
Жила в одном корейском селении одна красивая и умная девушка. Звали её Ан Ран Дю. Полюбили её трое юношей — трое друзей. Долго думала она, за кого же ей выходить замуж, и пошла к мудрецу за советом. Мудрец дал девушке три золотые монеты и велел отдать их юношам. Пусть на эти деньги они купят ей подарки, и чей подарок будет лучше, тот и станет её избранником.
Девушка возвратилась домой, позвала юношей, вручила каждому по золотой монете и передала слова мудреца.
Отправились друзья в дорогу, разошлись по разным странам, договорившись, в какой день им всем на обратном пути встретиться.
Один юноша купил чудесное зеркало. Стоило в него посмотреть — и сразу увидишь того человека, о котором подумал, где бы он ни находился.
«Теперь мы всегда с Ан Ран Дю сможем увидеть друг друга», — обрадовался юноша. Второй юноша купил волшебного верблюда. Стоило сесть на этого верблюда, и в момент окажешься там, где пожелаешь. «Лучшего подарка не найти. Отныне мы с Ан Ран Дю в любую минуту можем оказаться рядом», — решил второй юноша.
Третий из друзей купил волшебное яблоко. Если заболеешь — надо съесть это яблоко, и сразу будешь здоров. «Если заболеет Ан Ран Дю, ей пригодится мой подарок», — подумал он.
Ровно через год юноши собрались в условленном месте, чтобы вернуться в родное селение. А так как они очень тосковали по красавице Ан Ран Дю, то решили разок поглядеть на неё в волшебное зеркало.
Посмотрели и побледнели: девушка была больна и лежала при смерти. Сели они тогда все трое на волшебного верблюда и в момент оказались возле её дома. Потом Ан Ран Дю съела волшебное яблоко и сразу же выздоровела.
— Вы все одинаково помогли мне своими подарками. Сами решайте, за кого мне выходить замуж, — сказала Ан Ран Дю.
Три дня и три ночи думали юноши и ничего не могли придумать. Ведь не будь зеркала, как бы они узнали о страшной болезни Ан Ран Дю? Не будь быстро бегающего верблюда, как бы они прибыли вовремя? А без волшебного яблока как бы они спасли девушке жизнь?
А на третий день Ан Ран Дю позвала юношей и сказала:
— Вы настоящие друзья и доказали это. Лишь вместе, благодаря дружбе, вы смогли спасти меня. Но я выйду за того, кто подарил мне волшебное яблоко. Ваши подарки остались у вас, а он утратил своё яблоко. Выбирая подарки, вы думали и о себе, а владелец яблока только обо мне, значит, он больше всех меня любит.
Так красавица и умница Ан Ран Дю выбрала себе достойного мужа.
(по мотивам корейской сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема