Однажды, я услышал такой интересный вопрос — «Есть ли объективные доказательства жизни после смерти?» Ответ на этот вопрос зависит от того, какие доказательства мы могли бы счесть «объективными». Иногда под «объективными» доказательствами понимаются эмпирические — то есть полученные благодаря пяти органам чувств, возможно, усиленных приборами. Например, мы можем воспользоваться своим зрением (или мощным телескопом) чтобы увидеть туманность Андромеды. Мы можем показать ее всем остальным. Эмпирических доказательств жизни после смерти нет — мы не можем увидеть рай в особо мощный телескоп и не можем дойти до ада в результате особо глубокого бурения. Более того, было бы странно их ожидать — жизнь после смерти продолжается не в том материальном мире, который мы воспринимаем органами чувств.
Но человеческий опыт не сводится к эмпирическому; мы можем познавать важные истины о реальности путем интуиции, философского рассуждения или мистического опыта. И здесь мы находим важные свидетельства, указывающие на жизнь после смерти.
Во-первых, общечеловеческая интуиция. Культуры, в которых не принята вера в жизнь после смерти, являются скорее исключением — и исключением недавним; мы не знаем, сколько они просуществуют. Люди разных традиций могут иметь разные представления о посмертии — но само сознание того, что человек, как личность, продолжает существовать после смерти, является практически общепринятым. Те, кто отрицали жизнь после смерти всегда находились (и находятся) в меньшинстве.
Во-вторых — философские доводы против материализма, который постулирует, что личность и сознание — продукт мозга, и все это исчезает, когда мозг разрушается. Материализм, например, неизбежно объявляет свободную волю иллюзией — все наши акты мышления и произволения, согласно материалистической картине мира, являются результатом очень сложных, но чисто материальных процессов в нашем головном мозге, эти процессы полностью подчинены законам природы и не могут развиваться иначе. Однако свободная воля — непосредственно переживаемый нами опыт, следовательно, материализм ложен. Ложен и вывод из материализма — сознание есть продукт мозга и навеки гаснет при его разрушении.
В-третьих — у нас есть многочисленные свидетельства людей, переживших (чаще всего, во время сердечных приступов) ситуацию так называемой клинической смерти и внетелесный опыт — то есть опыт кратковременного пребывания вне тела, когда человек продолжает воспринимать окружающее, слышит разговоры, наблюдает действия врачей и т. д., в то время как его мозг лишен кислорода и не может функционировать. Такие свидетельства весьма многочисленны и побуждают ряд ученых (например, известного американского реаниматолога Сэма Парния) признавать, что сознание функционирует после смерти.
Для большинства человеческих культур вопрос стоял не о том, существует ли жизнь после смерти, а о том, как обрести блаженное посмертие. Евангелие отвечает на этот вопрос — покаянием и верой в Иисуса Христа.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.