Главным символом христианства является крест. Господь Иисус Христос принял смерть на кресте и именно через крестную жертву Он дал людям возможность войти в Царство Небесное.
Православные христиане очень дорожат крестом - в честь креста Христова в нашей Церкви имеется несколько праздников. Многие православные христиане носят нательный крест и часто осеняют себя крестным знамением. Особое почитание креста имеется также в Католической церкви. Однако по ряду причин изображение распятия у католиков и православных различается.
Первое наиболее яркое отличие - это форма креста. В Католической церкви принято изображать крест четырехконечным. Православной традиции свойственна восьмиконечная форма крестного распятия. Это означает, что в дополнение к имеющимся у креста четырем сторонам добавляется верхняя небольшая планка - титло с надписанием «Иисус Назарей Царь Иудейский». И нижняя наклонная планка - подножие для ног Христа. Православные христиане, в отличие от католиков, считают важным сохранять историческую форму креста Спасителя.
Следующее отличие православного распятия от католического состоит в том, как изображен Спаситель. В католической традиции принято показывать страдания Спасителя. Христос у католиков изображен очень реалистично, предельно ярко показаны его муки. Часто католики вовсе изображают Спасителя уже умершим. Его тело на кресте провисает, а на лице лежит печать смерти.
В православной традиции так поступать не принято. На православных распятиях мы видим возвышенное изображение Христа. Спаситель как бы стоит на кресте и простирает Свои любящие объятия для всех людей. Лицо Христа просветлено. Любовь к человечеству помогает Ему превозмочь боль. Чаще всего распятие в Православии совсем не имеет физиологического реализма. В том смысле, что наши церковные художники стараются показать страдания Спасителя так, чтобы они вызывали у человека сострадание ко Христу, а не ужас.
Имеется еще одно внешнее отличие православного распятия от католического. На православном кресте ноги Спасителя пробиты двумя гвоздями - каждая отдельным гвоздем. У католиков иначе. Они изображают распятие так, что ноги Христа на нем оказываются пробиты одним гвоздем. Это вызвано историческими причинами, разностью преданий православных и католиков.
И последнее отличие. Упомянутое уже титло с надписанием «Иисус Назорей Царь Иудейский» у католиков обычно представлено на латыни, в нашей традиции на церковнославянском языке.
28 мая. Об Отдании праздника Пасхи

Сегодня 28 мая. Отдание праздника Пасхи.
О богослужении дня — священник Августин Соколовски.
На 39-й день после Пасхального Воскресения Церковь празднует Отдание Пасхи. В богословском, догматическом, вероучительном смысле Пасха продолжается. С Отданием Пасха не заканчивается.
Так, Вознесение — это кульминация прославления воскресшей человеческой плоти Христа Спасителя. Вознесение — это не скорбное событие. Оно не только приближает, но делает неминуемым Пятидесятницу. Святой Дух, ниспосланный на апостолов, сделает воскресшего Господа Иисуса везде присутствующим достоянием всей Вселенной через Церковь. Поэтому Пятидесятница — это также пасхальное торжество.
Если Пасха Христова не завершается в догматическом смысле, то в богослужебном значении она оканчивается именно в день Отдания праздника. На протяжении 40 дней Плащаница Господа Иисуса находилась на престоле в Церкви. В день Отдания она торжественно переносится. Литургия, как и прежде, вплоть до следующей Пасхи, будет совершаться на антиминсе, а не на Плащанице-антиминсе вместе, как это было во все пасхальные дни.
Современная богослужебная практика знает два возможных варианта служения Отдания Пасхи. Первая практика — это служба пасхальным чином. Вторая традиция — это предписанное уставом обычное богослужение с прибавлением тропаря Пасхи и иных немногих пасхальных песнопений.
Согласно Писанию, по воскресении Своём Господь Иисус являлся ученикам в течение 40 дней. Именно об этом говорят богослужебные тексты Отдания Пасхи.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 мая. О творчестве Федота Шубина

Сегодня 28 мая. В этот день в 1740 году родился скульптор Федот Шубин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
В семье крестьянина-помора Архангельской губернии родился гений скульптуры Федот Иванович Шубин, теснейшим образом связанный с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, которого отец Федота Ивановича учил грамоте. Ломоносовым, который получил три рубля от родственников Шубина для путешествия в столицу.
Пример Федота Ивановича, самого замечательного скульптора 18-го столетия, говорит о том, что талант, помноженный на работоспособность, плодом своим имеет шедевры, которые поныне украшают Санкт-Петербург. Знаменитое ростовое изображение законодательницы Екатерины II в Таврическом дворце, бюсты вельмож екатерининской эпохи, культурные работы Александро-Невской лавры, где и погребён наш замечательный соотечественник.
Я бы назвал его Моцартом в области скульптуры. Каждый месяц он созидал шедевр, достойный восхищения не только современников Шубина, но и потомков, получая неправдоподобно мало, едва сводя концы с концами, он трудился не ради хлеба куса, а ради Иисуса, все свои силы отдавая любимому делу.
Все выпуски программы Актуальная тема