Жизнь каждого человека развивается примерно по одному сценарию: родился, крестился… ну, дальше сами знаете. Мне скоро тридцать. И, как многие в этом возрасте, я невольно задумалась о предварительных итогах своей жизни: чего мне удалось к этому моменту достичь, что у меня в планах на будущее, а что осталось далеко в прошлом и не состоится никогда. Перед своим днём рождения, я стала анализировать пройденные мною этапы жизненного пути и, проектируя настоящее, пришла к интересному, на мой взгляд, сравнению. Жизнь похожа на геометрическую фигуру. На конус. Объёмную фигуру в пространстве, с острой макушкой.
Момент рождения в земной мир – это фундамент. С него начинается отсчёт земного времени. Далее – на фундамент наслаиваются пласты жизненного опыта, которые постепенно сужаются в диаметре, плавно заостряя форму этой условной жизненной фигуры.
Но Вы можете спросить меня, почему сужаются? Ведь, по логике, с годами к человеку приходят новые знания, возможности… Расширяться же должны? Я приведу один пример. Вот у моего супруга была бабушка. Башкирка. Ей было семьдесят или около того, когда её муж умер. Когда она осталась одна, за ней стали ухаживать дети. Все православные, в храм ходят. А она сама – ну, ни в какую. Мусульманка я, говорит, и всё тут. Когда я с ней познакомилась, она уже старенькая была. На моих глазах угасали её телесные силы. Но и на моих же глазах происходило ещё кое-что. Мусульманка. Башкирка. С характерным разрезом глаз. Стала почитывать книжки православных писателей. Мусульманка. Башкирка. С характерным разрезом глаз. Стала ходить вместе с нами к храму в родительские субботы... А потом, когда её уже измучил возрастной диабет и постоянные приступы давления, эта мусульманка, башкирка с характерным разрезом глаз сказала: «Хочу креститься». Мы только ахнули! А она: «Хочу, – говорит, – там, у Бога, вместе с Яшенькой, с мужем своим, быть. Стосковалась без него». И крестилась. А через год умерла. И молимся мы теперь за рабу Божью Римму и Раба Божьего Якова… И то есть, я о чём хочу сказать. Человек рождается с основанием – с телом. Самое здоровое тело у него – в момент рождения. А потом с каждым днём нападают на это тело разные недуги и как бы оплавляют его. Кого-то быстрее, кого-то медленнее. А внутренний стержень в это время, наоборот, растёт. То есть человек теряет год за годом своё тело – внешнее здоровье, но растёт внутренним стержнем, устремляясь к конечной точке. Такой вот конус.
Я, мне кажется, сейчас нахожусь на пласте усечённого конуса, с уже достаточно плотной основой. Её можно увидеть невооружённым глазом, вспомнить, почувствовать… но самое главное: уже можно дать предварительную оценку не только крепости фундамента моего конуса, но и понять, в какую сторону он устремлён.
Господь поместил каждого из нас в пространство мира с единой системой координат. Помните, из курса математики? Оси X, Y и Z следуют в разных направлениях от нулевой точки и дают построениям положительные координаты, отрицательные или и те, и другие. Возвращаясь к сравнению жизни с конусом, я думаю, что к тридцати годам впервые, оглядываясь на последовательные пласты своей жизненной фигуры, человек способен честно признаться себе, какие из этих координат он сам себе присвоил в пространстве времени. Но, также он может отмахнуться от них, сказать: «Что за вздор!». Обмануть самого себя и не заметить посланного Богом шанса сместить основу своего жизненного конуса и изменить направление его будущей вершины. Устремить его из минуса – в плюс, наращивая положительные показатели собственной жизни. Или – наоборот… Уронить в отрицательную часть осей Декарта, рискуя больше не получить возможности вернуть своему конусу положительные координаты.
Бог дал нам свободную волю и возможность строить свой конус из того материала, который мы сами себе выбираем. Но также – Он не дал нам права знать, когда этот материал закончатся, и в руках останется лишь макушка конуса. Которая уже ничего не сможет изменить. Но именно она будет отчётом нашей «строительной» работы: по координатам нашей фигуры, её длине, ширине и направлению.
И в этой, итоговой, точке начнётся построение…ещё одного конуса. Но он уже будет не сужать свои пласты, а, наоборот: будет расширять их, охватывая всё больше и больше пространства, созданного нами в земной жизни. И делать он это будет бесконечно. И без графика. Потому что изменить минус на плюс… будет уже нельзя.
А пока мы ещё здесь, на земле… А это значит, у нас есть шанс пойти по вектору в системе координат, который поведёт нас – к плюс бесконечности.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия