
«Человек идёт за Солнцем», студия «Молдова-фильм», режиссёр Михаил Калик
— И чего тебе не переходить улицу там, где положено?
— А мне не надо туда. Я иду за солнцем.
— Вот оно что! За солнцем? Правильно! Мне ведь тоже туда, тогда садись, подвезу.
— А зачем ты за солнцем идёшь?
— А если за солнцем пойти, так всю-всю землю обойдёшь!
Ясным летним утром мальчик по имени Санду отправился в путь. Он услышал от приятелей во дворе, что если следовать за солнцем, то можно обойти всю землю, и вернуться на то же самое место, откуда начал маршрут, только с другой стороны. И побежал, недолго думая. Пойти вслед за маленьким путешественником в 1961-м году пригласил зрителей режиссёр Михаил Калик. На студии «Молдова-фильм» он снял яркую, жизнерадостную картину «Человек идёт за Солнцем». Фрагмент из неё мы с вами услышали в начале программы. По мнению современных кинокритиков, в художественном и идейном плане фильм намного опередил своё время. По крайней мере, когда лента только вышла, чиновники от кино её не оценили. И даже намеревались запретить: мол, не отражает советскую действительность. Но Михаил Калик и не ставил себе такой цели. Он хотел снять добрую притчу — и это у него, на мой взгляд, замечательно получилось.
Главный герой фильма «Человек идёт за солнцем», маленький Санду, шагает по городу. Он встречает разных людей. И каждая из этих встреч становится важной, даже если длится совсем недолго. Вот возле родильного отделения сидят молодые отцы. Они томятся и волнуются в ожидании вестей. Один из них просит мальчика помочь. Санду пробирается в больницу и приносит радостную новость: родился сын! Потом мальчик попадает на стройку, где рабочие обедают. Санду тоже проголодался. Но садится за общий стол лишь тогда, когда вносит свою лепту — маленький початок кукурузы, который случайно нашёлся у него в кармане. Это один из самых трогательных моментов фильма — когда строители принимают дар ребёнка с благодарностью, и делят початок на всех, по крошечному кусочку.
Из таких эпизодов перед зрителями вырисовывается одна большая, удивительно цельная картина — мир людей, где каждый незнакомец может оказаться нашим ближним. Безногий уличный сапожник, мальчишка, торгующий арбузами на рынке, водитель грузовика. Или работница городского парка, которая вырастила на клумбе подсолнух — он напоминает ей о родном селе. А мальчику напомнил его самого, когда девушка рассказала, откуда у цветка такое название.
— Тебе нравится подсолнух?
— А почему он подсолнухом называется?
— Потому что это цветок солнца. Куда солнышко — туда и он. Целый день к нему лицом поворачивается.
Точно так же поворачивается лицом к людям главный герой фильма — ещё ребёнок, но уже — человек, с открытой и светлой душой. И хочется стать хоть немного на него похожим — искренним, доверчивым, видеть мир ярким, верить в человеческую доброту. Невольно вспоминается заповедь Христова: «Будьте как дети». Но чем же закончится путешествие мальчика? Это зрители обязательно узнают, пройдя вместе с ним весь путь, то есть — посмотрев фильм. В нём можно полюбоваться на чудесные виды летнего Кишинёва. И услышать замечательную музыку Микаэла Таривердиева — лента «Человек идёт за солнцем» стала кинодебютом композитора.
Режиссёр Михаил Калик в одном из интервью говорил, что основой всего самого главного в жизни считает любовь. И невозможно не почувствовать, с какой огромной любовью снят его фильм «Человек идёт за солнцем».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер