Помните афоризм из фильма «Ко мне, Мухтар» — слова: «Он постарается».
Один психолог говорил мне, что «понятие «постараться» — синоним понятия «не сделать» …». То есть, чтобы достигать цели, нужно говорить себе не «я постараюсь», а «я сделаю». С психологом вроде не поспоришь. Только христианская жизнь в каком-то смысле опровергает такого психолога.
Это, конечно, очень хорошо, когда человек ставит себе цель, говорит: «Я сделаю» — и делает. Но всегда ли так происходит? У меня далеко не всегда.
В слове «сделать» в этом плане читается законченность, завершенность, результат. Но человек слаб, и чем выше цель, тем явственнее он это понимает. А если вдруг цель не достигнута — тогда что? Акела промахнулся — и что решила стая под руководством Шерхана? «Прикончить волка одиночку». В слове «сделать» читается требовательность к человеку, а значит — приговор в случае неудачи. А в слове «постараться» — снисхождение к его слабости и одновременно понимание того, что человек и вправду стремится, и вправду делает все, что в его силах. На мой взгляд, это очень христианский подход. В том смысле, что христианин знает: в мире есть вещи, которые, как не пыжься, сам своими силами не сделаешь — хоть бы ты сказал себе фразу «я сделаю» миллион раз. Попробуйте с завтрашнего утра перестать завидовать, перестать обижаться, перестать считать себя центром вселенной… Есть вещи, которые и вправду можно только стараться сделать, а привести дело к результату может только Сам Бог. Главная из таких вещей — избавление от грехов.
Православное христианское учение гласит, что человек сам, только своими силами, не может избавиться от грехов. Для этого нужен Бог. Он Один может человека от них избавить. Но для этого человек должен сам этого очень-очень захотеть — то есть, собственно постараться. Потому что Господь не может спасти человека без человеческой воли ко спасению. На этом пути каждый постоянно падает и постоянно встает заново. И принцип христианство тут простой: сто раз упал, сто раз встань, иди дальше и старайся больше не падать. Видите — «старайся». Твои затраченные усилия, твое рвение — важнее результата. Вернее, даже так: результат — это и есть затраченные усилия. Ведь как мы знаем из Евангелия: что невозможно человеку, возможно Богу. Бог видит человеческое усердие — и совершает с тобой маленькое чудо: избавляет от греха.
На одной из моих первых исповедей священник поразил меня тем, что не читал нотаций, а наоборот, скорее подбадривал и говорил: «Ты главное старайся, старайся…» Если бы священник вместо этого говорил бы: «Ты главное сделай — избавься от греха», на этом, наверное, путь моего воцерковления и закончился бы. Но батюшка, как видно, понимал, что важно услышать и понять мне — простому грешному человеку.
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема







