили, не знает ли на этом кладбище одинокую могилу, за которой никто не ухаживает.
— Охохо, ребятки...есть одна. Когда я только вернулся из армии у нас старый сосед умер — Николай Ксенофонтович. Кажется, был 1976 год. Жил он одиноко: ни родни, ни детей у него не было. Собрались мы, молодые парни и похоронили его на этом кладбище. Дай Бог памяти, где это и было... А, пойдёмте, кажется, припомнил.
Он повёл чуть вглубь кладбища и остановился у берёзы. Там он показал нам заросший травой бугор, который можно было бы спутать с большой кочкой.
— Вот, тут. Тут покоится Николай Ксенофонтович. Помню, думал, как в жизни получается: никогда с ним не общались, а тут хороню его, как своего родного. Памятник тогда сделали сами, крестов вот не ставили, не по правильному тогда было. А сейчас ни памятника, ни могилы нет. Эх, покойся Николай Ксенофонтович.
Мальчик, который обнаружил крест, потянул меня за футболку — я наклонил к нему ухо и он прошептал:
— Давайте сюда отнесём крестик.
Видимо, он почувствовал, что это именно тот человек, которого послал нам Господь, чтобы мы могли сделать доброе дело.
Мы начали выдирать траву, которая наросла в этом месте плотным слоем. И обнаружили остатки памятника. Точно. Это старая могила. Она. Принесли крест, установили его, положили полевые цветы и написали маркером: Лифанов Николай Ксенофонтович.
Наш новый знакомый посмотрел на теперь уже ухоженную могилу и сказал:
— Слава Богу, теперь у Николая Ксенофонтовича появились близкие люди.
После такого дня я подумал, как радостно бывает доверять Богу своё желание сделать, что-то доброе. Христианское. Божье.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема